Упражнения для подготовки к написанию части С (сочинения-рецензии)
Тема текста. Ключевые слова.
Тема – это то, о чем говорится в тексте, объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленным воедино авторским замыслом.
При анализе текста следует выделять ключевые слова – это слова, наиболее характерные для данной темы, они помогают наиболее точно определить тему текста и основную мысль.
Упражнение 1 . Определите тему высказывания, выделив ключевые слова.
Сформулируйте проблему, о которой говорится в высказывании:
«Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля» (Платон)
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно (Толстой Л. Н)
Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике. (Шопенгауэр А.)
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей)
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. (Альберт Эйнштейн)
Основная мысль текста. Отношение автора к предмету речи.
Определить основную мысль – значит ответить на вопрос, почему эта тема вызывает интерес и отклик у разных авторов.
Основная мысль обычно определяет отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Чтобы определить главную мысль текста, следует задать вопрос: что хотел сказать автор.
Упражнение 2. Сформулируйте в косвенной речи отношение автора высказывания к предмету речи, используя речевое клише (Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на..., останавливается на...; отмечает важность, формирует, исходит из...; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что...; причину этого видит в том, что...; считает, что...; приводит пример того, как...; приходит к выводу, заключению; )
Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою. (Восточное изречение).
В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. (Георг Гегель)
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо. (Виктор Франкл)
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием. (Джон Рескин)
Не рождается зло от добра и обратно...
Различать их нам взгляд человеческий дан! (Омар Хайям)
Упражнение 3. Сформулируйте собственное мнение по позиции авторов, высказанных выше.
Упражнение 4. Выразите свое согласие или несогласие к приведенным тезисам, используя клише (следует признать, отметить; не можем не согласиться; с удовольствием отмечаем. К сожалению, вынуждены возразить, отметить, оспорить; сомнительно, что...; автор упускает из виду; необоснованно утверждает и др.)
Интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. (по Д.Лихачеву)
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (Д.Лихачев)
Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. (К.Паустовский)
Жизнь – вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. (В.Быков)
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (А.Чехов)
Упражнение 5. Выскажите свое мнение на поставленные вопросы, используя вводные слова (во-первых, во-вторых, и наконец и др.). Постарайтесь к каждому ответу подобрать подтверждающий аргумент.
Какая она современная молодежь?
Что делать, когда скучно?
А надо ли прощать?
Нужно ли заниматься спортом?
Быть счастливым – это просто?
Упражнение 6. Определите, в каких случаях уместна опровергающая аргументация? Выскажите свое согласие или несогласие с утверждениями.
Милостыня оскорбляет человека действия, ей не гнушаются только сломленные, это мой личный взгляд. Что касается спокойного сна человека, который подал нуждающемуся, что ж у меня это вызывает только ухмылку. Людям надо помогать это бесспорно, но, только поддерживая их морально, помогая им подняться на ноги и идти своим путем, а не тащить кого-то на шее. Здесь мне вспоминается притча про рыбака, который не стал ловить рыбу голодному, но вместо этого научил его ловить рыбу самостоятельно, чтобы он мог прокормить себя не только на данный момент, но и в будущем. (Неизвестный)
Есть средство воспрепятствовать преступлениям — это наказания; есть средства изменять нравы — это благие примеры. (Монтескье)
Образованный человек никогда не читает — он перечитывает. (Жорж Элгози)
Жизнь — это риск. Только попадая в рискованные ситуации, мы продолжаем расти. И одна из самых рискованных ситуаций, на которые мы можем отважиться, — это риск полюбить, риск оказаться уязвимым, риск позволить себе открыться перед другим человеком, не боясь ни боли, ни обид. (Арианна Хаффингтон)
Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни. (Гиппократ)
Упражнение 7. Перед Вами примеры из романа И.А. Гончарова «Обломов». Определите, рассуждая над какими проблемами, можно использовать данные примеры. Сформулируйте проблему по каждому примеру.
«…Его не пугала, например, трещина потолка в его спальне: он к ней привык; не приходило ему тоже в голову, что вечно спёртый воздух в комнате и постоянное сиденье взаперти чуть ли не губительнее для здоровья, нежели ночная сырость; что переполнять ежедневно желудок есть своего рода постепенное самоубийство; но он к этому привык и не пугался.
Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете.
В тесной толпе ему было душно; в лодку он садился с неверною надеждою добраться благополучно до другого берега, в карете ехал, ожидая, что лошади понесут и разобьют.
Не то на него нападал нервический страх: он пугался окружающей его тишины или просто и сам не знал чего — у него побегут мурашки по телу. Он иногда боязливо косится на тёмный угол, ожидая, что воображение сыграет с ним штуку и покажет сверхъестественное явление.
Так разыгралась роль его в обществе. Лениво махнул он рукой на все юношеские, обманувшие его или обманутые им надежды, все нежно-грустные, светлые воспоминания, от которых у иных и под старость бьётся сердце…»
«…Что ж он (Обломов) делал дома? Читал? Писал? Учился?
