Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №1» п. Тюльган
«В гостях у дедушки Крылова»
(Литературная гостиная)
Килякова Антонина Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей№1» п.Тюльган,
Тюльганский район
Тюльган
2019
«Литературная гостиная» для учащихся 3а класса
«В гостях у дедушки Крылова»
(250 лет)
Цель: развитие творческих способностей учащихся
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть басен;
развивать творческие способности учащихся (драматического перевоплощения, умений работать на сцене, со слушателем, партнёром по сцене, владеть голосом, жестом, мимикой);
развивать навыки самостоятельной работы;
совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.
Воспитательные:
формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся;
средствами литературы воспитывать чувство любви к русскому слову, точному, яркому;
средствами литературы воспитывать положительные морально-нравственные качества личности;
воспитывать чувство личной ответственности за коллективное дело.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Выставка книг И. А. Крылова.
Декорации к инсценировкам.
Иллюстрации к басням(выполнил ученик 3а класса Никалюк Влад)
Ход мероприятия
Учитель
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков тьму,
Он баснями себя прославил,
И в гости мы идём к нему.
Ученик 1. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. М. Исаковский.
Учитель
Басни – это небольшие поучительные истории. Они не только развлекают людей, но и воспитывают, объясняя на наглядных примерах, что хорошо, а что плохо.
Басни Крылова написаны с изумительным чувством юмора, в них нет жёстких нравоучений, а есть лишь коротко подчёркнутые истины, знать которые нужно и взрослым и детям.
Пусть смысл, заложенный в этих гениальных произведениях, станет толчком к чему- то новому и светлому, что сделает нашу жизнь немножечко лучше.
Ученик 2.Добрый день, наш дорогие зрители!
Ученик 3. Мы рады встрече с вами!
Ученик 4.В этом году мы отмечаем 250 летие прекрасного русского автора Ивана Андреевича Крылова.
Ученик 5. Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.
Ученик 6. Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.
Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.
Ученик 7. В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.
Ученик 8. Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.
Ученик 9. Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.
Ученик 10. На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста». Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.
Ученик 11. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»
По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».
Учитель
Иван Андреевич не только писал смешные и поучительные басни, но и в жизни был человеком очень остроумным, обладал большим чувством юмора. И сейчас, в подтверждение этому, вы услышите несколько забавных историй из его жизни.
Ученик 12. Позвольте подвинуться
За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».
Ученик 13. Безобразие
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам -одним словом, мешал слушать):
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
Ученик 14.Мне все-равно
В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».
Ученик 15. Лягушки расквакались. Иван Андреевич имел значительный вес и округлые формы. Из-за своей полноты с ним иной раз случались смешные ситуации. Например, однажды Иван Андреевич гулял по скверу и увидел впереди себя компанию молодых людей. Молодежь, заметив Крылова, то ли не узнала его, то ли просто захотела над ним подшутить. И один молодой человек из компании, показывая пальцем на писателя, громко сказал:
- Смотри, смотри! Вон, какая туча надвигается!
Такое замечание еще больше развеселило шутников. Но Иван Андреевич с присущим ему остроумием не растерялся, посмотрел на небо и ответил:
- Да, наверное, дождик будет. Туча еще только надвигается, а лягушки уже расквакались.
Ученик 16. Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант,
И показать, как исполняем роли.
Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь.
Ученик 17.
Хочет с детства эта птица стать известною певицей,
День и ночь неугомонно «Кар-кар-кар!» - поёт……(Ворона)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост – её краса!
Этот зверь лесной…..(Лиса)
Ворона и Лисица – герои какой басни?
Инсценировка басни
Ученик 18.
Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лиан,
И,за хвост на них повиснув,
Уплетала всласть банан…..(Мартышка)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь….(Осёл)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, лыко дерёт, а лаптей не плетёт….(Козёл)
Говорят, он любит мёд, ловит рыбу, как мальчишка, спит в берлоге в Новый год косолапый, бурый….(Мишка)
В этом маленьком оркестре лишь 4 музыканта:
Каждый музыкант – маэстро, все – великие таланты.
Мне скажи, не утаив, как зовётся коллектив?....(Квартет)
Инсценировка басни
Ученик 19.
Кто по веткам скачет ловко?
Ест бананы и морковку?
Кто же эта шалунишка?
А зовут её….. (Мартышка)
На носу висят колёса,
Чтобы видеть дальше носа…..(Очки)
Выразительное чтение басни.
Ученик 20.
Гордая птица, воды не боится,
Очень пригожа, на двойку похожа,
Как зовут, ответь! Это белый …….(Лебедь)
Кто в речном песке живёт, ходит задом наперёд?...(Рак)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом- такая злюка! Конечно это……(Щука)
Выразительное чтение басни
Учитель. В нашей речи используем много разных интересных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри, то подразумевают какое – либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон. Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.
Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).
Ученик 21
1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».
(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)
Ученик 22
2.Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился. («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)
Учитель
Дорогие ребята, гости, попробуйте определить, к какой басне можно отнести эти пословицы?
- Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)
-На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)
- В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)
- Делу - время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)
- Личиком белёнок, а душой чернёнок. («Ворона и лисица»)
- Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)
Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?
- За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)
- Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)
Ученик 23.С 1812 года Иван Андреевич стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря. Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Ученик 24. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
Ученик 25. Сегодня мы были чтецами, артистами и знатоками басен Крылова. Его произведения останутся для нас умной и нужной книгой.
Ученик 26. Басни Крылова как бы сроднились с нами и живут в нас. Дедушка Крылов по – прежнему безраздельно царствует в басенном мире. А великий критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского»
Ученик 27.
Крылов! Это имя нам дорого с детства,
И знает Крылова любой человек,-
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и Родина его.
Учитель
Благодарю вас ребята за прекрасные инсценировки, за выразительное чтение басен дедушки Крылова, Владу спасибо за изумительные иллюстрации. Влад, ты просто молодец!!! Гости, спасибо за ваши аплодисменты. Вы все улыбались, значит, вам понравилось. Всем спасибо.