СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
4 класс. Рабочая программа по литературному чтению.
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 _____ /______________ / ФИО «__» ____2017__г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 5 _____ /______________ / ФИО Приказ № __ от «___» _2017_г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению
Класс ___4
Количество часов: всего -102 часа, в неделю - 3
Автор учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина
Учитель: Прохорова О.И.
Рассмотрена
на заседании МО
Руководитель МО
____ /_____________/
ФИО
Протокол №___от
«___» _ 2017_г
2017_- 2018_ учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ", основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Образовательной программы начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс («В океане света») : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Бунеева, Е. В. Уроки литературного чтения в 4 классе : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
– овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
– воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходство и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
– формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С. Я. Маршака для малышей, во 2 классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 классе – пьесу, в 4 классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.
В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно‑художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4 класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Описание места учебного предмета
в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 3 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год)
Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в 4 классе в объеме 102ч ( 3 часа в неделю, 34 недели):
из них на проведение внутрипредметного модуля « Культура речевого общения» - 16 часов;
р/к « Творчество бурятских писателей» -4 часа.
Введение внутрипредметного модуля обусловлено современными требованиями к выпускникам начальной школы. Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
проверочных работ – 8 ч;
уроков внеклассного чтения – 12ч;
сочинений – 1 ч;
уроков-практикумов – 2 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению реализуется программа базового уровня.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4 классе «А» обучаются дети 9–10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках литературного чтения они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. В классе выделяется группа ребят, у которых освоение программного материала вызывает трудности. Для преодоления отставания в изучении программы у данных учащихся разработан комплекс дополнительных занятий. Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. ( К программе прилагается план работы со слабоуспевающими и одаренными детьми)
IV. Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
4-й класс – 102 ч (3 часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров ( 7 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы ( 17 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. ( 30 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. ( 48 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
4-й класс
Развитие умений:
самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
составлять простой и сложный план текста;
пересказывать текст по плану.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
4-й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
4-й класс
Обучение:
подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Тематическое планирование уроков литературного чтения
Учебник « » 4-й класс. Р,Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.
Программа разработана Р.Н. Бунеевым
(170 часов, 3 часа в неделю)
№ п/п | Кол-во часов | Наименование разделов и тем | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||||||||
|
|
| предметные | личностные | метапредметные |
| план | факт | |||||
1 М-КРО | 1 | Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. знакомство с учебником. | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Устное сочинение «Мое путешествие в … век» | 04.09 |
| |||||
Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (6 часов) | |||||||||||||
2 | 1 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь : -определять тему и основную мысль произведения; -пересказывать текст; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); | Формирование познавательных мотивов –интереса к новому. Формирование основ гражданской идентичности личности. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона | Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира | 05.09 |
| |||||
3 | 1 | Фантастическая повесть Е.Велтистова «Приключения Электроника» |
|
| Познавательные УУД | Нарисовать свой город будущего Чтение 3 части | 06.09 |
| |||||
4 | 1 | Е.Велтистов «Приключения Электроника» Сходство и различие сказочной и фантастической повести. |
| Формирование основ гражданской идентичности личности. Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому | Анализ и оценка содержания разворота учебника. Понимание и распознавание условных обозначений. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Самостоятельное чтение 4-й части, задание 4 с.7 тетрадь | 11.09 |
| |||||
5 | 1 | Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь : -определять тему и основную мысль произведения; -пересказывать текст; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -читать осознанно текст художественного произведения «про себя». | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков | Выучить наизусть отрывок, задание 6 тетрадь с 11 | 12.09 |
| |||||
6 М-КРО | 1 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1 |
| Сформированность учебных мотивов. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.
| подготовиться к внеклассному чтению. Тема урока «Книги о ребятах-сверстниках».
| 13.09 |
| |||||
7 М-КРО | 1 | Внеклассное чтение Книги о ребятах-сверстниках. |
|
| Анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Продолжить чтение понравившихся произведений о сверстниках | 18.09 |
| |||||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (16 часов) | |||||||||||||
8 | 1 | Зарождение литературы. Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов» Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой..» | Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть. | Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому. | Выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений.
