МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательноя школа №118»
структурное подразделение «Детский сад №68 «Тополёк»
МО «Пинежский муниципальный район»
на тему «Головные уборы» подготовительная группа
Воспитатель: Пестова Г.Ф.
Цель: Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.
ЗАДАЧИ: Систематизировать элементарные знания дошкольников: о головных уборах, о тканях, о деталях шляпы. Уточнить функции и назначение головных уборов. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны головные уборы.
Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.
Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове.
Соотносить существительные с числительными (одна шапка, две кепки, т.д.).
Выразительно передавать литературный текст.
Закреплять умение делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (шап-ка, пи-лот-ка, т.д.).
Воспитывать культуру речевого общения, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Предварительная работа: беседы на темы: «Головные уборы»; наблюдения за людьми: «Какие головные уборы носят люди?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; рассматривание картинок по теме «Головные уборы в профессиях»; исследовательская деятельность «Ткани»; загадывание загадок о головных уборах; обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах.
Художественная литература: сказки «Красная Шапочка», «Золушка», »Кот в сапогах», В.В.Маяковский «Кем быть?», Н.Носов «Живая шляпа», Н. Кончаловская «Дело в шляпе».
Художественное творчество: рисование «Украшаем головной убор».
Ход занятия.
Дети входят в зал и приветствуют гостей. Затем встают в круг.
(Это вещь, которую носят на голове).
(Женщины, мужчины, дети, люди разных профессий, сказочные герои).
Вывод: головные уборы бывают женские, мужские, детские, специальные, сказочные.
Когда их носят?
(Зимой, летом, осенью, весной, в праздники)
Вывод: головные уборы делятся на зимние и летние, демисезонные и праздничные.
Назовите головные уборы состоящие из двух слогов, прохлопав в ладоши (шап-ка, шля-па, бе-рет, чеп-чик, кол-пак, пла-ток, кас-ка, кеп-ка).
Из трёх слогов (па-на-ма, пи-лот-ка, ко-сын-ка, бейс-бол-ка).
Для чего они нужны?
(Защищают от солнца, ветра, мороза, снега, дождя; для работы, так требует специальная форма; защищают от ударов, травм, по технике безопасности).
(Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т.д.).
(Это дизайнер – шляпник).
(Мех, кожу, хлопчатобумажную ткань, драп, болонью, фетр, джинсовую ткань, сатин, велюр, шёлк, пух, нитки, т.д.).
Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне. Итак:
Шляпа из соломы (какая?) – соломенная
Шляпа из фетра (какая?) – фетровая
Платок из пуха (какой?) – пуховый
Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная
Косынка из ситца (какая?) – ситцевая
Платок из шёлка (какой?) – шёлковый
Кепка из кожи (какая?) – кожаная
Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый
(Лист растения, газета, лоскуток т.д.)
«Наши шляпы удивительны,
Наши шляпы восхитительны,
Раз, два, три – стряхни! (Повторяем 3-4 раза)
(Предлагаю детям сесть за стол).
Игра «Четвёртый лишний» (Назови, что лишнее, объясни почему?)
Шляпа, пальто, плащ, юбка.
Кепка, панама, ботинки, косынка.
Сапоги, шапка, босоножки, тапки.
Сандалии, платок, кеды, валенки.
Игра «Сколько?» (Дети работают на листах бумаги)
(Одна шляпа, две шапки, три кепки, четыре платка, пять косынок).
Проверьте, правильно ли выполнил работу ваш товарищ? Если верно – поднимите красный флажок, нет – синий). Дома закрасить цифру любым цветом.
Отгадай загадок ворох все о головных уборах.
1.Ношу на голове поля, но это вовсе не земля.
Чем отличается шляпа от всех головных уборов? (У шляпы есть поля)
Что общего у всех шляп? (Поля, тулья, лента)
Для чего нужны поля? (Защищают от солнца)
Что такое тулья? (Тулья – это верхняя часть шляпы, покрывающая голову)
Чем украшают шляпу? (Цветочком, вышивкой, бантиком, т.д.)
(Показываю книгу Н.Носова «Живая шляпа»)
Как называется рассказ Н.Носова?
Вспомните, какие действия происходили со шляпой. Составьте предложение из двух слов).
(Шляпа лежала; шляпа упала; закрыла, поползла, остановилась, подползла, подпрыгнула, перевернулась).
Упражнение «Произнесём на одном дыхании»
Упала шляпа на пол.
Упала шляпа на пол с комода.
Пересказ рассказа Н.Носова «Живая шляпа» (Цепочкой).
2.Загадка.
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет –
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек –
Повяжи себе… (платочек)
Красный – хлопки, синий – прыжки, жёлтый – приседание. (Физминутка)
3.Что за друг, без которого зимой не выйдешь на улицу? (Шапка).
Сколько звуков в слове шапка?
Назовите первый звук, второй, третий, четвёртый, пятый.
Выложите слово «шапка» на звуковой линейке.
Проверьте: верно ли выполнено задание? Если да – красный флажок, нет – синий.
Объясни пословицу:
«На воре и шапка горит».
(Тот, кто чувствует за собою какую-то вину, своим поведением невольно выдаёт себя).
(То есть: каждому честь по заслугам).
4.У шута он бубенцами звенел,
А у повара высок стал и бел. (Колпак)
(В слове «колпак» звук -к- слышится в начале слова и в конце ).
Назовите головные уборы, где в слове есть звук –к-. (Шапка, фуражка, косынка, каска, платок, бескозырка, кепка, бейсболка, пилотка, т.д.)
Хороводная игра «Колпачок»
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки, красные сапожки
Мы тебя поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.
Сегодня я познакомлю вас со старинным пинежским головным убором. Это повязка, праздничный головной убор. Полоса ткани на жёсткой основе шириной приблизительно20 сантиметров, а длиной – окружность головы. Сверху пришиты хаз (парча), а снизу по центру пять ячеек (6 см каждая), вышитых бисером или жемчугом в виде снежинок. На лоб спускалась узорная сетка «поднизь». Края повязки сзади наполовину скреплены вместе, а снизу прикрепляются несколько скреплённых вместе широких лент, скреплённых брошками. Сверху повязка открыта.Поверх повязки по верхней линии бисерной или жемчужной вышивки надевался свадебный венец, который завязывался сзади на повязке. В таком виде невесту выводили к жениху на «смотрины». Повязка это праздничный головной убор.
Повторим это слово хором – повязка.
О чём мы с вами сегодня говорили?
(О головных уборах).
Предлагаю выбрать понравившийся головной убор, посмотреть на себя в зеркало и пройти в фотосалон.