СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература 8 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«Литература»

для 8 класса

на2019 – 2020 учебный год




Календарно-тематическое планирование по предмету литература

для 8 класса

68 часа, 2 часа в неделю

урока

Раздел

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

факт

1

2

3

4

5

10

11

12

1

Введение

Русская литература и история

1

Урок изучения нового материала

Групповые зада­ния: повторить материал о жан­рах устного на­родного творче­ства: сказках, былинах, посло­вицах и поговор­ках



2

Устное народное творчество

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

1

Урок изучения нового материала

Групповые зада­ния: прочитать в книге «Читаем, думаем, спо­рим...» статью «Как создаются народные пес­ни», рассказ М.Горького о соз­дателях песен. Подготовить пе­ресказ статей



3


Лирические песни «В тем­ном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матуш­ка...», «Вдоль по улице метелица метет...»

1

Урок изучения нового материала

Подготовить собственный текст частушки на школьную тему. Выучить любую песню наизусть



4


Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Урок изучения нового материала

Пересказать пре­дание «О поко­рении Сибири Ермаком», вклю­чив характерную для этого преда­ния лексику



5

Из древнерусской литературы

«Житие

Александра

Невского»

1

Урок изучения нового материала

Подготовить письменную ха­рактеристику кня­зя Александра Невского, ис­пользуя художе­ственные средст­ва повести. Ответить на во­прос: сохрани­лись ли традиции древнерусской литературы в ли­тературе совре­менной? Если сохранились, то какие и в чем они проявляются?



6


«Шемякин суд» как сати­рическое про­изведение 17 века

1

Урок изучения нового материала

Прочитать коме­дию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Инд. задание: подготовить со­общение о Д.И. Фонвизине. Групповые зада­ния: подготовить инсценирование (явл.1,2 действия 1; явл.8 действия 4), чтение по ро­лям (явл.8 дейст­вия 3)



7

Из русской литературы XVIII века

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элемен­ты классициз­ма в комедии

1

Урок изучения нового материала

Подготовить рас­сказ о судьбе Стародума, его взглядах на госу­дарственное уст­ройство и обя­занности истин­ного дворянина. Выписать афо­ризмы из выска­зываний Старо­дума. Какие из них актуальны и в наши дни? Отве­тить на вопрос: какие взгляды, понятия, отноше­ние к жизни объ­единяют положи­тельных героев пьесы?



8


Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Старо­дума

1

Комбинированный урок

Подобрать вы­сказывания по­ложительных персонажей о воспитании, пе­речитать сцены (урок, экзамен, драка со Скоти- ниным, отвержение Митрофа­нушкой матери). Инд. задания: подготовить инс­ценирование по­следнего явления 5 действия; мо­нолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофануш­ке?..»



9


Простакова: «госпожа бес­человечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1

Комбинированный урок

Подобрать ци­татный материал к темам сочине­ний (на выбор): «Вот злонравия достойные пло­ды», «Смысл на­звания комедии», «Положительный идеал Д.И. Фон­визина», «Угне­тать рабством себе подобных беззаконно».

Инд. задание: подготовить со­общение «Сце­ническая история комедии «Недо­росль»



10


Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Урок обобщения и систематизации

Дописать сочинение, оформить афишу к комедии «Недоросль», опираясь на слова П.А.Вяземского: «Сама афиша объясняет характер». Инд. задание: подготовить со­общение об ис­тории создания стихотворения А.С.Пушкина «К ***» («Я помню чудное мгнове­нье...»)



11

Русская литература XIX века

Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов

1

Урок изучения нового материала

Стр. 79-80



12


Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

1

Комбинированный урок

Стр. 80-82



13


Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева

1

Комбинированный урок

Стр. 85-90



14


А.С. Пушкин. Тема «друже­ства святого» в стихотворе­нии «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)

1

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотво­рение.

Написать миниа­тюру «Дружба в жизни Пушкина



15


Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча»

1

Урок изучения нового материала

Выучить стихо­творение наи­зусть. Прочитать роман «Капитан­ская дочка».

Инд.задание: подготовить со­общение о твор­ческой истории романа «Капи­танская дочка»



16


Тема русской истории в творчестве

Замысел соз­дания романа «Капитанская дочка»

1

Урок изучения нового материала

Перечитать гла­вы 1,2. Подготовить их сжатый пересказ



17


Формирование характера Петра Гринева

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Перечитать гла­вы 3-5. Подгото­вить краткий рас­сказ о жизни Гри­нева до восста­ния (рассказ о жизни дворянско­го недоросля), сравнительную характеристику Гринева и Швабрина



18


Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Подготовить со­общение «Исто­рия отношений Гринева и Маши Мироновой»; пе­речитать главы 6- 7, ответить на вопрос: как эпи­граф к главе 5 соотносится с характером Ма­ши Мироновой?



