Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специализированная школа с углублённым изучением иностранных
языков №68 города Донецка»»
Литературная гостиная
«В гостях у дедушки Крылова»
Составила:
учитель русского языка и литературы
Муцко А.Г.
Донецк, 2022
Дата:14.10.2022
Класс: 5-А
Тема: «В гостях у дедушки Крылова»
Форма проведения: литературная гостиная
Цель: развитие творческих способностей
Задачи:
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
наглядно представить своеобразие каждой басни, акцентируя внимание на морали.
Развивающие:
развивать познавательные интересы;
развивать творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного;
развивать устную диалогическую речь.
Воспитательные:
формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками;
воспитывать чувство ответственности за коллективное дело;
формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценировки басен;
содействовать формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.
Вступительное слово педагога:
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами побываем «в гостях» у Ивана Андреевича Крылова.
- Ребята, а кто же такой Крылов?
-Правильно, Иван Андреевич Крылов – известный писатель, великий русский баснописец.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят
(Кн. П.Вяземский)
- Басни – это небольшие поучительные истории. Они не только развивают людей, но и воспитывают, объясняя на наглядных примерах, что хорошо, что плохо.
Басни Крылова написаны с изумительным чувством юмора, в них нет жестких нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, знать которые нужно и взрослым, и детям.
Пусть смысл, заложенный в этих гениальных произведениях, станет толчком к чему-то новому и светлому, что сделает нашу жизнь немножечко лучше.
Сегодня мы с удовольствием посмотрим ваши видеоролики , на котрых вы представите басню, наиболее понравившуюся вам.
Вед.1: Добрый день, наши дорогие зрители!
Вед.2: Мы рады новой встрече с вами!
Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе.
Вед.2: Но стремление к образованию было настолько сильным, что он сам изучил языки, математику и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Вед.1: За всю свою жизнь Крылов написал более 230 (двухсот тридцати) басен.
Вед.2: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми,
Вед.1: добрыми,
Вед. 2: благородными,
Вед.1: справедливыми.
Вед.2: Они призывают нас совершить добрые поступки, полезные дела, любить Родину.
Вед.1: Итак, приглашаем вас в гости к дедушке Крылову.
Вед.2:Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…
Викторина.
Конкурс-разминка.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
1)Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
2)Угадай название басни по её морали.
А) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться. «Ларчик»
Б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться. «Синица»
В) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать — кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»
Г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».
Д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»
Е) Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
3) Конкурс «Угадай басню».
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.
Цитаты:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
4. Конкурс Капитанов».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Например:
Для команды № 1
Квартет
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
__________________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись против__________,
Я, прима, сяду против вторы.
Для команды № 2
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.
Для команды № 3
Волк и Ягнёнок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
С песком и илом?
5. Просмотр детских видео с выученными баснями.
6. Подведение итогов мероприятия
Объявление результатов соревнования между тремя командами.