Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колыванская средняя общеобразовательная школа № 2»
МБОУ «Колыванская СОШ № 2»
«Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова»

Совместный проект разработали и реализовали обучающиеся
4 «б» класса под руководством классного руководителя
Трушковой Оксаны Юрьевны
р.п. Колывань.
Оглавление:
Ì. Пояснительная записка……………………….………………………..3
ÌÌ. Этапы разработки и реализации проекта……………...…………….5
2.1.Подготовительный этап……………………………………………….5-6
2.2.Основной этап………………………………………………………..…6
2.3.Заключительный этап…………………………………………………6-10
Ì Ì Ì. Вывод………………………………………………………………….11
ÌÝ. Список литературы………………………………………………….11
Приложения №1,2,3

1. Пояснительная записка
Проблемный вопрос
Ценность художественной литературы стала не актуальна у детей школьного возраста.
Актуальность и значимость проекта.
Мы живём в очень непростое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети читают всё меньше и меньше книг. Поэтому нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у обучающихся к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем совместном проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Н.Н. Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Через жизненные переживания героев дети учатся правильно вести себя в современном мире. Н.Н. Носов всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Герои рассказов Н. Носова, обязательно заняты интересным делом: строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело. Но на уроках очень мало времени отводится на изучение этих произведений, поэтому мы решили разработать и реализовать проект.
Цель проекта: развитие творческой, активной, социально-компетентной и развивающейся личности обучающихся младших классов через знакомство с произведениями Н. Н. Носова.
Задачи проекта:
1) В игровой форме обобщить и систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор;
2) воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, пониманию смысла художественного произведения;
3) развивать воображение, умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать, давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;
4) способствовать активизации каждого обучающегося в деятельности, совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах,
сотрудничество;
5) прививать интерес к книгам, воспитывать бережное отношение к ним.
Участники проекта:
обучающиеся 4 «Б» класса МБОУ «Колыванская СОШ № 2».
Основные формы реализации проекта.
1) Выставка рисунков по произведениям Н.Н. Носова;
2) выставка книг писателя;
3) проведение бесед о прочитанных произведениях Н.Носова;
4) предметы для конкурса «Бюро находок».
Срок реализации: октябрь 2016г.
Ожидаемые результаты:
Проект будет способствовать развитию личности обучающегося, повышению познавательной активности, воспитанию интереса к чтению.
В ходе работы над проектом обучающиеся познакомятся с биографией писателя, с незнакомыми произведениями, повторят прочитанные.
Реализация проекта – проведение литературной викторины в соревновательной форме между 2 командами по произведениям Н. Н. Носова.
2. Этапы разработки и реализации проекта.
2.1. Подготовительный этап.
1.1.Анкетирование учащихся и обработка данных.
1.2.Знакомство с биографией Н.Н.Носова и его произведениями (работа в группах).
1.3. Чтение и работа над рассказами Н. Н.Носова.
2.2. Основной этап.
2.1.Беседы по прочитанным рассказам.
2.2.Обсуждение характеров и манер поведения героев.
2.3.Подготовка рисунков с изображением понравившихся персонажей из произведений Н.Н. Носова.
2.4. Самостоятельное изучение и подготовка биографии Н.Н. Носова.
2.3.Заключительный этап.
3.1.Выставка рисунков по произведениям Н.Н. Носова.
3.2. Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова.
3.3. Анкетирование учащихся.
1. Подготовительный этап.
1.1.Анкетирование учащихся и обработка данных.
Учащимся были предложены следующие вопросы:
1.Любишь ли ты читать? (да – 100%. Нет-0%)
2. Читаешь ли ты книги из библиотеки? ( да - 86%, нет-14%)
3.Читают ли книги твои родители? (да – 36%, нет -24%, не знаю -40%)
4.Назови 5 рассказов Н.Носова? (назвали 5 рассказов и больше 70%, меньше 5 рассказов 30%)
1.2.Знакомство с биографией Н.Н.Носова и его произведениями (работа в группах).
Биография Н.Н.Носова
Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 г. в Киеве, в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электроникой. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Носов был сценаристом, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.
(Подробнее в приложении № 1)
Ученикам было дано задание - посетить библиотеку, прочитать рассказы Н.Н. Носова, нарисовать рисунки полюбившихся героев из произведений Н.Н. Носова, изучить биографию автора.
1.3. Чтение и работа над рассказами Н.Н.Носова.
2.Основной этап.
2.1., 2.2 На уроке литературного чтения, обучающиеся 4 «Б» класса обсудили прочитанные рассказа Н.Н. Носова. Для примера прочитали выразительно рассказ «Заплатка». Все ученики были задействованы в обсуждении поступков детей. Особенно ученики восхищались поведением Бобки, который сумел пришить заплатку, хоть и не с первого раза. Некоторые ребята решили, если потребуется то, сами пришьют заплатки, а не будут просить об этом своих близких.
2.3.Подготовка рисунков с изображением понравившихся персонажей из произведений Н.Н. Носова.
2.4. Самостоятельное изучение и подготовка биографии Н.Н. Носова.
3.Заключительный этап.
3.1.Выставка рисунков по произведениям Н.Н. Носова, выставка книг. (Приложение № 2)
3.2. Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова.
7 октября 2016 года обучающиеся показали выставку рисунков с героями произведений Н.Н. Носова, биографию писателя. Педагог-библиотекарь продемонстрировала обучающимся книги с рассказами Н.Носова. Обучающиеся были разделены на 2 группы, и в соревновательной форме между группами была проведена литературная викторина.