19


Маша Миро­нова - нравст­венный идеал А.С.Пушкина

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Составить план характеристики Маши Мироно­вой, подготовить о ней сообщение. Подготовить ци­татный материал к теме «Пугачев в романе»



20


Тема «русского бун­та» и образ Пугачева

1

Комбинированный урок

Составить план-характеристику к теме «Образ Пу­гачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подгото­вить сообщение «Бунтовщики- пугачевцы в изо­бражении рас­сказчика»



21


«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба чело­веческая и судьба народ­ная в романе. Историческая правда и ху­дожественный вымысел. Точность и лаконизм пуш­кинской прозы

1

Урок обобщения и систематизации

Подготовить ци­татный материал к образу Гринева



22-23


Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

Развитие речи

Прочитать по­весть «Пиковая дама»



24


Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы»

1

Урок изучения нового материала

Доделать работу



25


Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобра­зие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

1

Урок изучения нового материала

Ответить на во­прос: какова цель побега Мцыри? Выписать цитаты в качестве аргу­ментов



26


Судьба сво­бодолюбивой личности в поэме


1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Подготовить рас­сказ о Мцыри по плану.

Выучить наизусть отрывок из поэмы




27


Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтиче­ской поэмы


1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Написать о ка­ком-либо собы­тии своей жизни (или жизни вы­мышленного ге­роя) от 1 лица. Попытаться проанализировать, объяснить и пе­редать читателю свои (или героя) мысли и чувства




28


Анализ эпизо­да из поэмы М.Ю. Лермон­това «Мцыри»

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Прочитать коме­дию Н.В.Гоголя «Ревизор».

Инд. задания: подготовить со­общение о по­становке «Реви­зора» в Москве, заочную экскур­сию «19 апреля 1836 года - пер­вое представле­ние «Ревизора» в Александринском театре»



29


Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. История соз­дания комедии «Ревизор» и ее первой по­становки

1

Урок изучения нового материала

Перечитать пер­вое действие ко­медии, опреде­лить, что является завязкой. Составить табли­цу о чиновниках города (имя, сфе­ра городской жиз­ни, которой он ру­ководит, инфор­мация о положе­нии дел в этой сфере, характеристика героя).

Инд. задание: подготовить крат­кое сообщение «Николаевская Россия во време­на Гоголя», «По­становка Ревизо­ра» в Ленинград­ском Большом драматическом театре имени Горького» на ос­нове книги (Золотусский И. Очная ставка с памятью. - М.: Современ­ник, 1983)-



30


«Ревизор» как социальная комедия

1

Урок изучения нового материала

Перечитать дей­ствие II, III коме­дии. Сравнить 2 сцены первого действия (3 и 5 явления). Ответить на во­просы: в чем за­ключается про­явление комиче­ского в этих сце­нах? Чем разли­чается в них смех?

Инд. задание: подготовить рас­сказ об исполни­телях роли Хле­стакова (по книге «Читаем, дума­ем, спорим...»)



31


Хлестаков и хлестаковщина

1

Комбинированный урок

Прочитать статьи в книге «Читаем, думаем, спо­рим...» и сравнить 3 мнения о Хле­стакове - самого Гоголя и писате­лей 20 века: Д.С.Мережковского и В.Набокова: что в этих выска­зываниях обще­го? Какие грани характера Хле­стакова отмечает каждый из авто­ров?

Подготовить ха­рактеристику Хлестакова.

Инд.задание: подготовить ци­татный материал о Городничем



32


Образ города и тема чинов­ничества в комедии. Сатирическая направлен­ность произ­ведения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Озаглавить каж­дое действие ко­медии цитатами. Инд. задания: представьте, что вы режиссер и работаете с ак­тером, испол­няющим роль Хлестакова. Возьмите два монолога (явл.З действие второе, явл.6 действие третье). Какие задачи вы поста­вите перед акте­ром для каждой сцены?

Рецензия на са­мый комичный эпизод в «Реви­зоре».

Подготовить со­общение «О чем говорят «говоря­щие» фамилии в комедии?»