| Выучить один текст наизусть | 19.09 |
| |||||
9 | 1 | «Повесть временных лет». Расселение славян. |
| Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний. | Коммуникативные УУД | Составить «летопись» о своем крае | 20.09 |
| |||||
10 | 1 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. |
| Сформированность учебных мотивов. Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний. | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. |
| 25.09 |
| |||||
11 | 1 | «Похвала книгам Ярослава Мудрого»
|
| Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения . | Ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, отличной от собственной. | Самостоя-тельно прочитать сказку Д. Герасимова, с. 45 учебника выполнить задание 2
| 26.09 |
| |||||
12 | 1 | «Поучение» Владимира Мономаха. Что читали наши предки в 15-16 веках. Поучение и светский рассказ. |
| Выделение морального содержания ситуации. Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы |
| Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия выполнить задания 2, 3 (тетрадь, с. 23). | 27.09 |
| |||||
13 | 1 | Путешествие1 17век.Чудов монастырь. Справщик Савватий-первый детский поэт. Стихи Савватия.
| Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть, отличать древнерусские стихи от современных | Выделение морального содержания ситуации. Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | задания 4, 5 (тетрадь, с. 23).
| 02.10 |
| |||||
14 | 1 | Путешествие2 18 век. Сон незнакомого мальчика. | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения |
Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения . | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | С. 57–59, читать по учебнику | 03.10 |
| |||||
15 М-КРО | 1 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы» Проверочная работа №2 | Уметь : -выполнять творческие задания; -определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, Составлять историю книги | Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения. Развитие доброжелательности , готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается | Умение слушать учителя. Умение слушать и вступать в диалог. уважение иной точки зрения, отличной от собственной
| Задание № 4 по тетради для чтения | 04.10 |
| |||||
16 | 1 | Внеклассное Чтение. Книги о книгах. | Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть | Формирование основ гражданской идентичности личности. Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому | Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
| 09.10 |
| |||||
17 | 1 | С. Аксаков «Детские годы Багрова- внука» |
| Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Умение слушать собеседника. Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение. | Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова | 10.10 |
| |||||
18 | 1 | А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни". | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть, | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. |
| Задание № 4 в тетради, с. 30 | 11.10 |
| |||||
19 М-КРО | 1 | Статья Н.И Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
| Знать : -о Н.И Новикове как издателе, писателе, ученом; -отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов Уметь : -сравнивать построение нравоучительных статей; -соотносить текст с пословицами | Формирование основ гражданской идентичности личности. Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. |
| Выразительно читать одну из статей Н. И. Новикова. Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31) | 16.10 |
| |||||
20 | 1 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться , когда твердо того захочешь». | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть, | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. Выделение морального содержания ситуации. Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний. |
| Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова | 17.10 |
| |||||
21 М-КРО | 1 | Обобщающий урок Зарождение , становление и развитие детской литературы 11-18 веков. Проверочная работа №3 (20 мин) |
| Формирование основ гражданской идентичности личности. Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. |
| Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведенияВоспоминания (мемуары) | 18.10 |
| |||||
22 М- РК | 1 | Внеклассное чтение Писатели о себе (автобиографические книги) | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе) Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности. | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому.
|
| Автобиография писателей | 23.10 |
| |||||
23 М-КРО | 1 | Развитие речи Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы». | Уметь : -выбирать смысловые слова, тему; -анализировать тему и содержание сочинения. | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому.
|
| Оформление сочинения | 24.10 |
| |||||
Раздел 3. Детская литература XIX века (26 часов) | |||||||||||||
24 | 1 | Путешествие 3 Москва начала 19в. И.С Крылов «Слон и Моська» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь :читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль | Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. |
| Подготовить рассказ об И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню | 25.10 |
| |||||
25 | 1 | И.А Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. |
| Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. |
| Проиллюстрировать басню И. А. Крылова | 30.10 |
| |||||
26 | 1 | Путешествие 4 1828 г. Первая русская литературная сказка А.Погорельский «Черная курица» |
| Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. |
| Дочитать до конца 1-ю часть | 31.10 |
| |||||
27 | 1 | Путешествие 5 Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы А. Ишимовой. | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль | Сформированность учебных мотивов. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой |
| Найти другие сказки этого автора | 01.11 |
| |||||
28-29 | 2 | А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст ,делить текст на смысловые части | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
|
| Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах | 13-14. 11 |
| |||||
30 М-КРО | 1 | Внеклассное чтение А.С Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» |
| Интерес к способу решения и к общему способу действия. |
| Подготовить рассказ об А. С. Пушкине | 15. 11 |
| |||||
31 | 1 | В.А Жуковский «Спящая царевна». | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому.