Да: если попадётся под руки книга, газета, он её прочтёт.
Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и если принесут скоро, он примется за неё, у него начнёт формироваться идея о предмете; ещё шаг — и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая.
Охлаждение овладевало им ещё быстрее, нежели увлечение: он уже никогда не возвращался к покинутой книге.
Между тем он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет, в пансионе; потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца.
Робкий, апатический характер мешал ему обнаруживать вполне свою лень и капризы в чужих людях, в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков. Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки.
Всё это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.
Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не всё понимал, что слушал и учил.
Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен.
Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо ещё прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него.
— И ты, Брут, против меня! — говорил он со вздохом, принимаясь за книги.
Неестественно и тяжело ему казалось такое неумеренное чтение…»
«…Зачем же все эти тетрадки, на которые изведёшь пропасть бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? Зачем же, наконец, шесть-семь лет затворничества, все строгости, взыскания, сиденье и томленье над уроками, запрет бегать, шалить, веселиться, когда ещё не всё кончено?
Когда же жить? — спрашивал он опять самого себя. — Когда же, наконец, пускать в оборот этот капитал знаний, из которых большая часть ещё ни на что не понадобится в жизни? Политическая экономия, например, алгебра, геометрия — что я стану с ними делать в Обломовке?»
И сама история только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, всё готовит ясные дни. Вот настали они — тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание рухнуло, опять работать, гомозиться... Не остановятся ясные дни, бегут — и всё течёт жизнь, всё течёт, всё ломка да ломка.
Серьёзное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нём жажду к умозрительным истинам…»
Упражнение 8. Сформулируйте проблему, поднятую в отрывках из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», актуальная ли , на ваш взгляд, эта проблема, выскажите свое отношение к ней.
«…Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!..»
2) «…Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
…
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
…
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
…
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг…»
3)«…Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума…»
«…В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.
…
Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она …»
«… — И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
… И вот ввели в семью чужую…»
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? А аргументы отвечают: ПОТОМУ ЧТО…
Упражнение 9. Подберите поддерживающие и опровергающие аргументы.
(аргументы «За»)
Заниматься спортом надо регулярно.
Лес нужно беречь.
Мудрость приходит с годами.
(аргументы «Против»)
Молодежь ужасна.
Добрым быть необязательно.
В современном мире религия не нужна.
Упражнение 10. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Стакан молока
Подросток, ходивший от дома к дому и продававший дешёвенькие товары, чтобы оплатить свою дальнейшую учёбу, обнаружил, что в кармане у него остался единственный гривенник. Будучи очень голодным, он решил в следующем же доме попросить что-либо поесть, но когда молодая женщина открыла ему дверь, вся решимость его мгновенно испарилась. «Можно мне попить?» - запинаясь от смущения и уставившись в землю, едва пролепетал он. Женщине мальчик показался голодным, и вместо воды она принесла ему большой стакан молока. Он пил медленно, смакуя каждый глоток, а когда, наконец, закончил, тихо проговорил: «А сколько я Вам должен?» «Ничего ты мне не должен, - ответила женщина, улыбаясь, - мама учила нас никогда не брать денег за доброту». «Тогда, - ответил он, - большое Вам спасибо, спасибо от всего сердца!» В тот день Говард Келли покидал этот дом, чувствуя себя не только сильнее физически, но его вера в Бога и человека, казалось, тоже окрепла...
Прошли годы. Молодая женщина состарилась и тяжело заболела. Когда местные врачи не смогли ей помочь, она была отправлена в большую городскую больницу, и на консультацию к умирающей женщине был вызван известный врач. Едва взглянув на неё, Келли тут же узнал в ней свою давнюю знакомую и решил сделать всё возможное, чтобы спасти ей жизнь. Схватка с болезнью длилась довольно долго, но врач вышел из неё достойным победителем. А когда настало время выписывать пациентку, Келли попросил, чтобы все её счета по оплате за медицинские расходы были представлены ему на утверждение. Едва взглянув на многозначное число в низу страницы, он быстро черканул что-то на уголке представленного ему счёта.
А женщина, получив при выписке из больницы документы, не решалась их открывать: она беспокоилась, что ей до конца жизни придётся работать, чтобы оплатить своё длительное лечение. Дрожащими пальцами открыв, наконец, свёрнутый листок, она обратила внимание на записку, нацарапанную в углу неразборчивым почерком. «Оплачено полностью одним стаканом молока», - медленно прочитала она. Внизу стояла подпись: Доктор Говард Келли.
Определите тему текста. Его основную мысль.
Какие проблемы поднимает автор текста? Сформулируйте одну из них.
Какова позиция автора?
Выскажите свое отношение к данной проблеме, подберите 2-3 аргумента, подтверждающих Вашу позицию.