33


Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

1

Комбинированный урок

Подготовиться к зачету. Перечи­тать изученные произведения («Капитанская дочка», «Мцыри», «Ревизор»)



34


Урок контроля по произведени­ям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермон­това «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Урок контроля

Прочитать по­весть Н.В. Гоголя «Шинель



35


«Шинель» - одна из пе­тербургских повестей Гуманистиче­ский смысл повести «Шинель»

1

Урок изучения нового материала

Составить план повести. Проана­лизировать пове­дение героя, из­менения в харак­тере Башмачкина после его реше­ния сшить ши­нель, обладания ею и потери об­новы.

Инд. задание: сопоставить «Пиковую даму» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя (мо­тив мщения при­зрака), «Станци­онного смотрите­ля» А.С.Пушкина и «Шинель»

Н.В. Гоголя (тема «маленького че­ловека»)

Ответить на во­просы



36


Н. С. Лесков.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Урок изучения нового материала

Подготовить пе­ресказ рассказа «Старый гений». Прочитать рас­сказ Л. Н.Толстого «После бала»



37


Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально­нравственные проблемы рассказа «После бала»

1

Урок изучения нового материала

Составить пись­менно компози­ционный план рассказа. Подго­товить подроб­ный пересказ двух центральных частей.

Инд. задание: подготовить вы­разительное чте­ние эпизода экзе­куции



38


Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Подготовить ха­рактеристику Ивана Василье­вича или напи­сать сочинение (на выбор): «Пол­ковник на балу и после бала», «Утро, изменив­шее жизнь»



39


Пейзажная лирика поэтов второй поло­вины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

1

Урок изучения нового материала

Выучить наизусть одно из стихо­творений.

Инд. задание: подготовить со­общение об А.П.Чехове



40


А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1

Урок изучения нового материала

Ответить на во­прос (на выбор): 1) кто прав и кто виноват в безвы­ходной ситуации; 2) правильно ли поступил герой?

Инд. задание: подготовить со­общение об И.А.Бунине



41

Из русской литературы XX века

И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»

1

Урок изучения нового материала

Написать мини-­сочинение на те­му: «Над чем за­ставляет заду­маться рассказ И.А.Бунина «Кавказ»? Прочитать рас­сказ А.И.Куприна «Куст сирени»



42


А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

1

Урок изучения нового материала

Подготовить сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых. Прочитать рас­сказ М. Горького «Челкаш», по­добрать цитаты к сравнительной характеристике Челкаша и Гав­рилы (портрет­ные зарисовки, отношение к кра­соте морской стихии, поведе­ние в минуту опасности, отно­шение к деньгам и богатству)



43


А.А. Блок «На поле Куликовом», «Россия»

1

Комбинированный урок

Стр.87-91, наизусть



44


С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему

1

Комбинированный урок

Подготовить вы­разительное чте­ние отрывка из поэмы «Пугачев» (монолог Пугаче­ва или Хлопуши). Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писа­телем»



45


И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

1

Урок изучения нового материала

Написать рассказ на тему: «Как я готовился к сочи­нению» или «От­зыв на рассказ И.Шмелева». Прочитать рас­сказ М.Осоргина «Пенсне»



46


М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

1

Урок изучения нового материала

Придумать исто­рию какого-либо предмета, оттал­киваясь от тех действий, кото­рые определил ему писатель



47


Писатели

улыбаются

1

Комбинированный урок

Подготовить со­общения о Н.Тэффи и М.Зощенко. Про­читать рассказы Н.Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «Исто­рия болезни». Подготовить их художественный пересказ



48


Художествен­ное своеобра­зие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и во­ротник» и М.Зощенко «История болезни»

1

Комбинированный урок

Групповые зада­ния: подготовить сообщения о Твардовском (детство, начало творческой дея­тельности; Твар­довский на войне; творческий путь; история создания поэмы «Василий Теркин»)



49


А.Т. Твардов­ский - поэт- гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

1

Урок изучения нового материала

Ответить на во­прос: каковы осо­бенности изо­бражения воен­ных событий в поэме? Как в ней раскрывается народный взгляд на войну? Прочитать главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»

Инд. задание: подобрать мате­риал к сообще­нию о военной биографии Васи­лия Теркина, о встречах Теркина на дорогах вой­ны. Написать со­чинение о харак­терах старого и молодого солда­та (по главе «Два солдата»)



50


Поэма «Васи­лий Теркин» - книга про бой­ца и для бой­цов

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Подготовить рассказ-характеристику Василия Теркина. Прочитать главы «От автора», найти лирические отступления в тексте глав, по­мещенных в учебнике.

