СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно – музыкальная композиция «Очень трудно матерью быть»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель  Наш разговор пойдет об обыденном и вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не все умеем осознать ее. Задача этого вечера – не только в том, чтобы поздравить наших матерей с праздником, отметить дату, но и в том, чтобы задуматься, как понимать самых близких нам людей. Ведь так часто дети не знают о матери главного, не знают самого существенного о материнстве как явлении и, следовательно, о своей родной матери тоже. Видят ее будничную внешность, обманываются «случайными» чертами, но не замечают настоящего лица. Как объяснить им, в чем тут разница? Будем считать, что это первый вопрос нашего вечера…

Просмотр содержимого документа
«Литературно – музыкальная композиция «Очень трудно матерью быть»»

Литературно – музыкальная композиция

«Очень трудно матерью быть»



Учитель Наш разговор пойдет об обыденном и вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не все умеем осознать ее. Задача этого вечера – не только в том, чтобы поздравить наших матерей с праздником, отметить дату, но и в том, чтобы задуматься, как понимать самых близких нам людей. Ведь так часто дети не знают о матери главного, не знают самого существенного о материнстве как явлении и, следовательно, о своей родной матери тоже. Видят ее будничную внешность, обманываются «случайными» чертами, но не замечают настоящего лица. Как объяснить им, в чем тут разница? Будем считать, что это первый вопрос нашего вечера…

Звучит запись: стоны роженицы с явственным и отчаянным: «Мама!!», а потом – первый возглас новорожденного. (Если есть возможность, можно показать фрагмент из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Штирлиц, посетив квартиру, где живет чета русских разведчиков, ожидающих ребенка с тревогой замечает, что немецкий врач ему говорит: «Я могу легко определить истинную национальность женщины – каждая кричит «мама» на своем родном языке»)

Первый ведущий Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.

Второй ведущий Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать, значимости. Трудно? Все может измениться? Но никакие, даже самые невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.

Первый Мать – вне ряда, место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. И в то же время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека.

Мать.

Родился сын, пылиночка,

Лобастенький, горластенький.

Горит его пеленочка –

Видна во всех галактиках!

Ему не только родинки,

Не только эти батькины

Глаза и губы бантиком –

Ему дала я Родину.

Со мной как рыба в неводе,

И словно надо мною

Лежит губами в небо –

Дитя мое земное.

Не надо славы, почестей –

Ах, просто б жизнь текла.

Сынок февральской почечкой

Ждет моего тепла.

Теперь земля и воздух,

Глубь вод и жар огня,

И все на свете звезды

Зависят от меня.


Учитель Исполняются колыбельные песни – народные и авторские на слова М. Лермонтова, А. Майкова и др. (желательно на нескольких языках: русском, украинском, английском, что даст возможность убедиться во всемирности этой вечной песни) На экран проецируются фотографии малышей с матерями (можно использовать семейные фотографии самих учащихся) Чтецы зачитывают несколько детских сочинений типа : «Я люблю свою маму…», «Моя мама самая красивая, умная, добрая» И вдруг….

Дочь Я ненавижу свою мать. Она не мачеха, она «родная», хотя у меня язык не поворачивается ее там назвать. Я ее ненавижу, видеть не могу, а мне с ней еще жить несколько лет. Я не выдержу. Иду домой, как на каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и то же, морали, морали… Я давно хочу уйти из дома, где меня не считают за человека, где я никто, коврик у порога, о который вытирают ноги, собачонка, которая вертится и уже надоела….


Мать Чувствую, что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Теплые отношения, которые раньше были между нами, вытеснены приятельскими компаниями. Дочь не бывает откровенна со мною! Возвращается домой поздно вечером – наступает гробовое молчание. Разве так можно?


Первый ведущий В большей или меньшей степени все мы сталкиваемся с такими проблемами.

Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные. Но что же делать?


Второй ведущий Где выход? Где ответ на такой хрестоматийный вопрос: в чем причина конфликта отцов и детей? Кто же прав? Кому же уступать?


Первый Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всего наушниками смартфона?


Второй Что мы знаем о наших мамах – усталых, раздраженных, занятых работой , беготней по магазинам?


Первый Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же это мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме? Может быть, нужно поговорить с ней о ней?


Второй. Очень банальго, но пусть от «ненавижу» к «люблю» все – тики ледит через понимание.


Мать.

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней все –

И радость,

И те5рпенье,

И те шальные соловьи….

За это чистое горенье

Спасибо вам, Сыны мои!

Людмила Татьяничева

Под музыку на экран проецируются материнские лики – иконы, картины К.Брюлова,К. Петрова – Водкина, А. Пластова и других художников, фотографии ( вновь можно обратиться к семейным архивам учеников), детские рисунки.


Первый ведущий Вы пробовали описать свою маму?


Второй Описать? Маму?


Первый Оказывается, это очень трудно. Легче - -Наташу Ростову или Пелагею Ниловну. Не все мы знаем, какой цвет глазу мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим…. Самого близкого человека!


Второй. Этак можно и себя просмотреть….

Чтец


И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали,

И заносчили хутора.

Они врывались в мертвый дом –

И стекла в рамах дребезжали.

