Литературное чтение. 4 класс
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | | | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений Марины Цветаевой. Оценивают чтение друг друга, определяя лучших чтецов | |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока. | - Узнали ли вы это стихотворение? 0 какой стране идет речь? | - Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной | простились навсегда»? | - Объясните название «Страна далекого детства». Откройте | содержание и просмотрите фамилии писателей, с произведениями | которых мы встретимся в этой главе. Обратите внимание на годы их | жизни. | - Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. Как вы думаете, о чем эти произведения? | | - Мы будем говорить о Стране Детства. Писатели выросли и написали воспоминания о своем детстве. Все писатели родились в XIX веке, а сейчас уже XXI! Они, наверное, пишут о далеком прошлом, может быть, о детях XIX века |
III. Чтение и анализ стихотворения А.Н.Плещеева «Детство» | - Алексей Николаевич Плещеев родился в 1825 году в Костроме - небольшом городке на Волге. Его детство прошло в Нижнем Новгороде, а учился поэт в Петербурге. Первый сборник его стихов вышел в 1864 году. Поэт писал стихи для взрослых и детей. Особой известностью пользовались его стихи для детей. - Что вспомнилось поэту из далеких детских лет? - Какие чувства вызывают эти воспоминания у поэта? - Где проходило детство поэта? | - Прочитайте, где любили собираться дети? - Как проводили время ребята? Прочитайте | - Как родители относились к долгим играм? | - Как вы понимаете слова «нежный упрек»? | - Что вспоминается поэту во второй части стихотворения? | - Найдите и прочитайте слова, которыми поэт рисует образ мальчика. | - Замените близким по значению слово «кротко». | - Есть ли еще строки, описывающие мальчика? | - Взор - это взгляд. Взгляд у мальчика был добрый. Еще какие строчки | говорят о его доброте? | - Почему он не играл, а «молча в сторонке сидел»? | - Какое увлечение было у мальчика? Прочитайте. | - Каким вы представляете себе этого мальчика? Охарактеризуйте его словами. | - Что с ним стало? | - В последних строчках стихотворения поэт показывает свое | отношение к детям. Прочитайте слова, в которых выражена | любовь к ним. Что вы узнали о жизни поэта из этого стихотворения? | | | | - Поэт вспоминает родной уголок детства, где он рос, свои игры, | забавы. Ему вспомнились лица товарищей, друзей. | - Эти воспоминания вызывают добрые, нежные, приятные - Это был очень зеленый городок. «Приходского храма угрюмые своды». - «Вокруг него зелень берез... У этих берез, за церковной оградой, | Сойдется нас много детей». | «И не было играм конца», «Мы птичек к себе приручали проворных». «Там матери нежный упрек забывался | И выговор строгий отца». | - Нежный упрек - замечание сделано без злости, просто ласково высказано неудовольствие | - Во второй части поэт вспоминает одного из своих товарищей. Мы узнаем о его жизни. Поэт рассказывает, как могла сложиться судьба этого мальчика. | «...Кротко светились глаза его, был он несмел». | - Кротко (синонимы) - покорно, смирно. | «...Улыбался, но доброго взора | С игривой толпы не спускал». | - Он был слаб здоровьем, сирота. | - «Отдать бы последнее рад». | - Мальчик «читал все и ночью, и днем». | - Это тихий, кроткий, несмелый, добрый, увлеченный чтением, любознательный мальчик. | - Поэт не знает, как сложилась жизнь у мальчика. | «...и опять вечерком малютки... болтают, усевшись рядком. Там долго... раздаются и звонкие их голоски.» | | | |
IV. Чтение и анализ стихотворения И.С. Никитина «Воспоминание о детстве» | - Детство поэта Ивана Николаевича Никитина прошло в Во | ронеже, отец его был купцом -- владельцем небольшого свеч | ного завода. Иван Саввич учился в духовном училище, а по | том в семинарии, но не закончил учение. Мать поэта была заботиться о сыне. Все тяготы взрослой жизни взял на себя | Иван Саввич. Ему пришлось много работать. Тем самым он | подорвал свое здоровье. Стихи Никитин начал писать рано, | но долго не решался их напечатать. | - С каким чувством вспоминает поэт годы детства? | - Что вызывало радость в душе ребенка? Что любил будущий поэт? | - Какова тема этого стихотворения? | - Стихотворение носит автобиографический характер: это | значит, что в стихотворении нашли отражение факты жизни | самого поэта. Что вы узнали о детстве поэта из стихотворения и моего рассказа на прошлом уроке? | - Сколько можно выделить частей в стихотворении? | - Будем читать по частям, и объяснять трудные, непонятные слова. Прочитайте первую часть. Остановитесь, где, как вы считаете, она заканчивается. Что мы узнаем сразу же из первых строк? | - Как вы понимаете слово «однообразно»? - Прочитайте, каким мы видим дом поэта. | - Что означает «счастливый плод воображенья»? | - Прочитайте, как выглядело убранство комнаты. | - Память оставила поэту точное изображение картины дома. Прочитайте вторую часть стихотворения. | - Докажите словами автора, что увиденные картины природы ему радостны. | - Каким близким по значению словом можно заменить слово | «отрадой»? | - Перечитайте про себя вторую часть. Попробуйте представить и рассказать увиденные картины природы. Какие картины вы увидели? | - Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются «эпитеты». Найдите во второй части яркие образные слова, например, такие, как «сонною землею», «полосатыми полями». Какие ещё эпитеты использует поэт? | | | Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. | - С грустью и печалью. | - Общение с природой вызывало радость. | - Поэт любил родные просторы, леса, поля и нивы. Любил читать книги, слушать рассказы няни. | - Воспоминания о детстве, об окружающей его природе и людях. | - Родился Никитин в Воронеже, в семье купца. Детство его прошло печально, рано умерла мать. Чувствовал он себя одиноко: «в пустыне рос я сиротой». Любил прогулки на природе книги и рассказы няни «о блеске чудных царств и гор». | - В стихотворении четыре части. | - Как шли годы детства автора. | - Однообразно - изо дня в день одно и то же, постоянно. Ничто | не менялось. Дни были похожи друг на друга. | - «Я помню дом наш деревянный...» | - «Счастливый плод воображенья» - необычный, придуманный | кем-то рисунок. | - «Большой диван и круглый стол». | - «С какою тайною отрадой»...; «язык природы одной был радостью святой...» | - Отрада - удовольствие, радость. | - Раннее утро, восходит солнце, золотые лучи пробиваются сквозь облака. Местность холмистая, с красивыми берегами рек. | Поля с хлебами | - Эпитеты: золотистыми волнами, и тень волнистой нивы, восток безоблачный | |
V. Домашнее задание | - Найти строчки о детстве русских поэтов и писателей, доказать текстом. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
VI. Итог урока. Рефлексия | - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор? - Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Чем интересно было для нас чтение «воспоминаний о детстве»? - Мы представили картину жизни поэта, его мысли и переживания. Давно нет поэта, а чувства, которые он выразил в стихотворении, трогают нас, не оставляют равнодушными. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию - Поэты жили в XIX веке, и нам было интересно узнать, как жили люди другого века, что чувствовали, что любили |