СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература. Ланин Б.А. 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература. Ланин Б.А. 10 класс»

Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 48













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







Наименование учебного предмета: литература

Уровень общего образования: основное общее образование 10 а класс

Учитель: Парфенова Светлана Анатольевна

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных организаций по русскому языку и авторской программы п/р Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2020.

УМК:

Литература: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2020.













г. Калининград 2021 год









Аннотация к рабочей программе


Предмет

литература

Класс

10

Стандарт

ФГОСООО

Количество часов в неделю

3

Количество часов за год

105

Уровень

базовый

Срок реализации

1год

Краткое содержание

Литература первой половины 19 века. ( 17 ч.)

А.С.Пушкин «Борис Годунов».

Расцвет русского реализма. (30 ч.)

И.А.Гончаров «Обломов».

А.Н.Островский «Гроза».

И.С.Тургенев «Отцы и дети».

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».

Наедине с поэтом.)23 ч.)

Ф.И.Тютчев.

А.А.Фет.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».

Эпоха великих романов. 28 ч.)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Из зарубежной литературы.

Ф.Стендаль «Чёрное и красное».

Г.Флобер «Госпожа Бовари»: замысел и воплощение.

Учебник

Литература: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2020.















Планируемые результаты


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми

при изучении предмета «Литература», являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты  изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
 - понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Выпускник научится:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.       

Содержание программы

Литература первой половины 19 века. Золотой век русской литературы.

А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Литература николаевской эпохи. Литературная критика 19 века. Литературные направления. Реализм как литературное направление.

Расцвет русского реализма.

И.А.Гончаров. Роман «Обломов».

А.Н.Островский. Драма «Гроза»

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города».

Наедине с поэтом.

Ф.И.Тютчев. Художественные особенности лирики Тютчева.

А.А. Фет. Ранняя лирика. Поздняя лирика.

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Эпоха великих романов.

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Из зарубежной литературы.

Ф.Стендаль. Роман «Красное и чёрное».

Г.Флобер. Роман «Госпожа Бовари»: замысел и воплощение.


Тематическое планирование.

Содержание

Кол-во час

Электронные ресурсы


Литература первой половины 19 века (17 ч.)



1.

Введение. Золотой век русской поэзии. М.: Иллюстрации к произведениям А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

1


2.

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский).

1


3.

Россия второй половины XIX века. Общая характеристика литературы века.

1


4.

Вводная контрольная работа.

1


5.

Литературная критика XIX века.

1


6.

А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества. М.: Традиции отечественной драматургии в Творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

1


7.

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие пьесы.

1


8.

Город Калинов и его обитатели. Анализ 1 действия пьесы. М.: Традиции отечественной драматургии в Творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

1


9.

Катерина в борьбе за свои человеческие права. Анализ 2 действия пьесы.

1


10.

На чьей стороне правда? Анализ 3 действия пьесы. М.: Традиции отечественной драматургии в Творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

1


11.

Сила и слабость характера Катерины. Анализ 4 действия пьесы. Наизусть

1


12.

«Она освобождена» (Добролюбов). Анализ 5 действия пьесы.

1


13.

Драма А.Н. Островского «Гроза» в оценке литературных критиков. М.: А.Н. Островский и русский театр, сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

1


14.

Зачёт по творчеству А.Н. Островского.

1


15.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению №1 по драме «Гроза»

1


16.

«Бесприданница»: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини. Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» как попытка современной трактовки пьесы.

1


17.

Вн. чт.В. Распутин «Живи и помни».

1



Расцвет русского реализма (30 ч.)



18.

И.А. Гончаров. Этапы биографии и творчества.

1


19.

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Знакомство с главным героем.

1


20.

Истоки «обломовщины». Анализ эпизода. Глава «Сон Обломова», её место в художественной системе романа. М.: Музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков)

1


21.

Обломов и Штольц. Идейный смысл противопоставления.

1


22.

Обломов и Ольга Ильинская. Крушение любви. М.: Музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков)

1


23.

Жизнь в доме Пшеницыной.

1


24.

Роман «Обломов» в оценке литературных критиков.

1


25.

Урок-семинар. «Лишний человек» Обломов и его предшественники в русской литературе».

1


26.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению №2 по роману «Обломов».

1


27.

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Основные черты художественного мира. М.: И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1


28.

Читательская конференция. «Как раскрывается духовный мир автора в «Записках охотника».

1


29.

Творческая история романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия.

1


30.

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов. Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

1


31.

Знакомство с Базаровым. М.: И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1


32.

Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

1


33.

Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

1


34.

«Испытания героя». Базаров и Одинцова. М.: И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1


35.

Базаров и родители.

1


36.

Болезнь и смерть Базарова.

1


37.

Семинар: «Отцы и дети» Тургенева в литературной критике. М.: И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1


38.

Зачёт по творчеству И.С. Тургенева. Нигилизм и его последствия.

1


39.

Р/р. Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева №1. Подготовка.

1


40.

Р/р. Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева №1. Написание.

1


41.

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасёв, М. Башилов)

1


42.

