| | | Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе | | | | |
№ Урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | | | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение (2 часа) |
1 | Литература и время | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Беседа о прочитанных за лето книгах. Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики (романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, песни). Исторические мотивы в лирике. Повторение изученного в 7 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 8 класса | | | Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина | Чтение сказки Х.К. Андерсена «Калоши счастья», вопросы и задания (с. 14) |
2 | Х.К. Андерсен. Сказка «Калоши счастья». Ф.И.Тютчев «Цицерон» | Урок-беседа | Сказка Х.К. Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению произведений исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в Средние века. Четкость и убедительность выводов автора. Устное сочинение о перемещении во времени. Ф.И.Тютчев» Цицерон. Неразрывность связи судьбы человека со своим временем. Теория. Литература и история. Эпиграф. | | | Вопросы и задания (с. 14) | Повторение изученного по фольклору, чтение статьи «Отражение жизни народа в произведениях фольклора» (с. 16-1 |
ФОЛЬКЛОР (3часа) |
3 | Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народная историческая песня | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Повторение изученного о фольклоре. Жанры исторической тематики в фольклоре, причина их сохранности в памяти народа. Сюжеты и герои фольклорных исторических произведений. Былины и предания как свидетельства исторических событий. Понятие об исторической песне. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «Правеж». «Петра I узнают в шведском городе». Иван Грозный и Петр Великий в народных песнях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в исторических песнях. Слово и музыка в народной исторической песне. Использование исторической народной песни в художественных произведениях. Словарная работа. Теория. Исторические сюжеты в народном толковании. Историческая народная песня. | | | Вопросы и задания (с. 20, 23) | Чтение статьи «Народный театр» (с. 23-25), пьесы «Как француз Москву брал |
4 | Народный театр. Пьеса «Как француз Москву брал» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народная драма — органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Популярность драмы в Греции и Болгарии. Чередование комических сцен с трагическими. Драматический конфликт в исторической народной пьесе. Соединение героев разных эпох (Наполеон и Потемкин) в пьесе. Сюжет пьесы. Патриотический пафос народной драмы. Теория. Народная драма. | | | Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народная драма — органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Популярность драмы в Греции и Болгарии. | Выразительное чтение пьесы по ролям, вопросы и задания ко всей теме (с. 23) |
5 | Итоговый урок но фольклору | Урок- практикум | Исполнение пьесы «Как француз Москву брал» в лицах. Сопоставление произведений разных жанров на историческую тему (былины, исторические песни и пьесы). Анализ фольклорных произведений | | | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания ко всей теме | Чтение статей «Историческая личность на страницах произведений Древней Руси» (с. 32-33), «Летопись» (с. 33-35) |
6 | М. де Сервантес Сааведра»Дон Кихот»(фрагменты) М.де Сервантес Са аведра»Дон Кихот»(фрагменты | | Литература Эпохи Возрождения. Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ». Теория. Рыцарский роман.» Вечный образ» | | | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов) |
7 | Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Возникновение древнерусской литературы. Роль принятия христианства в ее развитии. Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков. Влияние древнерусской литературы на литературу последующих веков. Жанры древнерусской литературы. Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение исторических событий в летописях XI—XVII веков. «Летописный свод. Источники «Повести...» — более ранние своды и записи. Историческая основа баллады А.С. Пушкина «Смерть Олега от своего коня». Словарная работа. Теория. Летопись. Повесть временных лет» как первый общерусский | | | Выразительное чтение, анализ текста, сопоставительный анализ, вопросы и задания первого уровня (с. 36) | Выразительное чтение и пересказ фрагмента «Повести о разорении Рязани Батыем», вопросы первого и второго |
8 | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Понятие о воинской повести. Содержание и герои воинских повестей .»Повесть о разорении Рязани Батыем». События и герои повести. Мужество, самоотверженность Евпатия. Образ Батыя. Сходство повествования с былинами. | | | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста, сопоставительный анализ, характеристика героев, вопросы и задания первого и второго уровней,1—2 третьего уровня (с. 40) | Задание 3 третьего уровня (с. 40), выразительное чтение «Сказания о житии Александра Невского |
