Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников.
Каждый учитель задумывается над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким, познавательным? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Эти вопросы возникают и у меня.
Исходя из целей личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников, хочется остановиться на двух моментах, которые, на мой взгляд, действительно зарекомендовали себя, как эффективные приемы обучения, позволяющие сделать учебную деятельность более результативной. Это групповая форма работы и технологии самооценивания. Но обо всем по порядку. Личностно-ориентированное обучение мне было близко всегда. Когда стали вводить ФГОС, то на курсах повышения квалификации на одном из занятий было предложено указать, какие УУД формируются на разных этапах урока (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные). Так вот, у меня на всех этапах, помимо разных УУД, везде присутствовали личностные универсальные действия. На мой взгляд, любой этап урока, любое задание проходит через личность, т.е. ребенка. Этого мнения я придерживаюсь и сегодня. А предлагаемые вашему вниманию два момента из всего того, что нам необходимо делать по ФГОС я считаю одними из самых важных в учебном процессе.
Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. И эффективность данной работы, при правильной ее организации, можно легко доказать. Когда мы работаем фронтально с классом, то обычно с учителем работают 6-7 активных учащихся. А если вы организовали в классе групповую форму работы: 6 групп по 4 человека в каждой, то при самом плохом раскладе уже работать будут 6 человек – лидеры групп, но так бывает редко. Обычно в группах активно работают 2-3 человека и только 1 ученик пассивно слушает (НО ОН СЛУШАЕТ и это тоже важно). При несложных математических рассчетах приходим к выводу, что не участсвуют в работе только 6-8 человек!
Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.
Основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, развитие мышления учащихся.
Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания они открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.
Задачи групповой формы работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение задач, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Ожидаемые результаты:
Дети будут ходить в школу с хорошим настроением.
Уроки будут интересными и содержательными.
Улучшится качество усвоения программного материала.
Уровень взаимоотношений станет хорошим.
Развитие речи и творческих способностей учащихся.
Для каждого учащегося будет создана ситуация успеха.
Повысится самооценка и коммуникативная компетентность учащихся.
Подготовительным этапом к групповой работе и одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах. Слайд
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т. е. на любом этапе урока. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к таким упражнениям.
Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся.
Задания для парной работы продуманы авторами учебников.
Какие задания я предлагала детям?
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Можно спросить любую пару. Признайтесь, как часто нам не хватает времени на это! А работа в паре – это выход из положения.
2. Проверка домашнего задания. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, однокоренные слова. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
3. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры и т.д.
4. Отработка диалога. Проверка пары у доски.
5. На уроках литературного чтения. Чтение на 1 минуту в парах с последующм чередованием.
После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Слайд
Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы. Правила работы в группе:
Всегда уважай своих товарищей.
Называй собеседника по имени.
Говори вежливо, по очереди, не перебивая друг друга.
Внимательно слушай, если непонятно, переспроси.
Не согласен – предлагай!
Следи за временем.
Соблюдай порядок на парте.
Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Результативность дают не все группы, важно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. (Урок окружающего мира: мальчик – отличник забрал задание и не захотел ни с кем делиться).
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Группа по желанию. На внеурочной деятельности Слайд (урок воды) | - учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах: - разделитесь на группы по … человек в каждой. - разделитесь на одинаковые группы. |
«Случайная» группа. | – группа, формируемая по принципу случайности. Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д. |
Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром). Исследовательская деятельность Слайд (урок окружающего мира) | Формирование группы лидером: * Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так: а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске; б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы). * Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования). |
Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями. Работа в четверках – потому что так удобно Слайд (урок русского языка) | Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью». |
По уровню сложности задания. | Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант. |
Принципы выбора заданий для групповой работы.
Очень важно подобрать задания правильно.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется максимальное количество оригинальных идей;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему. Затем осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов:
единую и дифференцированную.
При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.
Для того, чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Можно использовать следующие роли:
Организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы.
чтец читает вслух;
секретарь - записывает что-то от лица группы;
докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
хронометрист – следит за временем
рефлексионист – оценивает работу всей группы
Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.
В выступлении группы принимают участие весь ее состав. После ответа основного докладчика, могут быть дополнения других ребят. Затем рефлексия - как работала группа, что получилось или не получилось и почему?
