СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая эстафета Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-х классах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия:      повышать интерес школьников к изучению русского языа,   убеждать их в практической ценности приобретаемых умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая эстафета Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-х классах.»

Лингвистическая эстафета

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-х классах.

Цели мероприятия: повышать интерес школьников к изучению русского языка,

убеждать их в практической ценности приобретаемых умений

и навыков.

Задачи: Проверить знания пятиклассников в области различных разделов

русского языка; способствовать развитию грамотности и

лингвистического чутья, продолжить работу по обогащению

словарного запаса учащихся; воспитывать командный дух, чувство

ответственности за общее дело.


Ход мероприятия:

1.Приветствие игроков, жюри, болельщиков, гостей.

Песня «Приветственная» (на мотив «Чему учат в школе»)

Все, кто любит наш язык,

Книги уважать привык,

Собрались сегодня в зале, этом зале,

Знанья новые искать,

Мир науки постигать

Мы друг другу в этот день пообещали.

На вопросы отвечать

И в задания вникать

Будем вместе, будем вместе, будем вместе.

С мудрой книгою дружить,

Русским словом дорожить

Лучше вместе, потому что интересней.


Представление команд и жюри. Название команд, эмблема и девиз.


  1. Разминка. Ведущий по очереди задает командам вопросы.

Какой пунктуационный знак в старину назывался удивительным? (Восклицательный)

Как сегодня именуется существовавший в старину звательный падеж? (Обращение)

Почему корень слова называется корнем? (Переносн. – «основа», «источник»)

Почему соединительную гласную в составе сложного слова учёные именуют

интерфиксом? («Интер» - между)

В какой форме в слове «сердце» произносится «д»? (В форме мн. числа в род.

падеже – «сердец» мы слышим звук д )

Какими звуками различаются существительное «съезд» и глагол «съест»? (Никакими)

Что бродит, стоя на месте? (Вино)

Что можно разбить без осколков? (Лагерь, палатку)

Что можно проглотить вместе с чем-нибудь вкусным? (Язык)

Что заваривают, чтобы потом расхлёбывать? (Кашу)

Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольешь»)

 

Б) Мы исходили городок

Буквально ( вдоль и поперек)

 

В) И так  устали мы в дороге,

Что еле  волочили ноги.

Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

 

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)


Объясните значение фразеологизмов: бросаться в глаза (выделяться, привлекать внимание), море по колено (ничто не страшно), крутить носом (капризничать, высказывать недовольство), взять себя в руки (успокоиться, сосредоточиться).

Как называется часть слова без окончания? (Основа)

Как называется морфема, стоящая после корня и образующая новые слова? (Суффикс)

К какой части речи принадлежат слова движение, мудры, самый, тройка, второй, послезавтра, какой-то, отдыхать?

Как называются словари, в которых объясняется происхождение слов? (Этимологические)

Как называются словари, посвящённые правописанию? (Орфографические)


  1. Конкурс «Домашнее задание»

Придумать и нарисовать макет обложки нового учебника «Нескучный русский язык», объяснить свой замысел. (Задание можно выполнить на компьютере).

  1. Конкурс «Узнай и объясни орфограмму». Командам выдаются карточки со словами, содержащими какую-либо орфограмму. Когда ведущий называет орфограмму, игрокам из каждой команды нужно выйти, показать нужное слово и объяснить орфограмму.

  2. «Блиц-опрос» (Команды по очереди отвечают быстро и правильно на вопросы)

Вопросы:

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6.      Неопределённая форма глагола (инфинитив).

7.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

9.      Часть слова без окончания (основа).

10.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

11.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

12.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).



№1.   1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

   2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу    (текст)

          3.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

          4.Сколько слогов в слове МАТЕМАТИКА?5

5.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

 №2.  1.   Сколько букв в русском алфавите? (33)

     2.Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

     3.Как пишутся имена собственные?

,    4.Как называется слово. которое обозначает действие?

        5.Какая буква не обозначает звука?

