СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический турнир

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический турнир»


Лингвистический турнир «Человек через слово всемогущ»


Цель: создание условий для демонстрации учащимися своих знаний и умений по теме «Лексика и фразеология»

Задачи:

*стимулировать интерес к изучению русского языка

*способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса

*формировать умение работать в группе

*воспитывать уважение и любовь к родному языку

Ход турнира


Слайд 1-2

Учитель:

Я вас рада приветствовать всех,

Вы садитесь, пожалуйста, дети.

Я подумала, сколько же слов

Всяких разных бывает на свете!

Мы сегодня турнир посвятим

Тем словам, что людей окружают,

Что удачу и счастье несут

Иль здоровья и жизни лишают.

Каждый день слово рядом с тобой,

И убить, и спасти готово.

Так умейте беречь и хранить

Его величество Слово!

-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово!

А эпиграфом к нашей игре станут слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним».


Наши команды называются:


Никакое соревнование не обходится без жюри:


Слайд 3-4

1 Конкурс – Конкурс капитанов

Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.

Для одного капитана:

  • Буквы, выстроенные для переклички (азбука)

  • Охотница до чужих мехов (моль)

  • Канцелярская острячка (кнопка)

  • Домашний иллюминатор (окно)

  • Часть лица, которую иногда вешают (нос)

  • Яйцо в геометрии (овал)


Для другого капитана:

  • Пора, которая в сентябре бывает бабьей (лето)

  • Легкий в бане (пар)

  • Зеленая, от которой мухи дохнут (тоска)

  • Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла (огород)

  • Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда (конь)

  • Соперник Буратино в сердечных делах (Пьеро)


Слайд 5-6

2 Конкурс - Лексикографический марафон

А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.

Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)

-Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал А. Франс?

Тогда начнем состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

  • Он дает лексическое значение слова (толковый)

  • Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)

  • Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)

  • Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)

  • Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении (фразеологический)

  • Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)

  • В нем дано правильное написание слов (орфографический)

  • Его составлял много лет бывший мичман (словарь Даля)

  • Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)


Слайды 7-8

3 Конкурс – Терминологический

Приглашаем теоретиков на состязание. Вы должны по описанию определить термин, о котором идет речь.

За каждый балл получаете балл.

  • слова, которые имеют несколько лексических значений (многозначные)

  • одинаково пишутся и произносятся, но являются разными частями речи (омонимы, омоформы)

  • слова, употребляемые в той или иной профессии (термины, профессионализмы, специальные )

  • слова, употребляемые в той или иной местности (диалектные)

  • то, что слово обозначает (лексическое значение)

  • морфологические признаки слова (грамматическое значение)

  • слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь (слова-паразиты)

  • словарный запас человека (лексикон)




Слайды 9-11

4 Конкурс – для знатоков народной мудрости

-Какая же речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж приступим, господа!

на состязание. тиковгическийе слова (словообразовательный)


ачении (фразеолгический)

звание. с ним00000000000000000000000000000

-Подберите русские эквиваленты английским пословицам:

В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)

В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)

Орлы не ловят мух (Не царское это дело)

Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)


В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха)

Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)

Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами написано)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

(За словом в карман не полезет)

Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)


Слайд 12

5 Конкурс – «В погоне за существительными»


-Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера.






Слайды 13-14

6 Конкурс – Знатоки ударения


Алфавит квартал

Портфель документ

Магазин эксперт

Каталог каламбур

Бармен свекла

Арахис феномен

Баржа творог

Звонит щавель

Баловать откупорить

Сливовый августовский


Слайды 15-16

7 Конкурс – «Шифровальщики»


Расшифруйте спрятанное здесь слово

№ п/п

примеры

ДА

НЕТ

!!!

1

5+2+1=8

П

У


2

7-1-3=4

Ц

Р


3

10+5-8=8

Х

Е


4

2+7=7+2

В

Ы


5

6+2+1=1+2+6

О

Ф


6

5-3=10-7

Й

С


7

7+1+1=10-2+1

Х

А


8

86+1

О

Я


9

10-5

Д

Л


10

1+2+39 -2 - 1

М

Н


11

10-5-4

Ю

О





Слайды 17-18

8 Конкурс – конкурс полиглотов


-Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Этот конкурс для тех, у кого богатый словарный запас. Я буду называть слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное.

*Табу – это:

1.сокращенно табуретка

2.порода медведей

3. запрет

*Лорнет – это:

1.очки

2. кабинет

3. предмет врача ЛОРа

*Ассорти – это:

1. вид цветов

2.смесь

3. шорты


Слайд 19

9 Конкурс – для знатоков Фразеологизмов


Вспомните фразеологизмы с названиями зверей и птиц:


















Слайд 20

10 Конкурс – Волшебный сундучок


У меня приготовлен сундучок, в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Это может быть мокрым, а может сухим. Иногда это можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Это может бить, а может открывать дверь (Ключ)



Слайд 21

11 Конкурс – Поэтический


Я просила каждую команду выучить стихотворение о чистоте и красоте русского языка. Чтецы – вам слово. Данный конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе.


Слайд 22


-Вот и закончились наши состязания. Понравилось ли вам участвовать в турнире? Что понравилось больше всего? Пока наше строгое жюри будет подводить итог и определять победителя, я попрошу вас нарисовать на листах ваше настроение.

Жюри объявляет победителя

-Я поздравляю вас, ребята! Большое спасибо вам за работу!

Награждение.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!