СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по русскому языку за курс 8 класса. Обобщение и повторение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены задания для повторения разных тем.

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку за курс 8 класса. Обобщение и повторение.»

Основные единицы синтаксиса

1. Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слово. Обозначьте главное слово крестиком. Поставьте от главного слова вопрос к зависимому. Обозначьте части речи.

Автомобильная дорога, бережно хранить, говорил по-испански, кошачья грация, легковой автомобиль, ваза из стекла, невероятно интересно, красный от стыда, сияющая в небе, незадолго до рассвета, обрадовался при встрече, принесла вчера, недалеко от дома, великолепный розарий, гусиное перо, резко атаковать, слишком тихо, шёл напевая, крышка от кастрюли, говорила нараспев, чрезвычайно важно, задыхаясь от возмущения.

2. Выпишите только словосочетания. Найдите в них главное и зависимое слово. Определите части речи и виды словосочетаний.

Мимо дома, прогрохотал поезд, возле забора, пускай учится, будешь стараться, более вкусный, починил стол, бежать сломя голову, брат и сестра, серьёзный разговор, в течение часа, чрезвычайно медленно.


3. Определите, какие из данных записей являются предложениями, а какие словосочетаниями. Рядом с предложениями поставьте букву «П», а со словосочетаниями – «С».

Яркого света ________

Горит свет. __________

Вижу в окне слабый свет. _________

Свет лампы ______

Свет от свечи тусклый. ________

Слабо мерцает _________

Жмурясь от света _______

Малыш жмурился от света. _______


Типы связи в словосочетании.

1.Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип связи в словосочетаниях.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

2. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

 Согласование   

 Управление   

 Примыкание

 

 

 

     
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

3. Укажите тип подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.


Главные члены двусоставного предложения

  1. Запишите предложения, выделите грамматическую основу. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое.

Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь. 

Жили-были три брата.  Снова что-то зашумело в лес.

Сквозь щели беседки пробивалось закатное солнце.

Часовые поприветствовали генерала.

Опоздавшие смущённо толпились у дверей.

Курить – здоровью вредить. 

Жить – это мыслить и чувствовать.

Два товарища хороших вдоль по улице брели.

Вечером вы узнаете о результатах.

 Я помню деревенское ясное утро.

 Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья.

Листья дуба почернели.

Семеро одного не ждут.

Блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река.

Задремали звёзды золотые.

Журчит в траве незримый ключ.

Ничто не ранит так, как ранит стыд.

Никто не пробует глубину реки сразу двумя ногами.

Знает ли кто-нибудь вас в доме Троекурова?

Оба женились по любви, оба скоро овдовели.

От канавы отделилось трое.

Кто у нас в хате сидит?

Никто не смеялся.

Расстались мы, но твой портрет я на груди храню.

Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, сгибались в три погибели.

Далече грянуло "ура" - полки увидели Петра.

Топорщились густым зелёным луком две маленькие грядки у окна.


Простое глагольное сказуемое

  1. Подчеркните сказуемые.

  2. С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.

  3. Пусть каждый узнает об этой новости.

  4. Люди пахать, а мы руками махать.

  5. Наша команда открыла счёт в соревнованиях.

  6. Эта мысль привела её в ужас.

  7. Он выходит из себя по любому поводу.

  8. Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.

  9. Дети приняли участие в выставке художественного творчества.

  10. Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.

  11. На кону стояла жизнь человека.

2. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

  1. Закат пылает, золотит (предложение 1)

  2. Луч солнца касается (предложение 2)

  3. Мыши заглядывают (предложение 3)

  4. Тлеет, кричит (предложение 4)

  5. Озеро (предложение 5)


Составное глагольное сказуемое

  1. Выделите грамматические основы предложений.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский) Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев).


Составное именное сказуемое

1.А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц). 11.  С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 12. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 13. Вся рыба – ваша (Солоухин). 14. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 15. Уступить – позорно (Тендряков). 16. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 17. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький).


Тире между подлежащим и сказуемым

1. Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.

