1.Работа с теоретическим материалом. - Дайте определение БСП. - Какие знаки разделяют ПП в составе БСП? Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника §, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему: 1-я группа – «Запятая и точка с запятой в БСП ставится» 2-я группа – «Тире в БСП ставится» 3-я группа – «Двоеточие в БСП ставится» Свой ответ подтвердите примерами, составьте опорный конспект по своему вопросу. Оцените себя. 2.Практическая работа. 1) Конструирование(3 ученика у доски) Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания. 1 группа-1 предложение 2 группа-2 предложение 3 группа-3 предложение 2) Составьте схему и произведите синтаксический разбор 3 предложения (схема и разбор на доске). 1.Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дергали клювом шерсть для своих гнезд. 3.Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. 3) Объяснительный диктант. За мной гнались - я духом не смутился. Равнина была пустынна и печальна - сжималось сердце. Везде тишь: ни собака не тявкнет, ни голос человеческий не откликнется. Пишу - жизнь выходит, роман пишу- роман выходит. Оцените себя. 4) Самостоятельная работа. 1 группа. Закончите следующие фразы таким образом, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания. Он взошел на высокую гору и увидел… Не теряй времени зря… Из комнаты послышался оглушительный смех… Математика- сложная наука… Я очень люблю гулять по осеннему лесу… 2 группа. Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Картина переменилась уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. Несчастья бояться счастья не видать. 3 группа Определите смысловые отношения между частями следующих бессоюзных предложений. Как мало пройдено дорог - как много сделано ошибок (С.Есенин) . Я не хочу быть бурей - я хочу быть обыкновенной женщиной(И.Эренбург). Володька мог поклясться: никогда еще в жизни он не ел такой щуки (Ф.Абрамов). Работать не любишь – ничего из тебя не получится. Книги меняются - меняемся мы (Г.Степанов). Сбилась погода: в январе - лужи, в марте-метели (В.Тендряков). Совесть потеряешь - другой не купишь. | -это такое СП, в котором простые предложения связаны на письме бессоюзной связью, а в устной речи – интонацией и по смыслу. - знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. противопоставление, вывод, пояснение, неожиданное присоединение. |