9 | Житие. «Сказание о житии Александра Невского» | Урок изучения нового материала, урок- практикум | Понятие о житии. Жития святых как исторические повествования. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения героя в житийной литературе. Роль нравственного поучения в житиях. Художественные особенности жанра жития. Композиция жития. «Сказание о житии Александра Невского». Герой русской истории как канонизированный святой. Черты воинской повести и житийной литературы в «Сказании...». Особенности портрета Александра Невского. Роль библейских персонажей в характеристике героя. Отношение к герою неизвестного автора. Словарная работа. | | | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста, вопросы и задания первого и второго уровней,1—2 третьего уровня (с. 47-48) | Задание 3 третьего уровня (с. 48), выразительное чтение отрывка повести Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», вопросы и задания первого уровня (с. 53—54) |
10 | . К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Житие преподобного Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Роль Сергия Радонежского в политической и церковной жизни Руси. Развитие жанра жития. Историческая основа произведения Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века. Становление характера подвижника. Словарная работа. Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития. | | | Выразительное чтение, пересказ, вопросы и задания первого уровня (с. 53-54) | Устное описание картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», вопросы и задания треть- его уровня (с. 54) |
11 | Образ Сергия Радонежского в литературе и живописи | Урок развития речи | Отличие жития от художественного авторского текста. Герой жития в изображении художника. История создания картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Описание репродукции картины. Композиция, герои картины. Роль пейзажа, деталей в картине. Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы. Выбор произведений, подбор материалов | | | Устное описание картины, вопросы и задания третьего уровня (с. 54) | Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы |
12 | Сочинение по произведениям древнерусской литературы | Урок развития речи | Примерные темы сочинения: Герои русской истории в произведениях литературы. Мой любимый герой древнерусской литературы. Образ Сергия Радонежского в литературе и живописи. Консультации учителя | | | Сочинение | Чтение повести Н.М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новаго- рода» |
13 | Ж.Б.Мольер »Мещанин во дворянстве»(сцены) | Урок изучения нового материала | Ж.Б.Мольер» Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена. Теория. Классицизм. Комедия. | | | | |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3 часа) |
14 | События истории в произведениях XVIII века | Урок изучения нового материала | Жанры исторических произведений (эпические и драматические). Историческая драма и исторический герой. Я.Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Слово о Н.М. Карамзине. Отражение и оценка русской истории в научном и художественном творчестве писателя. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского. «Историческая повесть Н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Смысл предисловия к повести. Образ рассказчика. Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Выступления на вече князя Холмского и Марфы Борецкой. Словарная работа. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора Теория. Теория. Историческая драма. Историческая повесть. | | | Конспект лекции | Вопросы и задания первого уровня (с. 73) |
15 | Д.И.Фонвизин »Недоросль». | Урок изучения нового материала | Д.И.Фонвизин» Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. | | | Вопросы и задания первого уровня (с. 73) | Вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 73-74) |
16 | Д.И.Фонвизин »Недоросль». | Урок- практикум | Д.И.Фонвизин» Недоросль». Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматических произведениях. Теория. Классицизм в драматических произведениях | | | Вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 73-74) | Составление вопросов по ранее изученным произведениям XIX века исторической тематики |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37 часов) |
17 | Проблема человека и времени в произведениях XIX века | Урок изучения нового мате риала | Постоянство интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Создание жанра исторического романа. Массовая литература на исторические темы. Воплощение истории в произведениях разных жанров. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы. Обзор произведений XIX века, изученных ранее | | | Конспект лекции, вопросы и задания по произведениям XIX века, изученным ранее | Выразительное чтение стихотворения А.К. Толстого «Илья Муромец», вопросы и задания (с. 81) |
