СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература родного края

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература родного края»

Пастух Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы,

категория высшая

Антрацитовская гимназия №1 им.В.Я.Ткаленко

электронный адрес: [email protected]


Аннотация

Урок «Боги подземного мира» разработан для обучающихся 7 классов.

Тип мероприятия урок литературы родного края.

Данный урок разработан с целью изучения и популяризации жизни и творческого наследия писателя-земляка Луганщины Владислава Андреевича Титова. В ходе урока использованы песни, фотографии, видеофрагмент из архива. Использование ЭОР сделало мероприятие более интересным и современным.



«Боги подземного мира»

ЛРК. В.Титов «Всем смертям назло»



Звучит стихотворение на фоне видео о работе шахтёров.

Учитель.

Шахтеры — парни сильные,
Отважные, красивые,
Пусть даже с пылью угольной —
Но с честью не поруганной,
Для них богатства Родины —
Отдельный пункт, особенный.
Вы сильные и смелые,
Вы горняки умелые!



Ученик 1. Слово «шахтёр» пришло к нам из Германии, так называли работников предприятия, на котором производилась добыча полезных ископаемых, – «schacht» (с немецкого языка «шахта»). Добывать руду люди начали в 15 веке, однако само шахтёрское дело к тому времени ещё не сформировалось. Стартовой точкой в истории данной профессии можно считать 18 век, когда стала активно развиваться горная промышленность.

Ученик 2. Шахтёр – специалист, добывающий подземные полезные ископаемые. Среди них уголь, нефть, железо, медь, серебро, золото, алмазы, – всё это стало незаменимым материалом в производстве различных вещей и устройств, без которых сложно представить жизнь современного человека. Работники горной промышленности трудятся в специальных сооружениях, расположенных под землёй. Здесь каждый выполняет определённые функции в соответствии со своей квалификацией. Так, существуют специалисты, которые прокладывают путь в земных недрах, – проходчики. Есть также люди, занимающиеся непосредственно добычей ресурсов, они называются горнорабочими очистного забоя. Здесь трудятся и машинисты, занимающиеся обслуживанием и ремонтом различной техники. Большое значение в горном деле имеет подземный электрослесарь, он отвечает за работоспособность всей шахты. В его полном распоряжении находятся все технические устройства и линии электропитания.

Ученик 1. Профессия шахтёра относится к числу самых опасных. Он работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры. Это сложная и опасная профессия. Она требует выносливости и психологической готовности к труду в тяжёлых условиях. У такого специалиста должны быть хорошая физическая подготовка и крепкое здоровье. Поскольку в шахтах возможно возникновение непредвиденных случаев, то их работникам не обойтись без умения грамотно действовать в экстремальной ситуации и быстро принимать решения. Представителю этой профессии понадобится способность концентрироваться на своём деле, обладать координированными движениями. Он должен быть терпеливым, для того чтобы осуществлять монотонную, рутинную работу. Также шахтёру следует быть ответственным, дисциплинированным, отважным и стрессоустойчивым.

Звучит песня Марка Бернеса « Спят курганы тёмные».

(https://www.youtube.com/watch?v=qN4NP5aV8Gs).



Учитель. Среди жителей нашего края есть целые династии шахтёров. Не исключение и наши обучающиеся.

Выступление родителя-шахтёра из династии.

Учитель. Особое место среди шахтёров занимает наш земляк Владислав Титов.

Ученик 1. Прозаик В. А. Титов родился 10 ноября 1934 года в д. Калиновка Добринского района. После окончания Чуевской (ныне Добринской № 2) средней школы он уехал на Украину.  

В 1959 году окончил Луганский горный техникум и стал работать горным мастером на шахте «Северная» в Донбассе. 14 апреля 1960 года на шахте произошла авария, и В. А. Титов предотвратил её, отключив горящую трансформаторную подстанцию. Чудом выжив, лишившись обеих рук, он нашел свое призвание, став профессиональным писателем. Не имея рук, Владислав Андреевич писал, держа карандаш в зубах.


Ученик 2. Его первый рассказ «Раненый чибис», опубликованный в журнале «Юность», был написан им ещё собственной рукой – когда он учился в горном техникуме.

В 1967 году вышла первая книга В. А. Титова – автобиографическая повесть «Всем смертям назло», после которой он был единогласно принят в члены Союза писателей СССР. Книга выдержала одиннадцать изданий внутри страны и была переведена на тридцать языков мира. В Липецком областном драматическом театре заслуженный артист РСФСР К. Д. Миленко поставил спектакль по этой книге, который был показан в разных городах страны.