«История одного города». Композиция, идейный смысл произведения.

1


43.

Город-гротеск в изображении писателя. М.: Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В.Карасёв, М. Башилов)

1


44.

Градоначальники в изображении М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1


45.

Народ на страницах истории города Глупова. М.: Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В.Карасёв, М. Башилов)

1


46.

Р.Р.Классное сочинение №2 по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка.

1


47.

Р.Р.Классное сочинение №2 по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. Написание.

1



Наедине с поэтом (23 ч.)



48.

Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. М.: Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов)

1


49.

Лирика природы в творчестве Тютчева.

1


50.

Любовная лирика в творчестве Тютчева. М.: Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов)

1


51.

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» Наизусть.

1


52.

Этапы биографии и творчества А.А. Фета.

1


53.

Художественный мир поэзии А.А. Фета.

1


54.

Основные темы, мотивы, образы. М.: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А.Фета.

1


55.

Фет и эстетика «чистого искусства». Наизусть.

1


56.

Р/Р. Сопоставительный анализ лирики Фета и Тютчева.

1


57.

Р.Р.Классное сочинение №3 по лирике Ф Тютчева, А. Фета. Подготовка.

1


58.

Р.Р.Классное сочинение №3 по лирике Ф Тютчева, А. Фета. Написание.

1


59.

Жизненный путь Н.А. Некрасова.

1


60.

Взгляды Н.А. Некрасова на назначение поэта и поэзии.

1


61.

Духовный облик народа в лирике Н.А. Некрасова. Наизусть.

1


62.

Любовная лирика Н.А. Некрасова.

1


63.

Р/Р. Творческий практикум: анализ стихотворения. М.: Некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина,

1


64.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет. Композиция. Идейное значение и художественные особенности «Пролога».

1


65.

Душа народа русского. Образ Е. Гирина.

1


66.

Душа народа русского. Образ Я. Нагого.

1


67.

Женская тема и её воплощение в поэме.

1


68.

Русь народная и Русь помещичья в изображении Некрасова.

1


69.

Народ и Гриша Добросклонов. Наизусть.

1


70.

Зачёт по творчеству Н.А. Некрасова.

1



Эпоха великих романов (28 ч.)



71.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

1


72.

Роман «Преступление и наказание», история его создания.

1


73.

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». М.: Роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, А. Сокурова)

1


74.

«Потрясённый, выбитый из колеи герой», или Раскольников в мире бедных людей.

1


75.

Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности.

1


76.

Лужин и Свидригайлов – двойники Раскольникова.

1


77.

Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение.

1


78.

Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1


79.

Тема покаяния в романе.

1


80.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского №3

1


81.

Личность Л.Н.Толстого, мыслителя и художника.

1


82.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

1


83.

«Мысль семейная» и способы её воплощения.

1


84.

«Мысль семейная» и способы её воплощения.

1


85.

Изображение войны 1805-1807 гг.

1


86.

«Ум сердца» и «ум ума» у любимых героев.

1


87.

Путь исканий князя Андрея. Наизусть.

1


88.

Путь исканий Пьера Безухова.

1


89.

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1


90.

Бородинское сражение. «Мысль народная».

1


91.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

1


92.

Русский национальный характер: Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

1


93.

Судьбы героев. Эпилог романа.

1


94.

Женские образы на страницах романа. М.: Иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, В.Серов)

1


95.

Р.Р.Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» №4. Подготовка.

1


96.

Р.Р.Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» №4. Написание.

1


97.

Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь тихие».

1


98.

Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века.

1



Из зарубежной литературы (



99.

Ф. Стендаль «Красное и черное».

1


100.

Ф. Стендаль «Красное и черное».

1


101.

Г. Флобер «Госпожа Бовари». Система образов.

1


102.

Г. Флобер «Госпожа Бовари». Художественные особенности.

1


103.

Промежуточная аттестация (итоговая контрольная работа)

1


104.

Подготовка к экзамену.

1


105.

Подготовка к экзамену

1






Тематическое планирование внутрипредметного модуля

«Русская литература в театре, кино и изобразительном искусстве»


Темы уроков

Кол- во час

На каком уроке используется

1

Иллюстрации к произведениям А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

1

1

2

Традиции отечественной драматургии в Творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

1

6

3

Традиции отечественной драматургии в Творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

1

8

4

Традиции отечественной драматургии в Творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

1

10

5

А.Н. Островский и русский театр, сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

1

13

6

Музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков)

1

20

7

Музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков)

1

22

8

И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1

29

9

И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1

31

10

И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1

34

11

И.С. Тургенев и группа «Современника»; Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

1

37

12

Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасёв, М. Башилов)

1

41

13

Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В.Карасёв, М. Башилов)

1

43

14

Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В.Карасёв, М. Башилов)

1

45

15

Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов)

1

48

16

Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов)

1

50

17

П.И. Чайковский о музыкальности лирики А.Фета.

1

54

18

Некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина,

1

63

19

Роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, А. Сокурова)

1

73

20

Женские образы на страницах романа. М.: Иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, В.Серов)

1

94











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!