18 | Былины и их герои в произведениях XIX века. А.К. Толстой. Стихотворение «Илья Муромец» | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Герои и события былин в русской поэзии. Слово об А.К. Толстом. Стихотворение «Илья Муромец». Особенности жанра. Баллада как форма освоения текста древней былины. Композиция произведения. Элементы былинного стиля в стихотворении. Роль антитезы в монологе Ильи Муромца. Цельные героические характеры былинных богатырей в произведениях А.К. Толстого. Главные черты героев былин и баллад А.К. Толстого: самоотверженность, храбрость, патриотизм, человечность. Народный идеал Сопоставление былин об Илье Муромце и стихотворения А.К. Толстого | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 81) | Выразительное чтение стихотворения А.К. Толстого «Правда», вопросы и задания (с. 83), сообщения о былинных мотивах в разных видах художественного творчества |
19 | А.К. Толстой. Стихотворение «Правда» | Урок- практикум | Стихотворение «Правда» — стилизация под былину. Былинные приемы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Поэтическая сила и обаяние стихотворений А.К. Толстого. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества (сообщения учащихся). Сопоставление отражения событий и образов богатырей в произведениях русского искусства. Прослушивание фрагментов опер Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.С. Аренского, обсуждение. Описание картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, иллюстраций И.Я. Билибина, Е.А. Кибрика. Словарная работа | | | Выразительное чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания (с. 83), сообщения | Выразительное чтение «Песни о Гайавате» Г.У. Лонгфелло, вопросы и задания первого уровня (с. 95—96) |
20-21 | Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» | Уроки изучения нового материала, уроки-беседы | Слово о Г.У. Лонгфелло. Поэтичность индейских поэм и преданий в «Песне о Гайавате». Особенности жанра произведения. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Сопоставление Гайаваты с мифологическими персонажами. Образность и красота поэтического языка произведения. Совершенство перевода поэмы И.А. Буниным. Сопоставление «Песни о Гайавате» с произведениями о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей. Словарная работа. Теория. Песнь как жанр. | | | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 95—96) | Чтение романа В. Скотта «Айвенго», вопросы и задания (с. 98-99) |
22 | В. Скотт. Роман «Айвенго» | Уроки вне классного чтения | Слово о В. Скотте — родоначальнике исторического романа. Изображение эпохи в романе «Айвенго». Концепция истории и человека в произведении. Жизненная достоверность, объективность повествования. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Сюжет, герои и композиция произведения. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Отношение автора к героям. А.С. Пушкин о В. Скотте. Теория. Исторический роман. | | | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 98-99) | Чтение статьи об И.А. Крылове (с. 99-101), выразительное чтение басни «Волк на псарне», вопросы и задания (с. 103) |
23 | И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» | Комбинированный урок | Повторение и обобщение изученного о басне. Слово об И.А. Крылове. Басни И.А. Крылова на злобу дня (о событиях войны 1812 года). Патриотический пафос басни «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Варианты басни. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года. Актуальность басни | | | Выразительное чтение, сопоставительный анализ, вопросы и задания (с. 103) | Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, вопросы и задания (с. 110) |
24 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Урок изучения нового материала, урок- практикум | Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в «Песни о вещем Олеге». Особенности жанра (баллада). Сюжет баллады и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения. Композиция произведения. Художественные средства создания образов. Словарная работа | | | Пересказ по плану, вопросы и задания (с. 110) | Чтение фрагментов поэмы А.С. Пушкина «Полтава», вопросы и задания (с. 116) |
25 | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Многоплановость героической поэмы «Полтава». Описание битвы и ее главного героя. Противопоставление образов Петра 1 и короля Карла. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы. Патриотический пафос произведения. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа | | | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания (с. 116) | Чтение фрагмента трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», вопросы и задания (с. 124) |
