СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая сказка на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе обобщен опыт по проектной деятельности обучающихся по родному(русскому )языку

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая сказка на уроках русского языка»

МБОУ Уканская средняя общеобразовательная школа Ярского района Удмуртской Республики

















Тема: Лингвистическая сказка как один из видов проектной деятельности на уроках русского языка в 5-7 классах













Учитель: Лапина Л.Ф

























2017г

-1-

Перед современной школой стоит задача формирования личности, способной ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, способной работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. ФГОС основного общего образования предусматривает вовлечение обучающихся в проектную деятельность, в основе которой лежит метод учебного проекта. Это одна из из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей. Учебный проект- это возможность самостоятельно или в группе создать что-то интересное, максимально используя свои способности , проявить себя, приложить свои знания. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения на уроках русского языка и активизировать обучающихся для достижения результатов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.



Коммуникативная компетенция обязательного минимума содержания основного образования по русскому языку включает в себя совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Это требование реализуется в рамках проектной деятельности на уроках родного (русского) языка. Программой предусматривается создание текстов разных жанров: заметка, письмо, рассказ. и т.д. Одним из любимых жанров обучающихся является сказка. Сказка сопровождает ребенка с рождения. Она играет огромную роль в формировании представлений о строении и богатстве родного языка. По сказкам ребенок учится отличать добро от зла, проникается родной историей, обретает свои «корни». Но среди многообразия сказок есть очень интересная разновидность – лингвистическая сказка. Созданные по законам русского языка , лингвистические сказки демонстрируют правила словообразования и привлекают детей своей необычностью, способствуют развитию речи, дают возможность более глубоко усвоить изучаемый материал.

При создании творческих проектов по родному (русскому) языку дети часто выбирают лингвистическую сказку, изъявляют желание выступить в роли сочинителей. Сочинение сказки становится приемом закрепления лингвистических понятий. Задача на данном этапе состоит в том, чтобы максимально представить в тексте лексические, морфологические или словообразовательные формы и придумать для персонажей такие действия, в которых проявятся их лингвистические признак.

Детям, которые выбирают данную тему проекта, предлагается алгоритм создания лингвистической сказки.

  1. Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

  2. Выберите лингвистический материал , сведения о лингвистическом понятии.

  3. Подумай, какие герои будут действовать.

-2-

4.Продумай композицию и сюжет.

5. Составь план.

6. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрации.

7. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

8. Отредактируй и оформи текст.

Так в 5 классе после изучения корня у детей появились свои сказки. Вот , например, сказка Полины В.

В Снежном царстве, в Заснеженном государстве жили – были слова с корнем «снег». Раз корень Снег пригласил всех своих родственников на пир, так как в государстве будет свадьба : Снегурочка выйдет замуж за Снеговика. В назначенный срок пришли все приглашенные: Снежок Женя, Снежинки Лена, Маша, Снежанна, Снегопад дед Петя, Снежная королева Елена. Самым последним прилетел Снегирь. И был пир на весь мир. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло , а в рот не попало.

Диана М.в 6 классе сочинила такую сказку.

Жили- были старик со старухой, и был у них внучок Снег. Рос он мальчиком умным, красивым, работящим. Учил его профессор Снегопад. И как исполнилось Снегу 18 лет, задумал он жениться. Да не на простой девушке, а на царевне. И отправился он по заснеженной дороге во дворец. А в те времена царствовал Снеговик Снеговикович с женой своей Снежной королевой. И была у них дочка Снегурочка. Вот пришел Снег в снежный замок. Как узнали король с королевой, зачем к ним Снег пожаловал, так и ахнули, да делать нечего. Но придумал отец испытание Снегу: среди всех сестер Снегурочки- Снежинок, найти их любимую дочь. Вот выстроились все сестры в ряд. Смотрит Снег, приглядывается. С первого раза угадал. Женился он на Снегурочке. И родился у них сын Снежок. Тут и сказки конец, а кто слушал- молодец.

