СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на общешкольном родительском собрании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это образец выступления воспитателя группы продленного дня на общешкошльном родительском собрании

Просмотр содержимого документа
«Выступление на общешкольном родительском собрании»

Взаимодействие в работе учителя и воспитателя группы продленного дня


Одним из важнейших вопросов организации продленного дня является взаимодействие между учителем и воспитателем группы продленного дня. От степени скоординированности их усилий зависит качество учебно-воспитательного процесса, уровень успеваемости и воспитанности учащихся.

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Во-первых, это совместная работа воспитателя и учителя по комплектованию групп продленного дня, воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной учебно-воспитательной работы, ведению психолого-педагогических наблюдений, взаимопосещение занятий, участие в методической работе и работа с родителями.

Во-вторых, это обмен информацией между учителем и воспитателем. При этом средствами обмена служат классные журналы, журналы групп продленного дня, дневники учащихся и их тетради.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. Взаимодействие в работе учителя и воспитателя группы продленного дня предполагает поддержание постоянной взаимосвязи. Одним из видов такой взаимосвязи, способствующим успеху в руководстве самоподготовкой, является заблаговременное информирование воспитателей обо всех домашних заданиях, задаваемых учителями. С этой целью помимо классного журнала с 1 по 4 классы может быть введена специальная тетрадь (тетрадь взаимосвязи, «сигнальная тетрадь», дневник взаимосвязи), в которой учитель заранее фиксирует домашнее задание и при необходимости дает краткие методические указания для воспитателя. Располагая этими сведениями заблаговременно, воспитатель получает возможность заранее познакомиться по каждому учебному предмету с системой домашних заданий ряда уроков. Более того, воспитатель получает время для подготовки к занятиям. При этом воспитатель может высказать учителю свое мнение, касающееся отдельных заданий, внести поправки, если задание подобрано неудачно, предотвратить такие крайности, когда в одни дни задания оказываются слишком легкими, а в другие дни учащиеся перегружены ими.

В процессе самоподготовки ярко выступает отношение учащегося к учебному предмету, его старание и прилежание, умения и навыки при выполнении самостоятельной работы. Воспитатель, который руководит самоподготовкой, ежедневно практически оценивает объем и соотношение заданий друг с другом, видит, какая нагрузка падает на учащихся по всем предметам. Давая задание по своему предмету, учитель обязан помнить, что учащиеся получают их и по другим предметам. О согласованности заданий может позаботиться и классный руководитель. Так, например, если по литературе учащимся задано написать сочинение, то классный руководитель может поставить об этом в известность всех учителей-предметников данного класса. О своих наблюдениях воспитатель может сообщить учителю, который примет к сведению полученную информацию. Настоящее содружество между учителем и воспитателем устанавливается тогда, когда они оба имеют в виду преемственность между уроком и подготовкой домашних заданий, учитывают особенности каждой из этих форм организации учебного процесса. При отсутствии записи в специальной тетради воспитатель может воспользоваться классным журналом или дневником лучшего учащегося.

Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д.. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели группы продленного дня приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования, необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Самоподготовка органически связана с уроками образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. И внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Порой приходится наблюдать, что воспитатель даже опасается вводить что-либо, отличающее самоподготовку от урока. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда воспитатель чувствует свою второстепенность по сравнению с учителем, полностью зависит от его требований и установок. Особенно опасно, когда такое неравенство учителя и воспитателя замечают дети. Уже одно это обстоятельство подрывает авторитет воспитателя, нарушает систему единых требований, лишает его возможности строить правильные воспитывающие отношения с детским коллективом.

Вот почему статус воспитателя в классе или группе продленного дня необходимо поднимать прежде всего за счет углубления, обогащения, а порой и создания специфических воспитательных основ самоподготовки.

Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи его на уроке. Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя — одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Если самоподготовку в классе продленного дня ведет сам учитель, он в не меньшей степени должен учитывать особенности взаимосвязи урока и самоподготовки.

Урок в классе продленного дня должен обязательно включать совместную с учителем коллективную работу по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток. Учитель определяет основную дидактическую цель самоподготовки, разрабатывает и подбирает конкретные задания, в которых будет реализована эта цель, материал для дифференцированной работы, готовит консультантов.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки. Поскольку учеников, посещающих группу продленного дня, на дополнительные занятия не оставляют, учителям приходится заниматься с ними во время самоподготовки, это дает возможность воспитателю уделить больше внимания другим школьникам. Для подобных занятий, кроме классной комнаты, могут быть использованы кабинеты, рекреации, школьные коридоры, библиотека и другие помещения.

Навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Иногда учителя дают учащимся большие и сложные задания, считая, что с помощью воспитателя они с ними справится. Такие действия нельзя признать правильными с педагогической точки зрения. Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка учащихся в I—II классах должна занимать не более 1 ч, в III—IV классах — 1,5—2 ч. (Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает никаких разминок перед их выполнением - устного счета, общегруппового повторения правил и т. д., дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по выполнению домашних заданий.)

За самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и учитель, хотя он не всегда на ней присутствует.

Установлению преемственности способствует такой порядок, когда учитель и воспитатель периодически посещают занятия друг друга. Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.

При посещении уроков воспитатель уясняет систему и методику изложения материала учителем, наблюдает, как дается задание на дом и какой при этом проводится инструктаж. Вместе с тем воспитатель на уроке видит результаты своей деятельности, своего руководства над самостоятельной работой учащихся. Не менее важно и посещение учителем-предметником часов самоподготовки учащихся. При этом он оценивает по существу характер и объем своего задания на дом, выясняет, какие затруднения испытывают учащиеся при выполнении задания. Кроме того, при необходимости учитель может использовать это время для индивидуальной работы с отдельными учащимися. Посещение воспитателем уроков учителя в том классе, учащимися которого укомплектована группа, а учителем самоподготовки - одно из важных условий усиления педагогической взаимосвязи. Взаимопосещение педагогами уроков и самоподготовок широко вошло в практику работы школы. Анализ показал, что в процессе взаимопосещения занятий учитель и воспитатель обогащаются педагогическим опытом, выявляют недостатки в своей работе и в итоге совершенствуют учебно-воспитательный процесс. Таким образом, взаимопосещение занятий дает возможность осуществить единство требований, а также проводить творческий обмен мнениями по всем вопросам учебно-воспитательной работы в данном классе. Одной из таких форм обмена мнениями может быть совместное заседание методического объединения воспитателей, учителей-предметников и классных руководителей. На этих совместных заседаниях обсуждаются вопросы, касающиеся индивидуального подхода к детям, домашних заданий, а также самостоятельной работы учащихся.

Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования в учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно, с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.

При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает тематическое планирование по предметам, выясняет: какие темы наиболее трудны для учащихся, в чем именно; какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта и по дороге к нему). Все эти данные могут найти отражение в календарном плане воспитателя.

Таким образом, взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня – одно из важных условий эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.


Использованная литература:

1. Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Берсуцкий Н.Л. и др. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня. – М.: Просвещение,1988. – С. 16.

2. Визгерд Я.А. Учебно-воспитательная работа в школе. –М.: Просвещение, 1962. – С. 102.

3. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продленного дня. – Киев: «Радянська школа», 1982. –С. 52.

4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Избранные произведения. – Т.2. – Киев, 1976. – С. 566.



8