26 | A.C. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов» (отрывок) | Урок изучения нового материала, урок-беседа | История создания трагедии «Борис Годунов». Влияние «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина на творчество А.С. Пушкина. Личные обстоятельства жизни А.С. Пушкина в период написания пьесы. Основной конфликт трагедии. Столкновение преступной власти и нравственных позиций народа. Образы Пимена и Григория. Противопоставление суетного, мирского и божественного, духовного. Понимание Пименом своей работы как долга перед потомками, «завещанного от Бога». Исторические и нравственные проблемы, поднятые во фрагменте трагедии. Афористичность поэзии А.С. Пушкина. Словарная работа | | | Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 124) | Чтение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
27 | Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Болдинская осень 1833 года. История создания повести «Капитанская дочка». Работа над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой». Пугачев в историческом труде и художественном произведении: художественное мастерство писателя в произведениях двух различных жанров. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и герои на страницах повести. Герои и их исторические прототипы | | | Выборочный пересказ, сопоставительная характеристика героев и их прототипов | Вопросы и задания первого и второго уровней к главе I (с. 134), первого уровня к главе III, всех уровней к главам IV—V (с. 149-150), третьего уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 2 второго уровня,1—2 третьего уровня к главе VIII (с. 174-175), 2 третьего уровня всех уровней к главе XIV (с. 192) |
28 | Жизненный путь Петра Гринева | Урок-беседа, урок- практикум | Формирование характера Петра Гринева. Нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа к повести. Проблема чести, достоинства, долга, нравственного выбора в произведении. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа | | | Вопросы и задания первого и второго уровней к главе I (с. 134), первого уровня к главе III, всех уровней к главам IV—V (с. 149-150), третьего уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 2 второго уровня,1—2 третьего уровня к главе VIII (с. 174-175), 2 третьего уровня к главе XIII (с. 181), всех уровней к главе XIV (с. 192) | Вопросы и задания 1 третьего уровня к главе III (с. 150), 1 второго уровня к главам VIII (с. 175), XII (с. 181), анализ эпизода «Маша в Царском Селе» |
29 | Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина | Урок- беседа, урок- практикум | «Доброе семейство» Мироновых. Маша Миронова. Высокие духовные качества: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе» | | | Вопросы и задания 1 третьего уровня к главе III (с. 150), 1 второго уровня к главам VIII (с. 175), XII (с. 181), анализ эпизода «Маша в Царском Селе» | Вопросы и задания 2 первого уровня, 2 второго уровня к главе II (с. 143), 3 первого уровня, 3 второго уровня к главе VIII (с. 174-175), 2 первого уровня, 2 третьего уровня к главе IX (с. 179), |
30 | Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина | Урок- беседа, урок- практикум | Пугачев в историческом труде и в романе А.С. Пушкина. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Взгляд писателя на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа, связанные с образом Пугачева | | | Вопросы и задания 2 первого уровня, 2 второго уровня к главе II (с. 143), 3 первого уровня, 3 второго уровня к главе VIII (с. 174-175), 2 первого уровня, 2 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе XI (с. 180) | Вопросы и задания третьего уровня к главе I (с. 134), 1 первого уровня,1—2 третьего уровня к главе II (с. 143), второго уровня к главе III (с. 150), 4 второго уровня, 1—2, 4 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193) |
31 | Портрет и пейзаж на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок- беседа, урок- практикум | Портрет в повести как средство характеристики героев. Особенности изображения пейзажа и его роль в повести. Роль бурана в развитии сюжета. Сопоставление изображения бурана в повести Пушкина и в очерке Аксакова. Художественные средства создания портретов и пейзажей. Словесное рисование | | | Вопросы и задания третьего уровня к главе I (с. 134), 1 первого уровня, 1 —2 третьего уровня к главе II (с. 143), второго уровня к главе III (с. 150), 4 второго уровня, 1—2, 4 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192—193) | Вопросы и задания 2—3 третьего уровня к главе III (с. 150), всех уровней к главе VI (с. 160), первого уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе X (с. 180), 1 первого уровня! третьего уровня к главе XIII (с. 181) |
32 | Второстепенные персонажи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок- практикум | Две семьи: Гриневы и Мироновы. Роль Савельича в судьбе Гринева. Две встречи Гринева и Зурина. Жители Белогорской крепости (семья капитана Миронова, Иван Игнатьич, Максимыч, попадья идр.). Отношения между героями. Добродушный юмор автора. Окружение Пугачева: общие черты и яркие индивидуальности. Сподвижники Пугачева: Белобородов и Хлопуша. Групповая характеристика членов военного совета в Оренбурге. Способы выражения позиции автора, его отношения к героям. Словесное рисование | | | Вопросы и задания 2—3 третьего уровня к главе III (с. 150), всех уровней к главе VI (с. 160), первого уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе X (с. 180), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе XIII (с. 181) | Чтение статей «Герои исторической повести», «Историческая повесть и исторический труд» (с. 193-200), вопросы и задания первого уровня, 1, 3 второго уровня, 5 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193) |