В корне слова заключено его лексическое значение, кроется секрет названия. После изучения данного раздела получилась сказка у Алины Д.

Жил-был дядя Грибов Лес Ягодович. И было у него большое семейство.Вот однажды задумал он провести совет и узнать тайны имен своих родственников. Стал Лес Ягодович всех по порядку спрашивать :

- Мать- и- мачеха, почему у тебя такое имя?

-Потому что с одной стороны я теплая, как грудь матери, а с другой холодная, как сердце мачехи.

- А тебя, земляника, почему так зовут?

-Я к земле наклоняюсь, никну, потому и земляника.



-3-

-Интересно. Скажи мне, женушка моя, дорогая Черника, почему тебя так зовут?

-Потому что я черного, агатового цвета.

-Детки мои любимые, костяника, мухомор, рыжик и младшенькая малинка, скажите мне, почему вас так кличут?

-Я костяника, потому что во мне косточка есть.

-Я мухомор, потому что я мух морю.

-А я рыжий, поэтому и рыжик.

-Я малинка, потому что из маленьких долек состою.

Повеселел Лес Ягодович. Раскрылись ему все тайны лесные, а помог ему в этом корень слова.

В 7 классе после изучения причастий появляется проект- лингвистическая сказка о причастии.

Добрый день. Меня зовут… Впрочем, неважно, как меня зовут. Главное то, что я хочу вам поведать очень старую историю об одной части речи- Причастии. Итак, начнем.

Жило- было Причастие в одной бедной деревушке. Никто с ним не дружил, разве что Прилагательное и Глагол. И только они. И вдруг как-то незаметно к Причастию и к другим жителям деревни подкрался Новый год. Вы спросите, какой Новый год без подарков? Так вот и Глагол с Прилагательным не обошли стороной своего друга. Они заявились к Причастию ровно в полночь. «С Новым годом!»- прокричали они и протянули свои подарки. И когда Причастие развернуло их, что же оно увидело? Никогда не угадаете! Оно увидело там совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время, падежи, род и число. «Ура!- закричало Причастие. –Может быть, теперь на меня обратят внимание.» На следующее утро, было еще очень рано, к Причастию кто-то постучался. Причастие , конечно, испугалось. Обычно к ним , беднякам, рано утром заходил только сборщик налогов- Наречие. Но, оказывается, знаете, кто там был? И никакой не сборщик налогов, а сам министр Существительное. Он важно сказал: «Ты –особая форма глагола, и поэтому король приказал дать тебе чин Определения» .С тех пор прошло много-много лет, а Причастие и сейчас пользуется огромным уважением и популярностью.

Влад П. 7 класс

Таким образом, сказка, сочиненная самими учащимися, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.



































































-1-

Одной из особенностей введении ФГОС основного общего образования является вовлечение обучающихся в проектную деятельность, в основе которого лежит метод учебного проекта. Это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта. Учебный проект- это возможность самостоятельно или в группе создавать что-то интересное, максимально используя свои способности, проявить себя, приложить свои знания. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения русского языка и активизировать учащихся для достижения результатов.

Коммуникативная компетенция обязательного минимума содержания основного образования по русскому языку включает в себя совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Это требование реализуется в рамках проектной деятельности на уроках родного (русского) языка. Программой предусматривается создание текстов разных жанров: заметка, письмо, рассказ и т.д.

Одним из любимых жанров учащихся является сказка. Сказка сопровождает ребёнка с рождения. Она играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка. По сказкам ребенок учится отличать добро от зла, проникается родной историей, обретает свои “корни”. Но среди многообразия сказок есть очень интересная их разновидность – лингвистические сказки. Созданные по законам русского языка, лингвистические сказки демонстрируют правила словообразования и привлекают детей своей необычностью, способствует развитию речи детей, дают возможность более глубоко усвоить изучаемый материал

При создании творческих проектов по русскому языку дети часто выбирают лингвистическую сказку, изъявляют желание выступить в роли сочинителей.