Например:
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые).
1.Работа в группах.
-Мы сегодня поставили цель: закрепить и систематизировать знания о тексте, его типах. Давайте это сделаем, поработав в группе.
Текст | | | ЦЕЛЬ | | | ВОПРОС | | | СТРУКТУРА | | | | |
Текст |
Повествование | Описание | Рассуждение |
ЦЕЛЬ |
Рассказ, сообщение | Описание предмета, лица, места | Объяснение причин, высказывание точки зрения |
ВОПРОС |
Что произошло? | Какой? | Почему? |
СТРУКТУРА |
Вступление Развитие действия Заключение. | Вступление Перечень признаков. Оценка, впечатления. | Тезис(вопрос). Доказательства. Вывод. |
В групповой работе должны присутствовать два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями. Личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Это условие является обязательным: сначала каждый думает и действует сам, затем происходит обмен мнениями и общее обдумывание решения проблем.
Например.
2.Работа в группах с графиком.
- Как определить падеж прилагательного? (по существительному, к которому оно относится.) Определить падеж. Построить график (работа в группе)
Попасть под горячую руку (нарваться на плохое настроение) В.п
Как гром среди ясного неба (неожиданно)Р.п
На блюдечке с голубой каемочкой (получить желаемое без особых усилий) Т.п
Сдвинуть с мертвой точки (наконец – то начать дело, произошли какие – то изменения)Р.п
Волк в овечьей шкуре ( злой человек, который притворяется добрым, прячется под маской) П.п
Явиться к шапочному разбору ( опоздать, прийти слишком поздно) Д.п
Быть на седьмом небе (быть в полном восторге) П.п
Вывести на чистую воду (разоблачить) В.п
- Сравните результат своей работы с эталоном
Если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора.
Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:
- Как дети сидят?
- Внимательны ли они или отвлекаются?
- Как ведут себя: живо или апатично?
- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
- Слушают ли друг друга?
- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. (Пример: Ангелина)
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Минусы:
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Необходимо учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, иначе интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
формировать пару из двух слабых учеников;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться;
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если
они содержат ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют подавляюще;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников;
не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; надо разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума ;
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой.
Групповая работа помогает детям работать самостоятельно, учит общаться, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.
Дети – это будущие взрослые. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
И немного о самооценивании и самоконтроле.
При постоянном и планомерном использовании технологий самооценивания к 4-го класса у большинства учащихся формируется субъективность учебной деятельности, а проявляется она в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также дети приобретают стойкие навыки самоанализа, умеют находить причины неуспехов и способы их исправления.
Для того чтобы развитие самооценки было наиболее эффективным, необходимо выполнение следующих условий:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя учащихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного эталонного оценивания школьниками своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности проделанной работы;
5. Составление учащимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
В своей работе я использую следующие приемы самооценки и самоконтроля, начиная с самых простых. Но от этого они не теряют своей значимости. Главное, чтобы они были на уроке!
1) Словесные приемы
а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что можешь похвалить себя?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вызвали интерес?
– Какие задания оказались трудными?
– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:
«Сегодня на уроке я…»
«Мне удалось…» «Я могу похвалить…» «Я недостаточно…» «Я старался…»;
2
) Символы Светофор
Применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно идти дальше».
Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». Хочу отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
3) «Говорящие рисунки»
-Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.
-Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.
-Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Моряки.
4) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения
В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:
– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующий учебный год?
5) Прием «Инсерт»
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом, на уроках русского языка, работая с правилом учащиеся делают пометки, т.е. выполняют маркировку текста (прием называется инсерт). И хотя это прием из технологии развития критического мышления, я считаю, что он хорошо работает и при формировании навыка самоконтроля.
V – «Уже знал это»
+ — «Новое знание»
? – «Не понял, есть вопросы»
- – «Не согласен. Думал по-другому».
6) «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются интересной, необидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью этих линеечек можно измерить все что угодно.
Такая оценка:
— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки работу оценивает учитель. Он ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учащимся своей работы преподаватель еще раз объясняет ученику критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или соответственно строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты.