33 | Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок развития речи | Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. Смысл названия повести. Связь эпиграфа к повести с сюжетом. Смысл эпиграфов к отдельным главам повести. Приметы исторической повести в композиции произведения. Роль фольклорных произведений разных жанров в повести. Обсуждение тем сочинения: Становление личности Петра Гринева. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» и в историческом труде А.С. Пушкина. Смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | | | Вопросы и задания первого уровня, 1, 3 второго уровня, 5 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193), составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение |
34 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое Руси в поэме | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово о М.Ю. Лермонтове. Чтение статьи о писателе (с. 200—202). Интерес поэта к русской истории и отражение ее в творчестве. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — поэма об историческом прошлом Руси. Исторический сюжет и герои «Песни...». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. «Песня...» как лироэпическое произведение. Художественные средства, характерные для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка, постоянные эпитеты, образный параллелизм), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Обучение выразительному чтению. Словарная работа | | | Вопросы и задания первого и второго уровней (с. 221) | Чтение статьи «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалог купца Калашникова» (с. 203-205), вопросы и задания третьего уровня (с. 221)о |
35 | Проблема долга и чести в «Песне про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова | Урок- беседа, урок- практикум | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, трагическое столкновение героев. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Позиция Кирибеевича. Суд царский и суд народный в поэме. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Романтическое изображение природы как фона событий. Иллюстрации к повести | | | Вопросы и задания третьего уровня (с. 221) | Чтение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба |
36 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои повести | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово о Н.В. Гоголе. Интерес писателя к историческому прошлому. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Способы создания образа эпохи. Образы Тараса и его сыновей. Портрет Тараса Бульбы. Главное в жизни Тараса. Судьба матери и жены казака. Пейзаж, интерьер, их роль в повести. Художественные средства создания образов. Комментированное чтение главы I. Словарная работа | | | Выразительное чтение, аналитический пересказ, вопросы и задания к главе I (с. 238) | Вопросы и задания первого уровня к главе II (с. 249-250), всех уровней к главам III и IV (с. 254) |
37 | Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба | Урок- беседа | Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, удаль, самоотверженность, стойкость, верность боевому товариществу. Бытовые и художественные детали, их роль в изображении героев. Словарная работа | | | Вопросы и задания первого уровня к главе II (с. 249-250), всех уровней к главам 111 и IV (с. 254) | Вопросы и задания к главам V-VII (с. 254-255) |
38 | Сравнительная характеристика Остапа и Анрия | Урок- практикум | Общее и различное в братьях. Поведение Остапа и Андрия в первых сражениях. Любовь Андрия. Идеальный образ польской панны. Черты романтического героя в Андрии. Изменения в поведении героя. Героическая личность Остапа. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Осуждение предательства. Бескомпромиссность Тараса Бульбы. Отношение автора к героям. Художественные средства создания образов. Развитие понятия о литературном герое | | | Сравнительная характеристика героев, вопросы и задания к главам V-VII (с. 254-255) | Вопросы и задания к главам VIII—XII, 3 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 267-268) |
39 | Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок- беседа | Мастерство Н.В. Гоголя в изображении батальных сцен и создании героических характеров. Битва под Дубно. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Тема массового героизма и патриотизма. Речевая характеристика Тараса Бульбы. Трагедия и величие Тараса Бульбы. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность, яркость, образность языка. Художественные средства в описании героики сражения. Сходство запорожцев с былинными богатырями. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в повести | | | Вопросы и задания к главам VIII—XII (с. 267), художественный пересказ | Вопросы и задания второго и третьего уровней к главе 11 (с. 250) |