1. Родиться на свет самая простая штука но прожить на свете это уже очень трудно. (Д.Писарев)
2. Жить значит чувствовать и мыслить страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь смерть. (В.Белинский)
3. Правда это общая совесть людей. Правда это победа совести в человеке. (М.Пришвин)
4. Я этой песне не ровесник она гораздо млаже друг меня! (А.Прокофьев)
5. И снова тают облака, а солнце что очаг домашний. (В.Наседкин)
6. Метели вой как похоронный гимн. (В.Бобров)
7. Общая протяженность перевала восемь километров. (В.Закруткин)
8. Глупое это дело молодость провожать. (Н.Старшинов)
9. По полю брани смерть идет с косой, и для нее война что косовица. (А.Кешоков)
10. Смелость жизненная энергия души. (К.Ушинский)

2. Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

1. Дома города точно груды грязного снега. 2. Земля под ними чёрная голая. 3. Деревья садов как бугры. 4. Он скептик и материалист. 5. Жизнь прожить не поле перейти. 6. Жить народу служить. 7. Летний дождик одно только удовольствие. 8. Дважды два четыре.

3. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Второстепенные члены предложения

Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

1. В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето.

2. На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.

3. Едет парень верхом.

4. Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок.

5. Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно

6.Налетел ветерок, прошумел по осоке, всколыхнул озёрную гладь.7.За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.

8.Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали лениво посвистывали соловьи.

9.Варенька бросилась навстречу своей старой приятельнице, княгиня поцеловала ее.

10.Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.)

11. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

12. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. 

13.При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками.

14.Собирают клюкву поздней осенью.

15.В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам.

16.В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле.

Определение как второстепенный член предложения. Согласованные и несогласованные определения.


1.Найдите грамматическую основу, выделите в тексте определения.

1) На дворе стояла совершенно чёрная, непроницаемая ночь. 2) Швейцар зажёг свечу и обошёл зелёные, оранжевые, серовато-голубоватые залы. 3) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. 4) В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес. 5) Начал он свою карьеру мелким, необеспеченным чиновником.

2. Спишите предложения, указав вид определения. (Согласованные или несогласованные).

I. 1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.) 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще.

II. 1) Я совершенно утратил способность писать. 2) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски. 3) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле. (Ю. Олеша.)

Дополнение как второстепенный член предложения. Прямые и косвенные дополнения.

1.  Выделите грамматические основы предложений. Найдите дополнения, подчеркните их.

1. Он углубился в чтение моего пространного заявления.

2. Помню я эту осень отлично

3. Не видал я до той поры такой осени.

4.Митя посоветовал Мирону закупить в деревнях муку и продавать рабочим.

5.Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая.

6. Наконец, Генри увидел замок.

7.Замок пронзал тёмными шпилями небо.

8. Весной птицы совершают свой первый полёт.

9. Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
10. И туман, и непогоду осень поздняя несёт.

2. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.

1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла. 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств.

1. Запишите предложения, подчеркните обстоятельства, сверху надпишите их вид.

Из темноты сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками. Долго бродила Олёнка по лесу, болоту в березняках. В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки. Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, букашки, личинки.

2. Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.

1) На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста. (А. Платонов.) 3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув иглой. (Ю. Бондарев.)

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.


1. Спишите предложения. Подчеркните однородные члены предложения вместе с обобщающим словом. Какие слова являются обобщающими для этих однородных членов?

1) По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня.

2) Шум, брань, мычание, блеяние, рев — всё сливается в один нестройный говор.

3) И море, и небо, и белый песок — все радовало глаз.

4) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы — зеленели приветливо и свежо. 5) Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

2. Вставьте в предложения обобщающие слова, запишите полученные предложения.

1) Ромашки, колокольчики, васильки — луговые …

2) Лошади, коровы, свиньи, гуси, утки — домашние …

3) Все ...: бабушка и дедушка, брат сестра, мама и папа, — радовались моим успехам.

4) В школьном саду посадим фруктовые деревья: …, …, ..., … .

5) …, …, … — все эти животные считаются хищниками.