7)Таблицы
Таблица самоконтроля
№ | Я умею… | С/О |
1. | находить безударные гласные и проверять их | |
2. | находить парные согласные и проверять их | |
3. | находить непроизносимые согласные и проверять их | |
4. | находить двойные согласные и проверять их | |
Поставьте в столбике самооценки один из знаков:
+ умею хорошо;
? сомневаюсь, нужно повторить;
- не умею.
Лист самооценки ______________________________
Н
а каждом этапе оцени свою работу, выбрав нужный знак +, - , .
№ этапа | Учебная деятельность | Выполнение |
1 | Умею отличать имена прилагательные от других частей речи. | |
2 | Умею работать в паре. | |
3 | Умею находить имена прилагательные заданной формы | |
4 | Правильно записываю безударные падежные окончания прилагательных | |
5 | Умею определять падежную форму прилагательного. | |
6 | Умею работать в группе. | |
7 | Умею самостоятельно находить и исправлять ошибки в тексте. | |
Оценочный лист
| Этапы урока | Оценка |
| Орфографическая минутка | |
| Работа в группе | | |
| Буквенный диктант | |
| Составление текста и запись его части | |
| Общая отметка за урок | |
| | |
8) Листы индивидуальных достижений
Д
ля создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса каждый ученик ведет «Лист самооценки предметных достижений». Успехи фиксируются условными обозначениями: +, -,
Лист самооценки предметных достижений по чтению учени____ 1 – а класса
__________________________________________________________________
| | январь | февраль | март |
| | | | | |
1 | Умею читать по слогам | | | | | | |
2 | Умею читать целыми словами | | | | | | |
3 | Читаю слова правильно | | | | | | |
4 | Читаю текст выразительно | | | | | | |
5 | Понимаю прочитанное | | | | | | |
6 | Знаю гласные звуки и буквы | | | | | | |
7 | Знаю согласные звуки и буквы | | | | | | |
8 | Умею составлять звуковую схему слова | | | | | | |
Лист самооценки предметных достижений по письму учени____ 1 – а класса ______________________________________________________
| | январь | февраль | март |
| | | | | |
1 | Умею писать под диктовку предложения | | | | | | |
2 | Умею ставить ударение | | | | | | |
3 | Умею делить слова на слоги | | | | | | |
4 | Умею переносить слова по слогам | | | | | | |
5 | Умею писать имена собственные | | | | | | |
6 | Умею писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. | | | | | | |
7 | Умею обозначать мягкость согласного на письме буквами ь. и, е, ё, ю, я. | | | | | | |
Лист самооценки предметных достижений по математике учени__1 – а класса
_____________________________________________________________________
| | январь | февраль | март |
| | | | | |
1 | Хорошо знаю состав чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. | | | | | | |
2 | Умею считать от 1 до 100 и от 100 до 1. | | | | | | |
3 | Знаю, что такое десяток. | | | | | | |
4 | Знаю, как получить двузначное число из десятков и единиц | | | | | | |
5 | Умею сравнивать двузначные числа | | | | | | |
6 | Умею решать задачи в 1 действие и делать к ним схемы | | | | | | |
7 | Умею складывать и вычитать числа в пределах 20. (12 + 3, 17 – 2) | | | | | | |
8 | Умею находить длину ломаной | | | | | | |
9 | Умею находить периметр фигуры, площадь фигуры | | | | | | |
10 | Умею складывать и вычитать круглые числа. (50 + 30, 70 – 20). | | | | | | |
11 | Умею решать примеры вида: 23 + 20, 57 - 6. | | | | | | |
Таким образом, учащиеся к концу обучения в начальной школе, как правило, достигают высокого уровня понятийного мышления, умеют беспристрастно оценивать себя, овладевают способами оценки своей деятельности.
Все, о чем я сейчас говорила, вам, безусловно, хорошо знакомо, поэтому мы часто этим принебрегаем, считая это очевидным. Но парадокс в том, что детям это совершенно незнакомо. Поэтому нам с вами просто необходимо научить их ЭТОМУ. И тогда мы будем МОЛОДЦЫ!
Тема: «Личностно - ориентированный подход в обучении младших школьников»
Подготовила: Салманова Лариса Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2019 год