В 1971 году была издана повесть «Ковыль – трава степная», в 1973 году – «Раздел», в 1975 году – «Жизнь прожить…», основанная на письмах читателей Владиславу Титову.


Ученик 1. Всего Владислав Титов написал 14 повестей и рассказов, роман «Проходчики». Его произведения печатались в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Наш современник».

Писатель был членом редколлегии журналов «Юность», «Радуга», «Донбасс», членом президиума областного Комитета защиты мира, членом Союза журналистов, депутатом Луганского городского совета народных депутатов.

В. А. Титов – лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко в области литературы, журналистики, искусства и архитектуры (1981), Всесоюзного литературного конкурса имени Н. Островского (1967), в 1976 году ему была вручена Республиканская комсомольская премия имени Н. Островского за пьесу «Всем смертям назло...». Он был награждён орденами Дружба народов и «Знак Почёта», медалью «За трудовую доблесть», почетным знаком «Шахтёрская слава».


Ученик 2. Умер В. А. Титов 30 апреля 1987 года в Луганске. На рабочем столе писателя осталась незавершённая работа – роман «Рожь».

В райцентре Добринка в 1988 году на здании средней школы № 2 была открыта мемориальная доска в память о писателе.



Ученик 1. Остались книги, которые создал писатель удивительной судьбы. Книги его сродни новокаину в вашей домашней аптечке — они помогают человеку одолеть боль или просто дают почувствовать чужую боль и смысл жизни. И еще есть музей его имени в Луганске, и пятьдесят тысяч писем читателей, написанных когда-то Владиславу Титову.

Нынче он причислен к «украинским писателям, писавшим на русском языке», как и Николай Васильевич Гоголь. 



Ученик 2. Интересные факты о Владиславе Титове.

В Луганске открыт музей-квартира писателя В. Титова.

В Луганске улица названа в честь писателя В. Титова.

В Добринке Липецкой области улица названа в честь писателя В. Титова.


Просмотр видео об истории написания произведения «Всем смертям назло» и интервью автора.

https://www.youtube.com/watch?v=T0c4AWYuZGM





Учитель. Надеюсь, наш урок никого не оставил равнодушным. У каждого из вас, ребята, есть возможность познакомиться ближе с героями произведения «Всем смертям назло».



Учитель. Жизнь нам приносит разнообразные сюрпризы, а точнее уроки, которые нам, как когда-то в школе, не нравились или наоборот. В жизни не бывает только белой или только чёрной полосы, в любом случае они нас учат как хорошему, так и плохому. Главное, чтоб мы извлекли этот урок! Но чаще всего мысли о «каком-то уроке» в критический момент теряются. Мы задаемся вопросами: «Почему именно я? Почему именно сейчас? За что?» и т.д. Отказываемся от поддержки окружающих – не хотим, чтоб нас жалели. Но когда приходит потребность чтоб пожалели или поддержали – никто не хочет или не в силах помочь. И тогда еще труднее. Тогда проблема набирает новых оборотов. Всё! Конец света!...(думаю, что хоть один из вопросов вы себе когда-то всё таки задавали..)
     Но мы забываем главное – мы сами строим свою жизнь, именно мы и наше внутреннее самочувствие влияет на окружающий мир. Мы находимся в депрессии или счастливы ровно столько, сколько нам это нужно! И только так!
     В этот момент хочется процитировать поэта Эдуарда Асадова, он пришёл с фронта слепой и написал этот стих:

«Будет трудно – крепись!
Будет больно – не плачь!
Будет ветер – не гнись!
Глаз в ладони не прячь!
Если грозы – смотри!
Если слёзы – сотри!
Если страшно – держись!
Помни! Жизнь – это жизнь!»



Метод «Огонѐк общения».

Обучающиеся по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-Сегодня меня порадовало…
-Сегодня меня огорчило…

-Сегодня меня поразило…

-Я сегодня узнал на уроке…

-Мне удалось сегодня на уроке лучше всего…

-Эта тема мне интересна тем, что…

-Этот урок меня заставил задуматься над…


 «Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).


Например:

 

Подвиг.
Невероятный, удивительный.
Совершается, обсуждается, запоминается.
Положительно характеризует человека.
Поступок.


Учитель. Всем спасибо за работу! До новых встреч!