|
| Выучить наизусть отрывок из сказки В. А. Жуковского | 20.11 |
| |||||
32 | 1 | Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А. Жуковского (обобщение) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому.
|
| Найти и про-читать сказ-ку В. Одоевского «Городок в табакерке» | 21.11 |
| |||||
33 | 1 | В.Даль «Война грибов с ягодами» |
| Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. |
| Прочитать любую сказку в обработке В. Даля | 22.11 |
| |||||
34 М-КРО | 1 | Развитие речи Сочинение-обработка народной сказки (подражание В.Далю) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Сформированность учебных мотивов. |
|
| 27.11 |
| |||||
35
| 1 | А. Ишимова «Славяне» (из истории России в рассказах для детей)
|
| Формирование основ гражданской идентичности личности. Сформированность познавательных мотивов. |
| Краткий пересказ, задание 3 на с. 163 учебника | 28.11 |
| |||||
36
| 1 | Обобщение по разделу 3 «19в. Путешествие продолжается» Проверочная работа №4 (20 мин.) |
| Сформированность учебных мотивов.
|
| Задания-размышления в тетради | 29.11 |
| |||||
37 М-КРО | 1 | Внеклассное чтение «Вчера и сегодня» (литературные сказки 19 в.) |
| Интерес к способу решения и к общему способу действия. Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям. |
| Выучить наизусть любой отрывок
| 04.12 |
| |||||
38
| 1 | Путешествие 6 Мир природы приходит на страницы книг С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» |
| Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
| Выучить наизусть любой отрывок
| 05.12 |
| |||||
39
| 1 | Поэты 19 века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
|
| Написать этюд «Летний дождь» | 06.12 |
| |||||
40 | 1 | Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» |
| Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
| Выучить наизусть отрывок из стихотворения | 11.12 |
| |||||
41
| 1 | Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне. Учебные книги. |
| Интерес к способу решения и общему способу действия. |
| Ответить на вопросы 1–3 в учебнике на с. 190 | 12.12 |
| |||||
42 | 1 | Л.Н Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» |
|
|
| Подготовка к проверки т.ч.
| 13.12 |
| |||||
43
| 1 | Проверка техники чтения
|
| Сформированность учебных мотивов.
|
|
| 18.12 |
| |||||
44 | 1 | К.Д. Ушинский «Столица и губернский город» |
| Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения и общему способу действия. |
| Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город» | 19.12 |
| |||||
45
| 1 | К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Сформированность учебных мотивов. Формирование основ гражданской идентичности личности.
|
| Самостоятельно читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4 | 20.12 |
| |||||
46
| 1 | К.Д Ушинский «Наше Отечество» |
| Формирование основ гражданской идентичности личности. |
| Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки» | 25.12 |
| |||||
47 | 1 | А.И Куприн «Слон»
|
| Интерес к способу решения и общему способу действия. |
| Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста | 26.12 |
| |||||
48 М-КРО | 1 | Обобщение Проверочная работа№5 (Детская литература 19 в.) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Сформированность учебных мотивов.
|
| Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома | 27.12 |
| |||||
49 | 1 | Внеклассное Чтение Произведения А.П Чехова для детей | Интерес к способу решения и к общему способу действия. Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
|
| 15.01. |
| |||||
Раздел 4. Детская литература XX века (27 часов) | |||||||||||||
50 | 1 | Путешествие 8 (В..библиотеку) Загадки Лидии Чарской | Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради) | 16.01 |
| |||||
51 | 1 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) | Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Выбор наиболее эффективных способов решения задания. | Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника | 17.01 |
| |||||
52 | 1 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10-11). Обобщение. | Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, выведение следствий. | Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника) | 22.01 |
| |||||
53 | 1 | Путешествие 9. Петроград 1923г. | Сформированность познавательных мотивов. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Читать книги Г. Осте-ра, Э. Ус-пенского, Л. Петру-шевской | 23.01 |
| |||||
54 | 1 | К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1) Телефон | Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Анализ объекта с целью выделения признаков. Синтез-составление целого из частей, самостоятельное достраивание недостающих компонентов. Свободная ориентация и восприятие текста | Прочитать рассказ Б. Житкова, с. 36–42 | 24.01 |
| |||||
55 | 1 | «Обериуты» Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Подготовить наизусть | 29.01.
