Тема урока: Линейные уравнения с двумя переменными.
Класс: 7.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цель урока: создать условия для развития навыков решения линейных уравнений с двумя переменными.
Задачи урока:
обеспечить усвоение и систематизацию нового материала урока;
развивать логическое мышление, память, активную познавательную деятельность
воспитывать самостоятельность, активность.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
- систематизация и расширение знаний линейных уравнений;
- осознание ценности математических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
-уметь добывать и перерабатывать новую информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Список литературы:
Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс. Учебник [Текст]/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. Е. Нешков, И. Е. Феоктистов. - 10-е изд., испр. - М.: 2010. - 384 с.
Глейзер, Г.Д. История математики в школе: IX–X кл. Пособие для учителей [Текст] / Г.Д.Глейзер. – М.: Просвещение, 1983. – 351 с.
Ход урока.
Мотивационно - целевой этап.
Организационный момент.
1.2 Актуализация опорных знаний.
-На доске записано: 7х; 9х + 8, 36х + 11 = 17. Вопрос к классу: дайте определение записанным выражениям
- Что называется уравнением?
-Что значит решить уравнение?
1.3 Определение темы и цели урока.
Задания для всего класса упростить выражение (два ученика у доски):
а) 2 (х + 8)+ 4 (2х-4);
б) 4 (х-2) +2 (3у + 4).
После преобразования получили: а) 10х б) 4х + 6у;
С помощью этих выражений составьте уравнения:10х = 30; 4х + 6у = 28.
вопрос:
- Как называется первое уравнение?
- Как его решить?
- Сравните второе уравнение с первым. Попробуйте сформулировать определение второго уравнения.
- Подведя все выше сказанное, определите тему и цели нашего урока.
Запись темы урока в тетрадях.
Процессуально - познавательный этап.
2.1 Изучение нового материала.
- Среди данных уравнений найдите линейные уравнения с 2 переменными и назовите коэффициенты а, в, с:
6x 2 = 36;
2х-5у = 9;
7х + 3у=3;
х + у = 6.
- Линейные уравнения с двумя переменными, как и все уравнения надо решать. Что же является решением этих уравнений?
Решением линейного уравнения ax+by+=0, называют всякую пару чисел (x, y), которая удовлетворяет этому уравнению, т.е обращает равенство ax+by+c=0 в верное числовое равенство.
- Как выяснить будет ли данная пара чисел корнем уравнения?
-Подставить пару чисел (x, y) в исходное уравнение и проверить верность числового равенства.
2.2 Работа с учебником.
Устно выполняем в виде игры № 11.1. Правильный ответ поднимем правую руку, неверный ответ левую
а) 7x + 3y = 10; 7 ;
б) 6x – 2y= 4;
в) 6x+ 8y= 1;
г) 15x – 12y =3;
На доске решаем №11.4, 11.5, 11.6.
№11.4. Найдите все пары натуральных чисел, которые удовлетворяют уравнению x + y =15.
(1, 14); (2, 13); (3, 12); (4,11); (5, 10); (6, 9); (7,8); (8,7); (9, 6); (10,5); (11,4);(12,3); (13,2); (14,1).
№11.5. Является ли пара чисел (60; 30) решением системы уравнений:
a)
б)
№11.6. Какая из данных пар чисел является решением системы уравнений
а) (3, -1) б) (-9, 3) в) (2,1) г) (1;2)
а) б)
в) г)
2.3 Физкультминутка. (Гимнастика для глаз)
Историческая справка.
Дети, уравнение с которыми мы сегодня познакомились, называются Диофантовыми линейными уравнениями с двумя переменными, по имени древнегреческого ученого Диофанта, который жил около 3,5 тыс. лет назад. Древние математики сначала составляли задачи, а затем работали над их решением. Таким образом было сложено много задач, с которыми мы Знакомимся и учимся их решать. Также эти уравнения называют неопределенными уравнениями. Над решением, которых работало много математиков, одним из которых является Пьер Ферма - французский математик XVII в.
Рефлексивно- оценочный этап.
3.1 Подведение итога урока.
- Какие уравнения называются линейными с 2 переменными?
- Что называется решением уравнения с 2 переменными?
- Как записывается корень уравнения?
3.2 Информация о выполнении домашнего задания.
Выполнить номера № 11.8, №11.9 аналогичны заданиям из классной работы. Решить задачу Диофанта: во дворе дома ходят фазаны и кролики. Количество ног оказалась равной 26.Найдите количество фазанов и количество кроликов. Составьте линейное уравнение с 2 переменными и решите его.
3.3 Рефлексия учебной деятельности.
Я вам предлагаю назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
3.4 Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся за урок