340 | Образы природы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок- практикум | Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Роль пейзажа. Мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы. Лирические отступления в повествовании, их роль | | | Вопросы и задания второго и третьего уровней к главе II (с. 250), второго уровня ко всему тексту повести (с. 267) | Вопросы и задания первого уровня, 1—2, 4 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 267-278) |
41 | Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок раз вития речи | «Тарас Бульба» как историческая повесть. Чтение статьи «Героическая личность» (с. 268). Обсуждение тем сочинения: Остап и Андрий — братья и враги. «Что такое Тарас?» (В.Г. Белинский) Характер, рожденный временем (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). История и вымысел в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 6. Запорожская Сечь как воплощение авторских идеалов | | | Составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение, выразительное чтение и анализ одного из стихотворений раздела «Мотивы былого в лирике (с. 4-18) , вопросы и задания ко всей теме (с. 19) |
42-43 | Мотивы былого в лирике поэтов XIX века | Уроки изучения нового материала, уроки практикумы | Обращение поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего. Философская глубина содержания миниатюры В.А. Жуковского «Воспоминание». Ключевые слова в стихотворении «Песня». Чувство истории в стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминание». Роль исторической параллели в стихотворении «Стансы». Человек и власть в стихотворении «Анчар». Историческая элегия Д.В. Давыдова «Бородинское поле». Мотивы одиночества в стихотворении И.И. Козлова «Вечерний звон». Отражение исторических событий в стихотворении Ф.Н. Глинки «Москва». Фольклорные мотивы в «Солдатской песне о Севастополе» А.Н. Апухтина | | | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 5—6, 6-7, 8, 9, 10—11, 12, 14, 16-17, 19) | Сообщения о жизни и творчестве А. Дюма, чтение романа «Три мушкетера», вопросы и задания (с. 22) |
44-45 | А. Дюма. Роман «Три мушкетера» | Уроки внеклассного чтения | Слово об А. Дюма (сообщения учащихся). Авантюрно-исторические романы А. Дюма. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость выражения авторской позиции. Причина популярности романов А. Дюма. Черты исторического и авантюрного романа в произведении «Три мушкетера». Главное действующее лицо романа. Кодекс чести героев. Подлинные исторические события в романе. Приметы времени в произведении. Роль пейзажа, интерьера в романе. Инсценировки и киноварианты сюжета. Теория. Исторический роман. | | | Сообщения, выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания (с. 22) | Выразительное чтение баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов», вопросы и задания (с. 29-30) |
46 | А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово об А. К. Толстом. Интерес писателя к национальной старине. Баллада «Василий Шибанов». Композиция произведения. Подлинные исторические лица баллады: царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов — воплощение необычайной, бескорыстной, искренней преданности и верности. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Словарная работа. | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 29—30) | Чтение глав романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», вопросы и задания первого и третьего уровней (с. 43), первого и второго уровней,1—4 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 68-69) |
47-48 | А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный» | Уроки внеклассного чтения | Эпоха и ее воспроизведение в романе. Понятие об опричнине. Сюжет и главные герои романа. Исторические лица (царь Иван IV Грозный, Борис Годунов, Малюта Скуратов и др.). Вымышленные герои, их роль в повествовании. Кодекс чести главных героев. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Сопоставление поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова» и романа А. К. Толстого. Словарная работа. | | | Выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания всех уровней (с. 43, 54—55, 67), первого и второго уровней, 1—4 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 68-69) | Задание 5 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 69), чтение статьи «Вымысел и реальность в художественном произведении» (с. 69-71) |
49 | Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте | Повторительно обобщающий урок | Соотношение вымысла и реальности в романе. Психологическая достоверность образов вымышленных героев. Главная мысль романа о губительности деспотической власти. Значение народной речи в литературном тексте. Народная песня на страницах романа. Богатство пословиц и поговорок в романе. Мастерство писателя в изображении эпохи | | | Вопросы и задания (с. 72) | Сообщения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, чтение рассказа «После бала» |
