СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная викторина для 10 класса может быть проведена во время предметной недели.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина»

Литературная викторина для 10 класса

Представление команд (Девиз, эмблема, название).

I тур «Разминка» (каждой команде поочередно задаются вопросы)

1. В греческой мифологии сын бота Зевса и смертной женщины Алкмены (Геракл).

2. Его подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. (Арион).

3. Четыре ученика Христа рассказали о его жизни и учении. Назовите их имена. (Матфей, Марк, Лука и Иоанн).

4. Как звали царя Иудеи, который правил во время рождения Христа? (Ирод).

5. Его детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Ему шел третий

год, когда умерла его мать. Его воспитывала бабушка, которая не ладила с

отцом мальчика. О ком идет речь? (М.М. Лермонтов).

6. Он учился в Царскосельском Лицее, главным делом его жизни была поэзия.

Он автор романа «Евгений Онегин». (А. С. Пушкин).

7. Как в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки» звали кузнеца и его невесту? (Вакула и Оксана).

8. Его рассказы коротки и очень смешны. Среди них следующие: «Налим»,

«Хирургия», «Пересолил». Кто автор этих рассказов? (А.П.Чехов).

9. Назовите басню И.A. Крылова, из которой приведены строки:

Ты всѐ пела? Это дело.

Так поди же попляши! («Стрекоза и Муравей»)

10.Назовите басню И.А.Крылова, из которой приведены строки:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!» (Ворона и Лисица»)

11.Откуда вылетели «крылатые слова»? (Из какого произведения

какого автора?)

«Любви все возрасты покорны»

«Мы все учились понемногу»

«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей» (А. С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»)

12.Откуда вылетели «крылатые слова»? (Из какого произведения, какого автора)

«Молчалины блаженствуют на свете»

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

«Где, укажите нам. Отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?»

«Чины людьми даются, а люди могут обмануться»

«Служить бы раз, прислуживаться тошно».

(А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»)

13.Откуда вылетели «крылатые слова»? (Из какого произведения, какого автора?)

«О друг мой, Аркадий Николаевич!... об одном прошу тебя: не говори

красиво. Говорить красиво - неприлично».

«Каждый человек сам себя воспитать должен, ну хоть как я, например».

(И.С.Тургенев,роман «Отцы и дети»).

14.Откуда вылетели «крылатые слова»? (Из какого произведения, какого автора)

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал».

(М.Е. Салтыков - Щедрин, сказка «Премудрый пескарь»).

Пока жюри подводит итоги I тура, команды готовятся к инсценированию отрывков из литературных произведений.

II тур «Чѐрный ящик»

(командам поочередно предлагается отгадать, что лежит в черном ящике)

1. Здесь лежит непременный атрибут творческого вдохновения, спутница

музы, когда «среди ночи она да ты рождают строки»... (Свеча).

2. С тобою я наедине,

Шепчу заветные слова,

И так легко, отрадно мне...

Несется кругом голова.

Ты - мой советчик, ты - мой друг,

Ты не обманешь, не предашь.

С тобой прекрасен мой досуг ... (Книга).

3. Все начинается с него...

Любой рассказ, любая повесть.

Ну а пока нет ничего...

Он чист, как совесть, (Чистый лист бумаги)

4. Здесь лежит то, что Сонечка Мармеладова подарила Раскольникову. (Крест).

5. Здесь лежит то. что утвердило Раскольникова в мысли убить старуху-процентщицу (Письмо).

6. «Видно там ему и быть», - решила героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Катерина и спрятала его в карман, собираясь на свидание с Борисом (Ключ).

7. Здесь лежит предмет исследований Евгения Базарова. (Лягушка; берем муляж в кабинете биологии).

8. «Так глупо умирать, когда по-настоящему полюбил и хочется жить, - думал, наверное, про себя Базаров, - нужно было всего лишь прижечь им ранку. И все». Чем не воспользовался Базаров, чтобы избежать заражения? (Адский камень).

9. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Счастливые» описывается, как пришла к странникам старуха и стала хвастать своим счастьем. Здесь лежит предмет того хвастовства (Репа)

10.В сказке М.Е. Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» с помощью этого предмета мужик выразил свою рабскую покорность помещикам. Что это? (Веревка).

Пока жюри подводит итоги тура «Чѐрный ящик», в исполнении учащихся звучит романс из кинофильма «Жестокий романс» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»).

III тур «Поэтический»

Стихи - вы сердца звук живой...

Всегда понятный и родной.

Мечты, волнующие кровь...

Прекрасны, как сама Любовь!

- Итак, ребята, мы начинаем тур «Поэтический», в котором прозвучат стихи замечательных поэтов, в котором вы сами поупражняетесь в стихосложении.

- Командам дается задание написать четверостишие по начальной строке:

1) «О жизнь! Источник потрясений...»

2) «Весна! В душе моей весна...»

- Командам также сразу дается задание подготовить выразительное чтение стихотворения-признания в любви своей даме сердца.

1) «Я Вас любил» (А.С. Пушкин)

2) «Я помню чудное мгновенье» (А.С. Пушкин)

- Сделать сурдоперевод предлагаемого стихотворения:

1) «Ночевала тучка золотая» (М.Ю. Лермонтов)

2) «Узник» (А.С. Пушкин)

Пока команды готовятся в тайной комнате, зрители слушают стихи в исполнении подготовленных учащихся.

- А теперь конкурс для болельщиков команд.

Из каких произведений строки?

1) Я к вам пишу,

Чего же боле...

Что я могу еще сказать? (А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»)

2) А вы, надменные потомки.

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки. (М. Ю. Лермонтов «Смерть Поэта»)

3) А судьи кто?

За древностию лет,

К свободной жизни их вражда непримирима... (АС Грибоедов, комедия «Горе от ума»)

4) Суров ты был,

Ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять... (Н. А. Некрасов «Памяти Добролюбова»).

5) Белая берѐза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром... ( С. Е. Есенин «Берѐза»)

6) Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Еѐ волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой? (Ф. И. Тютчев «О, как убийственно мы любим»)

7) Скажи-ка,дядя, ведь недаром

Москва, спалѐнная пожаром,

Французу отдана? (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Выступают участники команд с подготовленным заданием.

Жюри подводит итоги конкурса. В перерыве звучит лирическая музыка.

IV тур «Прозаический»

1) Чей это портрет?

«... увидал женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно , именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». (Анна Сергеевна Одинцова, И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

2) Чей это портрет?

«В это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тѐмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые сапожки. На вид ему было лет сорок пять, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро, лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза». (Павел Петрович Кирсанов. И. С. Тургенев «Отцы и дети»).

3) Чей это портрет?

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь, Он худощав; щек у него почти вовсе нет, т.е. есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости, цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Он шѐл твѐрдо, бодро; жил по бюджету, старался тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил душа и сердца». (Андрей Штольц, И.А. Гончаров «Обломов»).

4) Чей это портрет?

«... была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата: глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время необыкновенно добрые». (Дунечка Раскольникова, Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»)

5) Кто кому пишет?

«Кто ты, мой ангел ли хранитель.

Или коварный искуситель?

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое.

Обман неопытной души!» (Татьяна пишет Онегину, А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

6) Кто кому пишет?

«Вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала и даже иную ночь не спала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моем молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, ты наше все, вся надежда, все упование. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства поистратились. Чем могла я со своими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? ( Пульхерия Александровна пишет Родиону Раскольникову, Ф.М, Достоевский, роман «Преступление и наказание»).



Жюри подводит окончательные итоги конкурсов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!