СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лихачев: сквозь время

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лихачев: сквозь время»

Здравствуйте, ребята!

Заранее прошу: если хотите ответить, поднимайте руку.

Ребят, а вам нравится общаться? Сейчас я хочу включить вам один аудиофайл, а вы попробуйте догадаться по звукам, о чем идет именно речь.

Хорошо, а как это мы можем назвать одним словом? (мессенджеры)

Удобно ли это?

Часто ли вы общаетесь друг с другом по сети? В чем польза?

А как люди общались раньше? А что в них они могли написать?

Представим ситуацию, я и ? сейчас в сети, я хочу пообщаться, пишу привет, как дела, мне моментально отвечают. Могу ли я в XIX или XX веке в своем письме ограничиться такой фразой? Почему?

Письмо как источник информации/общения.

А есть ли какая-то другая роль?

Могу ли написать письмо в будущее?

Письмо может быть духовным наставлением, советом, как нужно выстроить свою жизнь.

И сегодня каждый из вас получит от одного, а возможно, нескольких людей, письмо из прошлого. Но чтобы оно к нам пришло, наша задача узнать, а кто же нам писал и какими качествами характера он обладает.

Сейчас перед вами лежат конверты. В них содержится определенная жизненная ситуация, произошедшая с человеком. У каждой группы она своя. Имя человека не названо, вместо этого он будет зваться N. Достаньте, пожалуйста, содержимое конверта.

Ознакомьтесь с жизненной ситуацией. Ознакомились?

Под этой ситуацией у вас есть два вопроса. Ваша задача сейчас: обсудить их в группе, прийти к решению. Время на подготовку: 1,30 – 2 минуты.

Готовы? Перед обсуждением попрошу слушать внимательно каждую группу, а выступающим нужно говорить четко и громко. Возьмите в руки, пожалуйста, эту карточку. Ваша задача: не только отвечать на вопросы, но и, прослушав внимательно ответ каждой группы, поставить + в соответствующей колонке, одобряете, не одобряете ли вы поступок героя или затрудняетесь ответить.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Какое качества характера вы можете выделить в этом человеке?

Что произошло бы, если бы он поступил по-другому.

Ребят, посмотрите, какие трудные жизненные ситуации произошли с каждым героем вашей ситуации. Какой же выбор он делает: положительный или отрицательный?

А как вы думаете, это все один человек или несколько?

Ребята, сегодня вы познакомились с такой личностью как Д. С. Лихачев, жизнь которого, как вы видите, состояла из многих трудных жизненных испытаний, однако он ни один раз не позволил себе сдаться, и каждый раз делал только положительный выбор.

В 1985 году выйдет книга «Письма о добром и прекрасном», где адресатами этих писем будут не только современники, но и мы потомки. И сейчас каждому из нас есть возможность ознакомиться с одним из писем. Давайте прочитаем его.

Ребят, обижались ли вы когда-нибудь за свою жизнь? Надолго? Были ли эти обиды всегда обоснованы? Какое решение подсказывает Лихачев? А данная проблема актуальна сейчас перед нами? С первой публикации этих писем прошло практически 37 лет, устарели ли они? А могут ли устареть добрые советы? Ребят, а как вы считаете, каждый может написать такие «Письма о добром». Возможно, написать можно каждый, но понять до конца суть нравственных понятий может только тот, кто в своей жизни во время трудных ситуаций не сдался и сделал положительный выбор.

Нравственному человеку вся жизнь по плечу.

Спасибо.











Осенью 1915 года отец определил N в 1-й класс знаменитого училища Карла Ивановича Мая, где уже учился его старший брат Михаил. Школа располагалась на 14-й линии Васильевского острова. Единственной проблемой была дорога от дома до училища – война, а затем революция, все больше превращали жизнь города в хаос. В училище приходилось ездит на трамвае, но пробиться в него было почти невозможно: шла Первая Мировая война, и площадки были забиты солдатами, так как им разрешилось на них ездить бесплатно. Однако N не унывал и преодолевал это расстояние пешком, стремясь попасть в любимое училище.