И снег сухой в саринной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь – не угасая

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Все напевала и ходила…..

И ночь тянулась без конца….

Порой, дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Шуршала снегом у крыльца,

Когда ж буран в порыве диком

Внезапным шквалов налетал –

Казалось ей, что дом дрожал

Что кто-то слабым, дальни криком

В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами

Ее усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел

Большими темными глазами…..

Иван Бунин


В этот момент вечера следует прервать его ход, и положившись на вкусы учеников, дать возможность прозвучать импровизированному чтению стихотворений С.Есенина, Н. Некрасова, А.Ахматовой, А.Твардовского, посвященных материнству


Первый ведущий Любовь…. Сколько связано с этим словом!


Второй Да! Но ведь говорим мы о маме. Причем здесь любовь?


Первый Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь, все остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.


Девушка.

Люблю!

И все на свете смею.

Люблю!

И больше нет меня

Ты есть!

Скажи, в огонь сумею,

Живая выйду из огня.

Мир отступает суетливо,

Под каблуком земля горит….

А мама смотрит сиротливо

и ничего не говорит

Лариса Васильева


Инсценируется стихотворение Д.Кедрина «Сердце»


Дивчину пытает казак у плетня:

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и хвонких рублей.

Дивчина в ответ заплетая косу:

- Про то мне ворожка сказала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,.

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!

Казак с того замолчал, захмурел,

Борща не хлебал,саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах.

Всходя на крылечко, споткнулся казак,

И матери сердце, упав на порог,

Спросила его: «Не ушибся сынок?»


Первый ведущий. «Сказка- ложь, да в ней намек…», и хоть для нас эти проблемы еще впереди, давайте запомним: в данной системе отношений проблемы выбора нет. Она противоестественна.


Второй. Есть другая проблема: как добиться гармонии слияний трех душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал?


Звучат выдержки из заявлений молодых матерей, отказавшихся от своих детей в роддомах


Первый ведущий. Мы учимся, думаем о поступлении в институт, о будущей работе, но главная наша роль в жизни – это роль родителейэ Кажется мы вполне трезво это осознаем.


Второй. Откуда же берутся эти сотни оставленных, одиноких малышей? Легко ли родить ребенка и оставить его там, на чужих людей? Оставить навсегда…..


Чтец

Послушай, а если ночью он тебе приснится,

Приснится и так заплачет, что вся захолонешь,

Что жалко взмахнут в испуге накрашенные ресницы

И волосы разовьются, старательно завиты….

Что хлынут горькие слезы и начисто смоют краску,

Хорошую прочную краску с темных твоих ресниц?

Помнишь, веди мы читали, как в старой английской сказке

К охотнику приходили думы убитых птиц.

Дмитрий Кедрин


Чтец рассказывает притчу о Корнелии Гракх. Многих она затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно учавствуя в смотрах красоты. После гибели мужа Корнелия перестала бывать на смотрах. Но через нескоько лет снова стала участницей конкурса. Она вышла в строгом одеянии без браслетов и ожерелий. «Корнелия, где же твои драгоценности?» - раздались голоса. «Сейчас покажу» -ответила красавица, и вывела за руку троих своих детей: «Вот мои драгоценности».


Первый ведущий Красиво конечно. Но ведь материнство – это не только улыбки и радость. Это и горы пеленок, и бессонные ночи, и капризы детей, и очереди в магазинах. Легко ли быть сегодня матерью?


Чтец


Нашумела, накричала,

Настегала чем попало:

- Все постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья! –

Села в угол, зарыдала - -

И просить прощения стала.

Просто очень ты устала,

Бедная моя!

Александр Яшин


Первый ведуший. А теперь послушайте стихотворение К.Бальмонта «Женщина» и подумайте, какие строки в нем посвящены матери.


Чтец


Женщина – с нами, когда мы рождаемся,

Женщина – с нами в последний наш час,

Женщина – знамя, когда мы сражается,

Женщина - радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюбленность и счастье,

В лучшем стремлении – первый привет.

В битве за право – огонь соучастья

Женщина - музыка, Женщина – свет.

(Ребята, как правило, отмечают первые строки)


Второй. Не спешите с ответом. Взрослые люди говорят, что оно все посвящено матери, это гимн ей! Перечитаем еще раз, может быть, так оно и есть?


Первый. Столько нежности и благодарности хранят эти строки. Просто физически ощущаешь исходящее от них тепло.


Второй. А мы сейчас вернемся домой и что скажем маме? – «Привет!» Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато. Но можно все-таки поискать свои добрые и теплые слова. Ведь мама ждет их.


Первый. Может быть, наш разговор о маме поможет нам найти с нею общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте еще раз подумаем, вспомним, перечитаем все лучшее, что написано о матери.


Второй. А придя домой, заглянем маме в глаза, до конца верные нам глаза.


Чтец

Когда в цветенье яблоневом завязь

Нам предвещает торжество плода,

Войди, добро,

Умри, слепая зависть,

Воскресни, материнства красота!

И сгиньте, все напасти и наветы,

Когда, как полдень, знойная, она

Приходит по окраинам планеты,

Той ношей счастья обременена. Анатолий Поперечный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!