Сочинение сказки становится приёмом закрепления лингвистических знаний. Задача на данном этапе состоит в том, чтобы максимально представить в тексте лексические, морфологические или синтаксические формы и придумать для персонажей такие действия, в которых проявятся их лингвистические признаки. Эта лингвистическая ученическая сказка может быть вариантом той сказки, которую они слышали на уроке прежде.

Детям предлагается алгоритм создания лингвистической сказки

1.Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

2.Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

-2-



3.Подумай, какие герои будут действовать.

4.Подумай композицию, продумай сюжет.

5.Составь план.

6.Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

7.Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

8.Отредактируй текст.















































Этому способствуют уроки русского языка. При изучении раздела «Морфемика. Словообразование» в 5 классе Использование на уроках русского языка (а порой это целесообразно и во внеклассной деятельности) лингвистических сказок играет большую роль.. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения. Уровень орфографической грамотности учащихся повышается. Развитие детской фантазии приводит к увеличению изобразительно-выразительных средств в речи учащихся. Чаще начинают встречаться постоянные эпитеты, сказочные формулы, олицетворения, описания. Таким образом, использование лингвистических сказок на уроках русского языка реализует природный потенциал учащихся, воспитывает личность, способную к самоусовершенствованию, к творчеству.

Сочинение собственных сказок повышает учебную мотивацию и качество знаний, формирует умение творчески применять полученную информацию. Самостоятельно придуманная лингвистическая сказка позволяет прочнее и полнее усвоить материал.

На своих уроках стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку, особое внимание уделяю лингвистической сказке. Чтобы «оживить» теоретические правила учебника, объясняю материал через образы героев лингвистических сказок. При этом интерес учащихся к урокам русского языка заметно возрастает. Главное – организовать работу на уроке так, чтобы каждый ребёнок соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.

Сказки на уроках русского языка применяю:

- в качестве дидактического материала;

- как средство, помогающее организовать объяснение нового материала, повторение и обобщение усвоенного ранее;

- как творческое задание (сочинение детьми лингвистических сказок).

I. При изучении любой темы сказки используются в качестве дидактического материала, особенно эффективны при изучении таких разделов, как “Лексика”, “5. Слова-родственники.

Проблемный вопрос: Всегда ли слова, имеющие один корень, являются родственниками?

У слов тоже есть родственники – это однокоренные слова. Однажды глагол водить решил собрать всю свою родню. Назначил день, телеграммы разослал. Сидит и ждет. Первыми пришли имя существительное водитель с прилагательными водительский. Потом приехали глаголы с приставками за-, от-, под-, пере-, вы-, на- и другими, и каждый со своей семьей.

Много гостей собралось ха столом. Сидят, пьют чай, дружно беседуют. Вдруг кто-то тихонько постучал. Хозяин открыл дверь и видит: стоят на пороге существительные вода и водяной.

- Здравствуйте, родственники! – говорят новые гости.

А глагол водить в ответ:

- Мы гостям, конечно, рады, только мы с вами, уважаемые, никакие не родственники, не одного мы корня.

- Как так? – удивились гости. – Ведь у вас корень –вод- и у нас –вод-.

- Так-то оно так, - ответил глагол, - но наши корни только выглядят одинаково. А по существу мы весьма отличаемся друг от друга…Словообразование”, “Морфология» (“Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”).



.

Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

Отредактируй текст.

Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

Прорепетируй выступление.

Сказка сопровождает ребёнка с рождения. Она играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка. По сказкам ребенок учится отличать добро от зла, проникается родной историей, обретает свои “корни”. Но среди многообразия сказок есть очень интересная их разновидность – лингвистические сказки. Созданные по законам русского языка, лингвистические сказки демонстрируют правила словообразования и привлекают детей своей необычностью.



Лингвистическая сказка – это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок – сказку, на котором правило рассказывается, как сказка, а ученик становится участником сказочного действия: путешествует вместе с героями по стране Русского Языка, отвечает на вопросы, выручает героев, когда они попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо хорошо знать правила.



А сказка, сочиненная самими учащимися, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!