Ход мероприятия:
Педагог-библиотекарь: сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней. (Книга.)
– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.
Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаем,
Много интересного узнаем.
– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?
– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?
Педагог-библиотекарь: путешествовать будем группами. У нас есть две команды.
Работаем мы командой, обсуждаем вопросы, ищем ответы, поэтому помните:
ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:- работать сообща;
- Уметь выслушать друг друга;
- Слушать других не перебивая, внимательно.
- Уметь распределять обязанности между членами команды;
- Уметь договориться и помочь друг другу.
- За нарушение дисциплины с команды балл будет сниматься.
Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.
Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.
1 конкурс: “Блиц-вопросы” (каждая команда за правильный ответ получает жетон)
Назовите имя и отчество Носова? (Николай Николаевич).
Где и когда родился Носов? (В Киеве в 1908 году).
Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
2-й конкурс. “Бюро находок”
Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (педагог-библиотекарь показывает предметы, каждая команда за правильный ответ получает жетон).
Шляпа – “Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
Огурцы – “Огурцы”
3 конкурс: “Эпизод”
Назовите произведение и его героев? каждая команда за правильный ответ получает жетон).
1. Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки? (Приключения Незнайки и его друзей).
2. Как называется город, где жили весёлые коротышки? (Цветочный)
3. Кто был главным героем в этом городе? (Незнайка)
4. Как звали механиков из цветочного города ? (Винтик и Шпунтик)
5. Кто из героев Н.Н. Носова варил кашу? (Мишка)
6. Кто пришел к Барбосу в гости? (Бобик)
7. Кто оказался «живой шляпой»? (Котёнок Васька)
8. Какое название детской игры является названием книги Н.Н. Носова? (Прятки)
4-й конкурс. “Нарисовать портрет”.
Один член команды рисует на доске с закрытыми глазами портрет человечка из Солнечного города. (каждая команда получает жетон).
5-й конкурс. “Все ли названия произведений принадлежат Н.Н.Носову» (каждая команда за правильный ответ получает жетон).
«Дружок» (Да)
«Русалочка» (Нет)
«Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (Да)
«Фантазеры» (Да)
«Дюймовочка» (Нет)
«Витя Малеев в школе и дома» (Да)
6-й конкурс. “Узнай имя человека» (каждой команде выдается текст на листе, каждая команда за правильный ответ получает жетон).
ВЕТЦИК – ЦВЕТИК
КЮБИТ – ТЮБИК
НАЙКАЗ – ЗНАЙКА
НИВТИК – ВИНТИК
ПУШТИНК – ШПУНТИК
КАГУНЬ – ГУНЬКА
ЧИКНОП – ПОНЧИК
ЛЯГУС - ГУСЛЯ
Подведение итогов викторины.
Педагог-библиотекарь: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н. Н. Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? (Веселые, поучительные, забавные, интересные.) Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют? Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках? Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть. Герои рассказов Н. Носова с первых минут завоевывают сердца читателей. Наивные, озорные, любознательные непоседы постоянно попадают в необычные, часто смешные ситуации. В отзывчивых, готовых помочь другим, деятельных, открытых ребятах юные читатели узнают себя и своих друзей.
Педагог-библиотекарь:
Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум. Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой и еще чаще посещать школьную библиотеку.
3.3.Анкетирование учащихся.
1. Сколько рассказов Н.Н. Носова ты прочитал (а)? (10 рассказов), (10 рассказов прочитали 100%учащихся).
2.Тебе понравилось выполнять поручение при работе над проектом?(да - 86% , не знаю -14%)
3.Тебе понравилось работать в группах и отвечать на вопросы викторины?
(да - 98%, нет 2%)
4. Тебе хочется взять другие книги в библиотеке и их почитать?(да- 98%, не знаю 2 %)
В течение всей работы над проектом велось фотографирование основных моментов. (Фотографии в приложении № 3).
3. Вывод:
Работа над проектом принесла удовлетворение всем обучающимся. За время работы учащиеся смогли выполнить как индивидуальные, так и групповые задания через знакомство с произведениями Н. Н. Носова. В игровой форме обобщить и систематизировать знания о жизни и творчестве Н.Н.Носова, расширить свой кругозор. Усовершенствовали навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество. Совместная работа учителя начальных классов с педагогом-библиотекарем принесла свои результаты. За время совместной работы у обучающихся проявился еще больший интерес к произведениям художественной литературы, пониманию смысла художественного произведения; развитие воображение, умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать, давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту. Обучающиеся изъявили желание и в дальнейшем посещать школьную библиотеку и читать художественную литературу.
4. Список литературы
1.Герои Николая Носова в иллюстрациях лучших художников: Путешествие по книгам // Когда улыбается читатель/ ред.-сост. Л.В. Нестерович. – Минск.: Красико-Принт, 2010.
2. Котомцева И.В. Фантазёры и затейники: Урок внеклассного чтения по творчеству Н. Носова: / Крук Н.В., Котомцева И.В. // Библиотечные уроки по чтению 1-4 классы. – М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013.
3. Яценко И. Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Биография Н.Н.Носова
Знаменитый детский писатель советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них - «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.).
Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию. Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.
Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя. Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем - на кирпичный завод в Буче. С юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте. Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов. Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник - «Ступеньки». Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории. В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына». В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга». Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема. Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе.
26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов.
14