50 | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово о Л.Н. Толстом (сообщения учащихся). Отражение русской истории в произведениях писателя. Рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Особенности композиции произведения (рассказ в рассказе). Два рассказчика. Иван Васильевич как герой-рассказчик случая в судьбе героя. Социально-нравственные проблемы рассказа. Моральная ответственность человека за происходящее. Критическая сила рассказа. Гуманистический. Чувства Ивана Васильевича на балу и после бала. Роль пафос произведения. Смысл названия рассказа | | | Вопросы и задания (с. 83-85) | Чтение статьи «Контраст как композиционный прием» (с. 85-86), вопросы и задания (с. 86) |
51 | Контраст как композиционный прием | Урок- практикум | Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя, как способ выражения авторской позиции. Сопоставление частей рассказа. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при ее создании. Художественное мастерство писателя | | | Сопоставительный анализ частей рассказа, вопросы и задания (с. 86) | Чтение статьи «Время и пространство в художественном тексте» (с. 86-88), вопросы и задания (с. 88) |
52 | Время и пространство в художественном тексте | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Особенности организации художественного времени и пространства в рассказе «После бала». Роль глаголов прошедшего времени в рассказе. Соотнесение времени повествования с временем создания произведения, его актуальность. Пространство действия в рассказе. Связь времени действия рассказа с организацией пространства в произведении. Расширение рамок времени и пространства. Роль деталей в рассказе. Обсуждение тем сочинения: Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). Полковник на балу и после бала. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании | | | Вопросы и задания (с. 88 | Сочинение |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (14 часов) |
53 | Автор и время на страницах проведений XX | Урок изучения нового мате риала | Жанры произведений исторической тематики: общее и различное. Причины популярности произведений на исторические темы. Судьба исторических жанров в современной русской литературе. Способы проявления авторской позиции в художественном произведении на историческую тему | | | Конспект лекции, вопросы по произведениям XX века, изученным ранее | Выразительное чтение одного из произведе- ний раздела «Былины и их герои в поэзии XX века» (с. 91-100) |
54-55 | Былины и их герои в поэзии XX века | Уроки изучения нового материала, уроки-беседы | Слово о поэтах XX века и их творчестве. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И.А. Бунина «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство в создании исторических образов и совершенство языка, богатство и разнообразие ритмики стихотворений. Былинные мотивы в творчестве К.Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк. Характер комического в стихотворении Е.М. Винокурова «Богатырь» | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 93, 94, 95, 97-98, 100-101), вопросы и задания 1—2 ко всей теме (с. 101) | Задание 3 ко всей теме (с. 101), чтение рассказа Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже», вопросы и задания (с. 104-105) |
56 | Ю.Н.Тынянов. Рассказ «Подпоручик Киже» | Урок вне классного чтения | Слово о Ю.Н. Тынянове. Исторические романы и повести писателя. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Особенности осмысления исторического сюжета Ю.Н. Тыняновым. Анекдотичный сюжет рассказа. Роль иронии и гротеска в произведении. Язык и стиль, помогающие воссоздать картины русской истории. Словарная работа | | | Задание 3 ко всей теме (с. 101), вопросы и задания (с. 104-105 | Чтение повести Ю.Н.Тынянова «Восковая персона» |
57-58 | Ю.Н.Тынянов. Повесть «Восковая персона» | Уроки изучения нового материала, уроки- беседы | Восковая персона» — повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. Трагедия Петра I: отсутствие преемника великих дел на благо России. Окружение Петра. Эпическое и лирическое в повести. Особенности языка и стиля писателя. Роль эпиграфов к главам. Юмор в повести. Словарная работа | | | Вопросы и задания (с. 117-118, 122, 132-133) | Чтение романа М. Алданова «Чертов мост», вопросы и задания (с. 135-136 |
59 | М. Алданов. Роман «Чертов мост» | | Слово о М. Алданове. Исторические романы и повести писателя. Родная история и история Европы в его произведениях. Тетралогия «Мыслитель» — воссоздание эпохи Великой французской революции. «Чертов мост» — второй роман тетралогии. Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе. Роль повествователя в романе. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведении | | | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 135-136) | Чтение миниатюры С. Цвейга «Невозвратимое мгновение», вопросы и задания (с. 139-140) |