|
| |||||
56 | 1 | Ю.Владимиров «Чудаки» (резерв) | Сформированность учебных мотивов.
| Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации.
| Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53 | 30.01 |
| |||||
57 М- РК | 1 | Внеклассное чтение Современные детские журналы | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. | Рассказ о любимом журнале | 31.01 |
| |||||
58 | 1 | Путешествие 10 «Вокруг Маршака» | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Поиск и выделение необходимой информации. | с. 58–59, читать. Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке | 05.02 |
| |||||
59 | 1 | Е. Шварц «Два брата» | Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Выбор оснований и критериев для сравнения.
| Прочитать одно из произведений классиков детской литературы | 06.02 |
| |||||
60 | 1 | Е. Шварц «Два брата»
| Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению.
| Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Дочитать сказку до конца | 07.02 |
| |||||
61 | 1 | Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок) | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Поиск и выделение необходимой информации.
| Отвечать на вопросы в учебнике | 12.02 |
| |||||
62 | 1 | А.Н. Толстой «Фофка», «Кот-сметанный рот» | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Анализ объекта с целью выделения признаков. Составление целого из частей. | Рассказать о своем воображаемом герое | 13.02 |
| |||||
63 | 1 | М. Пришвин «Изобретатель» | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. | Систематизация знаний. Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Выучить наизусть любой фрагмент | 14.02 |
| |||||
64 | 1 | С.Я Маршак «Сила жизни» | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. | Формулирование проблемы. Свободная ориентация и восприятие текста публицистического стиля (критическая статья). Определение основной и второстепенной информации. | Пересказ текста от 3-го лица | 19.02 |
| |||||
65 | 1 | Р.Киплинг «На далекой Амазонке». (резерв) | Сформированность учебных мотивов.
| Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации. | Выполнить задания в тетради на с. 79 | 20.02 |
| |||||
66 | 1 | Р.Бернс «В горах мое сердце». (резерв) | Сформированность учебных мотивов.
| Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации. | Выразительно читать стихотворение | 21.02 |
| |||||
67 | 1 | С.Я Маршак Критик, поэт, переводчик. (резерв) | Сформированность учебных мотивов.
| Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации.
| Выразительно читать стихотворение | 26.02 |
| |||||
68 М-КРО | 1 | Обобщение. Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература 20 века» (Путешествия 8-10) | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности. | Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака | 27.02 |
| |||||
69 М- РК | 1 | Внеклассное чтение Творцы книг (рассказы о писателях, художниках, иллюстраторах) | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. | Подготовить сообщение | 28.02 |
| |||||
70 М-КРО | 1 | Библиотечный урок | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. |
| 05.03 |
| |||||
71 | 1 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Определение основной и второстепенной информации. | Выразительно читать сказку В. Маяковского | 06.03 |
| |||||
72
| 1 | А. Барто «Снегирь» (резерв)
| Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации.
| Выучить стихотворение А. Барто наизусть | 07.03 |
| |||||
73 | 1 | Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Построение логической цепи рассуждений. Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации.
| Прочитать 5-ю часть сказки | 12.03.
|
| |||||
74 | 1 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом». | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Определение основной и второстепенной информации.
| Ответить на вопросы, с. 128 | 13.03 |
| |||||
75 | 1 | Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Определение основной и второстепенной информации.
