СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Головные уборы" (подготовительная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать для систематизации знаний о головных уборах.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Головные уборы" (подготовительная группа)»

МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательноя школа №118»

структурное подразделение «Детский сад №68 «Тополёк»

МО «Пинежский муниципальный район»

на тему «Головные уборы» подготовительная группа

Воспитатель: Пестова Г.Ф.

Цель: Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.

ЗАДАЧИ: Систематизировать элементарные знания дошкольников: о головных уборах, о тканях, о деталях шляпы. Уточнить функции и назначение головных уборов. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны головные уборы.

Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.

Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове.

Соотносить существительные с числительными (одна шапка, две кепки, т.д.).

Выразительно передавать литературный текст.

Закреплять умение делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (шап-ка, пи-лот-ка, т.д.).

Воспитывать культуру речевого общения, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Предварительная работа: беседы на темы: «Головные уборы»; наблюдения за людьми: «Какие головные уборы носят люди?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; рассматривание картинок по теме «Головные уборы в профессиях»; исследовательская деятельность «Ткани»; загадывание загадок о головных уборах; обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах.

Художественная литература: сказки «Красная Шапочка», «Золушка», »Кот в сапогах», В.В.Маяковский «Кем быть?», Н.Носов «Живая шляпа», Н. Кончаловская «Дело в шляпе».

Художественное творчество: рисование «Украшаем головной убор».

Ход занятия.

Дети входят в зал и приветствуют гостей. Затем встают в круг.

  • Сегодня мы поведём разговор о головных уборах. Что такое головной убор?

(Это вещь, которую носят на голове).

  • Кто носит головные уборы?

(Женщины, мужчины, дети, люди разных профессий, сказочные герои).

  • Вывод: головные уборы бывают женские, мужские, детские, специальные, сказочные.

  • Когда их носят?

(Зимой, летом, осенью, весной, в праздники)

  • Вывод: головные уборы делятся на зимние и летние, демисезонные и праздничные.

  • Назовите головные уборы состоящие из двух слогов, прохлопав в ладоши (шап-ка, шля-па, бе-рет, чеп-чик, кол-пак, пла-ток, кас-ка, кеп-ка).

  • Из трёх слогов (па-на-ма, пи-лот-ка, ко-сын-ка, бейс-бол-ка).

  • Для чего они нужны?

(Защищают от солнца, ветра, мороза, снега, дождя; для работы, так требует специальная форма; защищают от ударов, травм, по технике безопасности).

  • Что с ними можно делать?

(Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т.д.).

  • Как называют человека, который создаёт головные уборы?

(Это дизайнер – шляпник).

  • Какие материалы он использует для их изготовления?

(Мех, кожу, хлопчатобумажную ткань, драп, болонью, фетр, джинсовую ткань, сатин, велюр, шёлк, пух, нитки, т.д.).

  • Игра «Какой, какая?

Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне. Итак:

Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

Шляпа из фетра (какая?) – фетровая

Платок из пуха (какой?) – пуховый

Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная

Косынка из ситца (какая?) – ситцевая

Платок из шёлка (какой?) – шёлковый

Кепка из кожи (какая?) – кожаная

Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый

  • Что может служить вместо головного убора?

(Лист растения, газета, лоскуток т.д.)

  • Возьмите каждый лоскуток и положите его на голову. Представьте, что это шляпа. Идём врассыпную на носочках, спинку держим ровно и говорим слова:

«Наши шляпы удивительны,

Наши шляпы восхитительны,

Раз, два, три – стряхни! (Повторяем 3-4 раза)

(Предлагаю детям сесть за стол).

Игра «Четвёртый лишний» (Назови, что лишнее, объясни почему?)

  • Шляпа, пальто, плащ, юбка.

  • Кепка, панама, ботинки, косынка.

  • Сапоги, шапка, босоножки, тапки.

  • Сандалии, платок, кеды, валенки.

Игра «Сколько?» (Дети работают на листах бумаги)

  • Возьмите простой карандаш и соедините стрелочкой количество предметов и цифру. Что получилось?

(Одна шляпа, две шапки, три кепки, четыре платка, пять косынок).

  • Проверьте, правильно ли выполнил работу ваш товарищ? Если верно – поднимите красный флажок, нет – синий). Дома закрасить цифру любым цветом.

  • Отгадай загадок ворох все о головных уборах.

1.Ношу на голове поля, но это вовсе не земля.

  • Чем отличается шляпа от всех головных уборов? (У шляпы есть поля)

  • Что общего у всех шляп? (Поля, тулья, лента)

  • Для чего нужны поля? (Защищают от солнца)

  • Что такое тулья? (Тулья – это верхняя часть шляпы, покрывающая голову)

  • Чем украшают шляпу? (Цветочком, вышивкой, бантиком, т.д.)

(Показываю книгу Н.Носова «Живая шляпа»)

  • Как называется рассказ Н.Носова?

  • Вспомните, какие действия происходили со шляпой. Составьте предложение из двух слов).

(Шляпа лежала; шляпа упала; закрыла, поползла, остановилась, подползла, подпрыгнула, перевернулась).

Упражнение «Произнесём на одном дыхании»

  • Упала шляпа.

Упала шляпа на пол.

Упала шляпа на пол с комода.

Пересказ рассказа Н.Носова «Живая шляпа» (Цепочкой).

2.Загадка.

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет –

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек –

Повяжи себе… (платочек)

  • Чем похожи все эти платки?

  • Чем отличаются?

  • За каждым цветом закрепляется движение:

Красный – хлопки, синий – прыжки, жёлтый – приседание. (Физминутка)

3.Что за друг, без которого зимой не выйдешь на улицу? (Шапка).

  • Сколько звуков в слове шапка?

  • Назовите первый звук, второй, третий, четвёртый, пятый.

  • Выложите слово «шапка» на звуковой линейке.

  • Проверьте: верно ли выполнено задание? Если да – красный флажок, нет – синий.

  • Объясни пословицу:

  • «На воре и шапка горит».

(Тот, кто чувствует за собою какую-то вину, своим поведением невольно выдаёт себя).

  • По Сеньке и шапка»

(То есть: каждому честь по заслугам).

4.У шута он бубенцами звенел,

А у повара высок стал и бел. (Колпак)

  • Где в слове «колпак» слышится звук –к-?

(В слове «колпак» звук -к- слышится в начале слова и в конце ).

  • Назовите головные уборы, где в слове есть звук –к-. (Шапка, фуражка, косынка, каска, платок, бескозырка, кепка, бейсболка, пилотка, т.д.)

Хороводная игра «Колпачок»

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки, красные сапожки

Мы тебя поставили, танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.

  • Сегодня я познакомлю вас со старинным пинежским головным убором. Это повязка, праздничный головной убор. Полоса ткани на жёсткой основе шириной приблизительно20 сантиметров, а длиной – окружность головы. Сверху пришиты хаз (парча), а снизу по центру пять ячеек (6 см каждая), вышитых бисером или жемчугом в виде снежинок. На лоб спускалась узорная сетка «поднизь». Края повязки сзади наполовину скреплены вместе, а снизу прикрепляются несколько скреплённых вместе широких лент, скреплённых брошками. Сверху повязка открыта.Поверх повязки по верхней линии бисерной или жемчужной вышивки надевался свадебный венец, который завязывался сзади на повязке. В таком виде невесту выводили к жениху на «смотрины». Повязка это праздничный головной убор.

  • Повторим это слово хором – повязка.

  • О чём мы с вами сегодня говорили?

(О головных уборах).

Предлагаю выбрать понравившийся головной убор, посмотреть на себя в зеркало и пройти в фотосалон.