Инд. задания: прочитать главы «Поединок», «Смерть и воин». Найти в тексте из «Василия Терки­на» образы, близкие фольк­лору и былинному эпосу



51


Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Подготовить вы­разительное чте­ние наизусть од­ной из глав по­эмы «Василий Теркин». Прочитать рассказ А.П.Платонова «Возвращение». Подготовить его пересказ



52


А.Платонов. Картины вой­ны и мирной жизни в рас­сказе «Воз­вращение»

1

Урок изучения нового материала

Подготовить уст­ное сообщение о героях рассказа. Инд. задания: сообщение «Ис­тория создания песни «Катюша». Прочитать стихо­творения послевоенного периода и проанализиро­вать их (В.С.Высоцкий «Штрафные ба­тальоны», Б.Окуджава «До свидания, мальчики», Е.Винокуров «В полях за Вислой сонной...»)



53


Стихи и песни о Великой Отечествен­ной войне

1

Комбинированный урок

Подготовить ог­лавление к сбор­нику стихов «По­эты о Великой Отечественной войне» и напи­сать к нему пре­дисловие. Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»



54


В.П.Астафьев. Автобиогра­фичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Урок изучения нового материала

Из приведенных высказываний В.П.Астафьева и его рассказа взять одно, кото­рое станет эпи­графом сообще­ния. Тему сооб­щения сформу­лировать само­стоятельно: «...Если в жизни будет трудно, если случится беда, надо бе­жать не от лю­дей, а к людям»; «Нет-нет, сча­стье не бывает горьким, неправ­да это! Горьким бывает только несчастье». Прочитать рас­сказ «Экспонат №» Б.Васильева. Инд. задание: подготовить со­общение о Б.Васильеве



55


Б.Л.Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе

1

Урок изучения нового материала

Дать разверну­тый ответ на во­прос: «Какой эпи­зод произвел на вас самое силь­ное впечатле­ние?»



56

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

М. Исаковский «Катюша», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», Л. Ошанин «Дороги»

1

Урок развития речи

Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»



57


Испытание на истинную че­ловечность в рассказе Г.К.Паустовского «Телеграм­ма»

1

Урок изучения нового материала

Прочитать стихо­творения Н. Руб­цова.

Инд. задание подготовить уст­ное сообщение о поэте, материалы о стихотворениях Рубцова, ставших песнями («В гор­нице моей свет­ло...»; «Под звуки музыки», «Букет» и др.)



58

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

Художествен­ное своеобра­зие лирики Н.Рубцова («По вече­рам», «Встре­ча», «Привет, Россия...»), Н.Заболоцкого («Вечер на Оке»), Д. Мережковского «Родное»

1

Комбинированный урок

Подготовить сце­нарий литератур­но-музыкальной композиции «Россия Николая Рубцова». Прочитать траге­дию «Ромео и Джульетта».

Инд. задание: подготовить со­общение о Шек­спире на основе дополнительных источников



59

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды

1

Урок изучения нового материала

Прочитать соне­ты Шекспира №66, 76, 90, 91, 130, 147.

Инд. задания: подготовить со­общение о Мер­куцио - «о заме­чательнейшем лице, изо всей трагедии»; о мо­нахе брате Ло­ренцо, гуманисте-мыслителе; о сценической ис­тории пьесы; «всё в мире дви­жимо любовью»



60


У. Шекспир. Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский)

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Выучить один из сонетов наизусть. Инд.задание: сопоставить пе­реводы сонета №66 (Б.Пастернак, С.Маршак) с оригиналом



61-62


Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История соз­дания комедии «Мещанин во дворянстве»

2

Урок изучения нового материала

Систематизиро­вать материал о Журдене по I и II действиям. Про­читать 3-5 дейст­вия пьесы. Отве­тить на вопрос: кто в комедии является резоне­ром и почему?



63-64


Сатира на дворянство и невежествен­ность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображе­ния

2

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Подготовить ху­дожественный пересказ трех частей книги «Пу­тешествие Гул­ливера» (1 группа - о стране Вели­канов, 2 группа - о летающем ост­рове, 3 группа - о стране мудрых лошадей)



65


Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

1

Урок изучения нового материала

Прочитать роман В. Скотта «Айвенго».

Инд. задания: подготовить со­общения о коро­ле Ричарде Львиное сердце, защитнике угне­тенных Робин Гуде, молодом рыцаре Айвенго



66


Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман

1

Урок изучения нового материала

Доказать, что ро­ман «Айвенго» - исторический ро­ман



67-68


Защита проектов

2

Урок контроля








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!