СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 4 кл. программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 кл. программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селезнёвская средняя школа»

Велижского района Смоленской области



Рассмотрено

на педагогическом совете.

Протокол № от

Утверждаю

Директор школы_________Пашедко Н.А.

Приказ № от



Рабочая программа

по литературному чтению на родном языке

для 4 класса

на 2020- 2021 учебный год

Срок реализации: 1 год

Программу разработала:

Дервенева Ж.Н.,

учитель начальных классов

Селезни

2020 г.


Рабочая программа по литературному чтению на родном языке в 4 классе составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).

2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

4. Учебного плана МБОУ «Селезнёвская средняя школа» Велижского района Смоленской области на 2020-2021 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Селезнёвская средняя школа»;

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 08.05.2019г. №233 с изменениями от 28.12.2018г. приказ №345)

6. Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год


Пояснительная записка


Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

  • воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка


Задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:

  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

  • формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, без ошибочного письма как показателя общей культуры человека;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;

  • пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.




Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации


Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.


Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.


Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является органической частью предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.


Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Как курс, имеющий частный характер, курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями начального курса литературного чтения в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

«Язык и культура» – даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.

«Речь. Речевая деятельность. Текст» – даѐт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. В текстах изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам

высказываний, которые актуальны для младших школьников.


Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы.



Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов(34 учебные недели)


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

  • овладение словами речевого этикета;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;


Познавательные УУД:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;

  • уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;


Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • определение общей цели и путей ее достижения;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).





Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;

  • приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;

  • оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта



В результате изучения курса « Литературное чтение на родном языке» в 4 классе

Обучающийся научится:


  • овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

  • обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,

  • умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

  • позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.






Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном языке»


п/п

Наименование раздела


Количество

часов

Характеристика

деятельности обучающихся

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

2

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми .с людьми разного возраста.

Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру

Наблюдать: находить в тексте повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения.

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога.

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, выделять опорные слова ,составлять план, определять главную мысль произведения.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно,

кратко, выборочно.

Сравнивать темы произведений авторов-представителей разных народов России

Анализировать нравственно-этические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета

Характеризовать особенности прослушанного произведения, раскрывать последовательность развития сюжета

Сравнивать: Различные фольклорные жанры, характеризовать их особенности

Объяснять: смысл заглавия произведения; выбирать заголовок из предложенных учителем, учащимися класса.


Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре


2

Учимся у поэтов, писателей и художников видеть красоту природы и красоту человека


1

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас


3

Пытаемся понять, как на нас влияет красота


1

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения


2

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда


2

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество

3

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее


1


Итого

17



Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»


Язык и культура.

Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что с какой целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации

Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. синонимов. Словарь языка писателей.


Речь. Речевая деятельность. Текст

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.


Круг чтения

Русские народные волшебные сказки

«Морской царь и Василиса Премудрая»

Классики русской литературы XIX – первой половины XX веков

А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», В.Хлебников «Кузнечик»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*, И.Крылов «Чиж и голубь», « Стрекоза и муравей», Л.Н.Толстой «Булька».

Классики русской литературы второй половины XX века

А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»;




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  • Сборник рабочих программ «Школа России

  • Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

  • Электронные учебные пособия:

  • Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс (Диск CD-ROM), автор Н.А.Чуракова

Технические средства и ИКТ

  • АРМ учителя.

  • Интерактивная доска «SMARTBOARD»

  • Мобильный класс Classmate PC. (25 нетбуков ISTiEC 10II2, 1 ноутбук учителя)

  • WiFi с доступом к сети Интернет

  • Документ-камера

  • Мультимедиа

  • Электронная библиотека

Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru

  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru

  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru

  • Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology

  • Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.

  • Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru

  • Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

  • Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru

  • Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации– Режим доступа: http://www.mon.gou..ru


Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»

4 класс

(17 часов)

п/п

Тема урока

Кол- во ча­сов

Тип

урока

Элементы

содержания

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(Формирование УУД в соответствии с ФГОС)

Вид

кон­троля.

Дата проведения

Примечание

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

Русская народ ная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

Комби нированный


Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение);

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей);

Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами

К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах


Ответы на вопросы



Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

1

Обобщение

Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества

Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

Ответы на вопросы



Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре

И.А. Крыло «Чиж и голубь», «Стрекоза и муравей»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев






Знать: общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах басни.

Уметь: последить мораль басни,

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей)

Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной целиП: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.).

К: Вести устный диалог, слушать собеседника.



Чтение

наизусть



Л.Н. Толстой «Булька»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств.

Уметь: анализировать описание Бульки; подтверждать свои ответы цитатами из текста; делиться своими впечатлениями .

Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

П: строить рассуждения.

К: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; учиться связно отвечать по плану.

Пересказ текста
по плану



Учимся у поэтов, писателей и художников видеть красоту природы и красоту человека

Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки»

3

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.).

К: Вести устный диалог, слушать собеседника.

Выразительное чтение

Отвечать на вопросы



Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас

Леонид Андреев «Петька на даче»


3

Комбинированный

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний Характер героя, его поступки и их мотивы

Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев

Л: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Р: Использовать речь для регуляции своего действия.

П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

К: Владеть основами коммуникативной деятельности, на практиче ском уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Выразительное чтение

Пересказ текста
по плану



Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

7

Комбинированный

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Уметь: работать с толковым словарем; выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация.

К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Пересказ текста
по плану



Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

Обобщение

Произведения классиков дет ской литературы. Произведения о детях


Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

П: строить рассуждения.

К: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; учиться связно отвечать по плану.

Отвечать на вопросы



Пытаемся понять, как на нас влияет красота

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»







1

Комбинированный

Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой.

Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять
в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

Л:Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

П: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выразительное чтение



Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части

Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

П:вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

К:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выразительное чтение



Антуан де

Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

Произведения о детях. Герои произведения Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка; объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану

Л: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии

Р: Использовать речь для регуляции своего действия.

П: Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план.

К: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

План-пересказ



Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

В. Хлебников «Кузнечик» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы».

1

Комбинированный

Эмоционально нравственные переживания героев и автора произведения.

Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация.

К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Отвечать на вопросы



Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание их переживаний

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.).

К: Вести устный диалог, слушать собеседника.

Чтение

наизусть



Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»



Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности

Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Р: Составлять план и последовательность действий.

П: Строить рассуждения в форме простых суждений.

К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.




Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка

и ее ковер»

1

Комбинированный


Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация.

К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чтение

наизусть



Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

1

Обобщение

Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Р: Составлять план и последовательность действий.

П: Строить рассуждения в форме простых суждений.

К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Отвечать на вопросы



Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Обобщение

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст


Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Р: Составлять план и последовательность действий.

П: Строить рассуждения в форме простых суждений.

К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Выразительное чтение