          2.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

          3.Сколько слогов в слове МАТЕМАТИКА?5

          4.Не с глаголами пишется……



  1. Конкурс «Покажи предложение»

У каждой команды на столе лежат карточки с названиями членов предложения. Задача каждой команды - правильно и быстро изобразить это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила показ фразы.

Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.

Вопросы для болельщиков

1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)

2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

5. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

7. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

8. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание,  вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

9. Сколько минут нужно варить яйцо,  сваренное вкрутую? (Его не надо варить, ведь оно уже сварено)

10. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)

11. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

12. В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)

13. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)

14. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)

15. В каком месяце 28 дней? (В любом)

16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи притискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа )


  1. Чтение по ролям

  2. А. Ерошин. Неграмотный пират



Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.

Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.

Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.

Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?

«Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!»

Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить -
Как же правильно, скажи?

  1. Г. Граубин. Ленительный падеж

- Спросил я Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Губительный,
Ленительный,
И, наконец, простительный

Знаки препинания :)

Как-то где-то Точка,
Завершая строчку,
Гордо заявила:
"Я большая сила -
В некотором смысле
Формирую мысли!"

"Эта Точка, кто такая?" -
Запищала Запятая:
Чьё важнее мнение
При перечислении?"

Восклицательные знаки
Возмутились: "Враки! Враки!"

"Суета - всё", - как философ,
Подытожил Знак вопроса.

"Верно," - Точка с запятой
Подтвердила: "Спор пустой.
Хватит препинаться,
Следует признаться:
В дебрях пунктуации
Нам не разобраться, и
Как же можно детям
Заниматься этим?!"

  1. Конкурс капитанов

Предложить свою версию ответа Эзопа.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошёл на базар и принёс… язык.

- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?

- Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

- Хорошо. Иди на базар и принеси мне самую худшую вещь в мире, - сказал Ксанф.

Эзоп ушёл и принёс… язык.

Чем, по-вашему, обосновал свой выбор Эзоп? (Язык может быть и лучшей, и худшей вещью в мире. Язык даёт нам возможность понимать друг друга, с помощью языка можно создавать прекрасные творения, но язык может служить вражде и ненависти).

Конкурс 8. Написать слово «Грамматика» на доске в окружности.





Заключение


«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)

3.      Чем похожи существительные ножницыбрюкичернила? (они употребляются только во множественном числе)

4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

5.      Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)

6.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

7.      Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)

8.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)

 1. КОНКУРС «РАЗМИНКА»

Вопросы для команды 1

  1. Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «чей?» (определение)

  2. Назовите вопросы дательного падежа? («кому?», «чему?»)

  3. Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (наречие)

  4. Как называются предложения, в котором один главный член? (односоставное)

  5. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (фонетика)

  6. Стиль речи, которым написаны учебники, энциклопедии..(научный)

  7. Имена существительные, оканчивающиеся на –мя, их 11, они называются… (разносклоняемые)

  8. Определите род существительного тюль (мужской)

  9. Число имен существительных санки, ножницы, очки (только множественное)

  10. Буквы, расположенные в определенном порядке (Алфавит)

Вопросы для команды 2

  1. Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (обстоятельство)

  2. Назовите вопросы родительного падежа? («кого?», «чего?»)

  3. Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «сколько? какой?» (числительное)

  4. Как называются предложения, в котором два главных члена? (двусоставное)

  5. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (морфология)

  6. Стиль речи, который используют для написания заявлений, расписок, справок (научный)

  7. Имена существительные, которые одинаково относятся как к словам женского так и мужского рода называются.. (общего рода)

  8. Определите род существительного мозоль (женский)

  9. Число имен существительных молодежь, молоко, глажение (только единственное)

  10. Как называется сборник слов в алфавитном порядке (словарь)



























А.А.Ахматова

Мужество


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем,

Навеки!


В.С. Шефнер

Устная речь


Гаснет усталая словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.



Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни.


Н.С. Гумилев

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали Словом,

Словом разрушали города.


И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к Луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.


Щедрое народное наследство
- Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.


Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!),
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.


Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.