60 | Б.Л. Васильев. Роман «Утоли моя печали...» | Урок вне классного чтения | Слово о Б.Л. Васильеве. Изображение ходынской трагедии (18 мая 1896 года). Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Судьбы представителей русской интеллигенции. Чувство ответственности за судьбу страны. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица (Николай II, великий князь Сергей Александрович, В. И. Немирович-Данченко, террористы И. Каляев и Б. Савинков) и вымышленные герои. Трагические судьбы членов семьи Хомяковых — Олексиных. Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Проблема политического террора в романе. Смысл названия романа. Вопрос об историческом пути России. Актуальность романа | | | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 143, 148, 155, 157, 162-163) | Чтение раздела «Великая Отечественная война в лирике XX века» (с. 163-178), выразительное чтение и анализ одного стихотворения |
61-62 | Великая Отечественная война в лирике XX века | Уроки концерты | Тема Великой Отечественной войны в литературе. Сочетание гражданских и интимных мотивов в поэзии этого периода. Страстный призыв выстоять в тяжких испытаниях в стихотворениях А.А. Ахматовой «Клятва» и «Мужество». Кровная связь образа Москвы с образом всей страны в стихотворении А.А. Прокофьева «Москве». Образ русской земли в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Противопоставление войны и детства в балладе А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Противоестественность и бесчеловечность войны в стихотворении К). В. Друниной «Зинка». Утверждение жизни в стихотворении М.А. Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях...». Причины популярности песни на стихи А.А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь...». Фольклорные песенные традиции в стихотворении М.В. Исаковского «Огонек». Эхо войны, осмысление ее влияния на судьбы людей в произведениях XX века, ставших песнями (Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики», Е.М. Винокуров «В полях за Вислой сонной...», В.С. Высоцкий «Штрафные батальоны») | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 166-167, 168, 170, 172, 173, 174, 175, 178) | Выразительное чтение по ролям фрагментов пьесы Л.М. Леонова «Золотая карета» |
63 | Л.М. Леонов. Пьеса «Золотая карета» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет. Слово о Л.М. Леонове. Исторические и философско-нравственные раздумья автора о Великой Отечественной войне, о сущности человеческого счастья, о возмездии за содеянное. Судьбы героев пьесы «Золотая карета» и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолковании их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы. Конфликт пьесы. Понимание патриотизма автором и героями пьесы. Выбор персонажами жизненного пути. Роль авторских ремарок в пьесе. Символика названия произведения | | | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 195-196) | Чтение раздела «Мотивы былого в лирике поэтов XX века» (с. 196-216), выразительное чтение и анализ одного стихотворения |
64--65 | Мотивы былого в лирике поэтов XX века | Уроки изучения нового материала, уроки- беседы | Традиционное внимание поэтов к событиям родной истории. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX века. Многогранность осмысления былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Соединение прошлого, настоящего и будущего в сонете В.Я. Брюсова «Тени прошлого». Смысл сопоставления времени восстания декабристов с современностью в стихотворении З.Н. Гиппиус «14 декабря». Изысканность художественной формы стихотворения Н.С. Гумилева «Старина». Движение времени в стихотворении «Прапамять». Роль сопоставлений в воссоздании картин минувшего и настоящего в стихотворении М.А. Кузмина «Летний сад». Преклонение перед Москвой уходящей в стихотворении М.И. Цветаевой «Домики старой Москвы». Роль обращений в стихотворении «Генералам двенадцатого года». Образ России в стихотворении Е.А. Евтушенко «Когда звонят колокола». Отношение к прошлому в стихотворении В.С. Высоцкого «Зарыты в нашу память на века...» | | | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 200, 201-202, 204, 205, 207,209,211, 213-214,216) | Вопросы и задания (с. 217), итоговые вопросы и задания (с. 218) |
66 | Подготовка к итоговой контрольной работе | Повторительно Обобщающий урок | Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 8 классе | | | Итоговые вопросы и задания (с. 218) | Подготовка к итоговой контрольной работе |
67 | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля знаний. | Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 8 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития. | | | | |
68 | Итоговый урок | Урок-беседа | Защита читательских дневников. Беседа о современной литературе, о прочитанных книгах, газетах и журналах. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. | | | | |