6) Нигде: ни ... , ни ... , ни ... — я не встретился с друзьями.

3. Подберите обобщающие слова к однородным членам и наоборот. Составьте с ними предложения.

1) Животные: ………………………………………………………………..

2) Одежда: …………………………………………………………………..

3) Обувь: ………………………………………………………………………

4) Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло: ……………………

 Синтаксический разбор двусоставного предложения.

  1. Запишите предложения, выполнить полный синтаксический разбор предложений.

  • Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.

  • Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

  • Над ними по неподвижному небу тихо плывёт горячее солнце.

  • Густо зарастает чистый ручей смородиновым кустом.

  • Он приятно для глаз пестреет своими садами и ярко расписанными церквами.

  • Стеклянными колокольчиками звонко квакают вдали древесные лягушки.

  • В мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхает яркая молния.

  • Размеренная тишина изредка нарушалась всплесками рыбы в спокойной воде.

  • Вся природа, постепенно успокаиваясь, засыпала в торжественном величии.

  • Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.


Обособление определений.

  1. Запишите предложения, подчеркните определения, расставьте знаки препинания.

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12.Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 13. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 14.  Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл.  (Никитин). 15. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал .

Обособление обстоятельств.

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните обособленные обстоятельства.

  1. Павел не спеша направился к двери, но вспомнив что-то вернулся к столу. 2) Работая он старался заглушить свою тоску. 3) Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки. 4) Не испортив дела мастером не станешь. 5) Уходя гасите свет. 6) Он постоял вглядываясь в темноту и улыбнувшись каким-то своим мыслям зашагал быстрее. 7) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана, утром в путь она умчалась рано по лазури весело играя. 8) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал. 9) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. 10) Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей. 11) Измучив доброго коня на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. 12) Вдруг она побежала мимо меня напевая что-то другое и прищёлкивая пальцами вбежала к старухе.


Обособление дополнений

1.Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и обособленные дополнения.

Лизе наряду со всеми пришлось искать службу. 2) Всё поле заросло кустарником за исключением небольшой полянки. 3) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 4) Вместо пальто он надел куртку. 5) В отличие от крепкого деда отец выглядел хилым и болезненным.

2. Спиши, расставь знаки препинания. Обособленные дополнения подчеркни.

Все общество за исключением княжны вернулось в гостиную. (И. Тургенев.) 2) Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку газноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов. (И. Гончаров.) 3) За неамением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. (А. Чехов.) 4) Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый.
(А.Н. Толстой.)


Предложения с обращениями

1. Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

3. Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.


Предложения с вводными конструкциями.

  1. Перепишите, вставляя вводные слова, указывающие на последовательность мыслей (во-первых, во-вторых и т. д.), и вводные слова, указывающие на связь мыслей (следовательно, итак). Расставьте знаки препинания.


1. Чтение книг... помогает понять жизнь... обогащает память... укрепляет грамотность и... развивает речь... надо больше читать хороших книг. 2. Витамины... способствуют укреплению здоровья... увеличивают сопротивляемость организма болезнетворным микробам... повышают работоспособность... витамины необходимы для нормальной деятельности человеческого организма. 3. Дерсу сказал мне что трижды чувствует себя виноватым перед тигром:... потому, что он сообщил мне о похищенной у него собаке... потому, что дал мне своё ружьё... потому, что вместе со мной ходил преследовать раненого зверя.

2. Спишите, вставляя в предложения вводные слова и словосочетания. Выразите мысли с уверенностью. Расставьте знаки препинания.

1. Внимательное чтение повышает грамотность. 2. Физкультура укрепляет здоровье. 3. Чтобы заниматься спортом, необходимо предварительно посоветоваться с врачом. 4. Утреннюю зарядку нужно проводить ежедневно. 5. Все наши спортсмены примут участие в кроссе.
Выразите мысли как предположение. 1. Солнечные дни установились надолго. 2. Река вскроется рано. 3. Весна будет тёплая и сухая. 4. Черёмуха в полном цвету и скоро зацветёт сирень. 5. На юге уже начался купальный сезон.