| с. 128–130, выразительно читать | 14.03 |
| |||||
76 | 1 | Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» Работа с текстом | Сформированность учебных мотивов. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Свободная ориентация и восприятие текста научного стиля. Установление причинно-следственных связей. | Выборочное чтение | 19.03 |
| |||||
Раздел 5. Детская литература 30–50-х годов (10 часов) | |||||||||||||
77 | 1 | Путешествие 12 «Дорогие мои мальчишки» Р. Фраерман «Гайдар и дети» | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. |
|
| 20.03 |
| |||||
78 | 1 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. |
| Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдар | 21.03 |
| |||||
79 | 1 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. |
|
|
|
| |||||
80 | 1 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение аргументировать свое предложение. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. |
| Дочитать текст |
|
| |||||
81
| 1 | Путешествие 13 Смешные книжки. Н.Носов «Федина задача» | Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе. Сформированность учебных мотивов. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. |
| Задание 5, с. 156 учебника |
|
| |||||
82 | 1 | В.Драгунский «Что любит Мишка?» | Сформированность учебных мотивов. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. |
| Подробный пересказ |
|
| |||||
83 М-КРО | 1 | Внеклассное чтение Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
| Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника |
|
| |||||
84
М-КРО | 1 | Внеклассное чтение Юмористические рассказы Н.Носова | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
| Внеклассное чтение Юмористические рассказы Н.Носова |
|
| |||||
85 | 1 | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | Стремление выполнять социально-значимую деятельность, быть полезным обществ. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Умение слушать собеседника. |
| Выучить наизусть |
|
| |||||
86 | 1 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это? Веселые произведения В.Голявкина, И. Пивоваровой | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
| Чтение произведений |
|
| |||||
Раздел 4. Детская литература 60–90-х годов (16 час) | |||||||||||||
87 | 1 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благиной, Б.Заходера
| Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Умение договариваться , находить общее решение. |
| Выучить наизусть любое стихотворение |
|
| |||||
88 | 1 | Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
| Выучить наизусть любое стихотворение |
|
| |||||
89 | 1 | Стихи Э.Мошковской И Э.Успенского | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение слушать собеседника. |
| Выразительное чтение стихотворений |
|
| |||||
90 | 1 | Стихи С. Черного, В. Долиной | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение договариваться , находить общее решение. |
| Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цыферова |
|
| |||||
91 | 1 | Миниатюры Г.Цыферова (резервный ) | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Умение договариваться , находить общее решение. |
| Продолжить сочинение-ми-ниатюру |
|
| |||||
92 | 1 | Стихи Н. Матвеевой | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение договариваться , находить общее решение. |
| Выучить на-изусть одно из стихотворений Н. Матвеевой |
|
| |||||
93 М- РК | 1 | Внеклассное чтение Любимые стихи | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
|
|
|
| |||||
94 | 1 | Практикум «Учусь читать лирический текст По стихотворению Н.Матвеевой | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать учителя. |
|
|
|
| |||||
95 | 1 | Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век 20 . Новые встречи со старыми друзьями» | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение. |
|
|
|
| |||||
96 | 1 | С.Козлов «Снежный цветок» | Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение договариваться , находить общее решение. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. |
| Прочитать картины 3–5 |
|
| |||||
97 М-КРО | 1 | Библиотечный урок | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
| Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка |
|
| |||||
98 | 1 | Путешествие 15 Молодые детские писатели К. Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле». | Развитие эмпатии и сопереживания эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
| Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле» |
|
| |||||
99 | 1 | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | Развитие доверия и внимательности к людям, готовности к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. |
| Выразительное чтение стихотворений |
|
| |||||
100 | 1 | Проверка техники чтения за 2-е полугодие | Сформированность учебных мотивов.
| Умение слушать собеседника, учителя. |
|
|
|
| |||||
101 | 1 | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа №8 по теме «Интервью у детского писателя» | Интерес к способу решения и к общему способу действия.
| Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение. |
| Подготовка проектов |
|
| |||||
102 | 1 | Внеклассное чтение О чем можно,о чем хочется мечтать Эпилог. Письмо к читателям. | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому,интерес к способу решения и общему способу действия. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Ф.Ф. Лысенко « Тесты за курс начальной школы. Литературное чтение». – Р-Д.: Легион 2011.
2. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011.
3. Литературное чтение. 4 класс : тестовые задания на основе единого текста / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011
2. Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp/ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.skool2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы «Портреты писателей».
4. Информационно-коммуникативные средства.
4. Литературное чтение. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Н. В. Лободина, Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Технические средства обучения.
1. Акустическая система.
2. Мультимедийный компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
2. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.).
3. Шкаф для хранения таблиц.
Контрольно-измерительные материалы в рабочих тетрадях по литературному чтению
3 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.