1. Какие качества характера N раскрываются в данном отрывке?

2. О каких бы качествах характера N мы говорили в случае противоположного выбора?


5 сентября 1918 года начался красный террор, вследствие чего начались гонения на православную церковь. Стали уничтожаться храмы, арестовываться священники. N это сильно возмущало, он не боялся наказания, поэтому стал еще больше ходить в церковь, хотя в открытую форточку его квартиры доносились залпы оружий. В 1928 году, в год окончания N университета, начались гонения на кружки интеллигенции, на их встречи и беседы. Молодой N был в гуще той жизни. В связи с растущими притеснениями церкви, заседания студентов принимали все более религиозный характер и собрание стало именоваться «Братством Серафима Саровского». Это был своеобразный протест против уничтожения государством православной церкви, и N был непосредственным участником этих событий, не побоявшись жестокой расплаты со стороны власти.


1. Какие качества характера N раскрываются в данном отрывке?

2. О каких бы качествах характера N мы говорили в случае противоположного выбора?



В 1928 N оказался на Соловках, в исправительно-трудовом лагере, для перевоспитания. Как и все, N попал изначально в 13-роту, она была самой большой и страшной, туда принимали вновь прибывшие этапы. Поступавших туда людей муштровали, чтобы сломить всякое желание сопротивляться или протестовать, их направляли на самые тяжелые физические работы. Порядки в этой роте были исключительно жестокие. Того, кто не выполнял дневную норму, ставили на «комары» - раздевали, садили на камень и запрещали двигаться. В 13-й роте многие прибывшие проигрывали шулерам в карты пайки с едой намного дней вперед, отчего мучались от сильного голода. N в данной ситуации проявил исследовательский интерес, не дающий ему унывать, он внушил себе, что находится в экспедиции, поэтому жестокость этого места не смогла его сломить. В это же время N не может смотреть на страдания окружающих его людей, в 1930 году выйдет его научная статья «Картежные игры уголовников», а позже «Советы идущему по этапу», и данные труды содержали очень много ценных, спасительных для заключенного наблюдений и советов.


1. Какие качества характера N раскрываются в данном отрывке?

2. О каких бы качествах характера N мы говорили в случае противоположного выбора?


Главным страхом N был страх ареста. N вспоминает, что страшно было по утрам смотреть на список жильцов на лестнице – всех арестованных тут же стирали, не дай бог останется фамилия «врага народа», и таких стертых строчек становилось все больше. Проголосовать против очередного «единогласного» осуждения врагов народа – означало немедленную гибель. Но N не шел на преступление против совести, он никогда не проголосовал ни за одну смертную казнь, это было настоящим подвигом в то время. Уклонение от голосования бралось на заметку, опасность все приближалась к квартире N, но тот никогда не брал на себя право бесчеловечно решать судьбу невиновных людей.


1. Какие качества характера N раскрываются в данном отрывке?

2. О каких бы качествах характера N мы говорили в случае противоположного выбора?


Во время ВОВ, блокады Ленинграда, N получил особое задание – и вместе с литератором М. А. Тихановой в невероятно трудных условиях (голод, война, бомбежки) написал книгу «Оборона древнерусских городов». Книга получилась замечательная – патриотическая, простая, наглядная, примеры из древней истории поднимали дух бойцов, книгу читали даже на передовой, где шли непрерывные огни, настолько она вселяла надежду на лучшее у солдат. N нашей свой путь – воспитывать патриотизм на примерах Древней Руси. Однако он не только писал и спасал семью, вместе с другими сотрудниками он дежурил на крыше Пушкинского дома при бомбежке, гасил зажигательные бомбы. В 1942 был награжден медалью «За оборону Ленинграда».


1. Какие качества характера N раскрываются в данном отрывке?

2. О каких бы качествах характера N мы говорили в случае противоположного выбора?



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!