СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. 4 класс. Тема. Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с картиной мира 19 века на примере поэтических произведений А.Н. Плещеева и И.С. Никитина.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 4 класс. Тема. Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве»

Литературное чтение. 4 класс

Тема. Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с картиной мира 19 века на примере поэтических произведений А.Н.Плещеева «Детство», И.С. Никитина «Воспоминание о детстве»; формировать интерес к работе с книгой на основе проектной деятельности; развивать интеллектуальные умения, коммуникативные умения, творческое воображение; воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству писателей; развивать эмоционально-чувственное отношение к родной поэзии.

Планируемые результаты.

Предметные: познакомятся с произведениями А. Н. Плещеева «Детство» и И.С. Никитина «Воспоминание о детстве».

Метапредметные:

Познавательные: определять основную идею произведения; осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока. Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Личностные: посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание.

Проводит беседу о проделанной работе



Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся рассказывают наизусть одно из сти­хотворений Марины Цветаевой. Оценивают чтение друг друга, определяя лучших чтецов


II. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

- Узнали ли вы это стихотворение? 0 какой стране идет речь?

- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной

простились навсегда»?

- Объясните название «Страна далекого детства». Откройте

содержание и просмотрите фамилии писателей, с произведе­ниями

которых мы встретимся в этой главе. Обратите внимание­ на годы их

жизни.

- Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. Как вы думаете, о чем эти произведения?


- Мы будем говорить о Стране Детства.

Писатели выросли и написали воспоминания о своем детстве. Все писатели родились в XIX веке, а сейчас уже XXI! Они, навер­ное, пишут о далеком прошлом, может быть, о детях XIX века

III. Чтение и анализ стихотворения А.Н.Плещеева «Детство»

- Алексей Николаевич Плещеев родился в 1825 году в Костроме - небольшом городке на Волге. Его детство прошло в Нижнем Новгороде, а учился поэт в Петербурге. Первый сборник его стихов вышел в 1864 году. Поэт писал стихи для ­ взрослых и детей. Особой известностью пользовались его стихи для детей.

- Что вспомнилось поэту из далеких детских лет?

- Какие чувства вызывают эти воспоминания у поэта?

- Где проходило детство поэта?

- Прочитайте, где любили собираться дети?

- Как проводили время ребята? Прочитайте

- Как родители относились к долгим играм?

- Как вы понимаете слова «нежный упрек»?

- Что вспоминается поэту во второй части стихотворения?

- Найдите и прочитайте слова, которыми поэт рисует образ мальчика.

- Замените близким по значению слово «кротко».

- Есть ли еще строки, описывающие мальчика?

- Взор - это взгляд. Взгляд у мальчика был добрый. Еще какие строчки

говорят о его доброте?

- Почему он не играл, а «молча в сторонке сидел»?

- Какое увлечение было у мальчика? Прочитайте.

- Каким вы представляете себе этого мальчика? Охарактеризуйте его словами.­

- Что с ним стало?

- В последних строчках стихотворения поэт показывает свое

отношение к детям. Прочитайте слова, в которых выражена

любовь к ним. Что вы узнали о жизни поэта из этого стихотворения?




- Поэт вспоминает родной уголок детства, где он рос, свои игры,

забавы. Ему вспомнились лица товарищей, друзей.

- Эти воспоминания вызывают добрые, нежные, приятные

- Это был очень зеленый городок.

«Приходского храма угрюмые своды».

- «Вокруг него зелень берез...

У этих берез, за церковной оградой,

Сойдется нас много детей».

«И не было играм конца», «Мы птичек к себе приручали проворных».­

«Там матери нежный упрек забывался

И выговор строгий отца».

- Нежный упрек - замечание сделано без злости, просто ласково высказано неудовольствие

- Во второй части поэт вспоминает одного из своих товарищей. Мы узнаем о его жизни. Поэт рассказывает, как могла сложить­ся судьба этого мальчика.

«...Кротко светились глаза его, был он несмел».

- Кротко (синонимы) - покорно, смирно.

«...Улыбался, но доброго взора

С игривой толпы не спускал».

- Он был слаб здоровьем, сирота.

- «Отдать бы последнее рад».

- Мальчик «читал все и ночью, и днем».

- Это тихий, кроткий, несмелый, добрый, увлеченный чтением, любознательный мальчик.

- Поэт не знает, как сложилась жизнь у мальчика.

«...и опять вечерком малютки... болтают, усевшись рядком. Там долго... раздаются и звонкие их голоски.»





IV. Чтение и анализ стихотворения И.С. Никитина «Воспоминание о детстве»

- Детство поэта Ивана Николаевича Никитина прошло в Во­

ронеже, отец его был купцом -- владельцем небольшого свеч­

ного завода. Иван Саввич учился в духовном училище, а по­

том в семинарии, но не закончил учение. Мать поэта была

заботиться о сыне. Все тяготы взрослой жизни взял на себя

Иван Саввич. Ему пришлось много работать. Тем самым он

подорвал свое здоровье. Стихи Никитин начал писать рано,

но долго не решался их напечатать.

- С каким чувством вспоминает поэт годы детства?

- Что вызывало радость в душе ребенка? Что любил будущий поэт?

- Какова тема этого стихотворения?

- Стихотворение носит автобиографический характер: это

значит, что в стихотворении нашли отражение факты жизни

самого поэта. Что вы узнали о детстве поэта из стихотворения и

моего рассказа на прошлом уроке?

- Сколько можно выделить частей в стихотворении?

- Будем читать по частям, и объяснять трудные, непонятные слова. Прочитайте первую часть. Остановитесь, где, как вы считаете, она заканчивается. Что мы узнаем сразу же из первых строк?

- Как вы понимаете слово «однообразно»?

- Прочитайте, каким мы видим дом поэта.

- Что означает «счастливый плод воображенья»?

- Прочитайте, как выглядело убранство комнаты.

- Память оставила поэту точное изображение картины дома.

Прочитайте вторую часть стихотворения.

- Докажите словами автора, что увиденные картины природы ему радостны.

- Каким близким по значению словом можно заменить слово

«отрадой»?

- Перечитайте про себя вторую часть. Попробуйте представить и рассказать увиденные картины природы. Какие карти­ны вы увидели?

- Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются «эпитеты». Найдите во второй части яркие образные слова, например, такие, как «сонною землею», «полосатыми полями». Какие ещё эпитеты использует поэт?­



Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказы­вают, аргументируют свою точку зрения.

- С грустью и печалью.

- Общение с природой вызывало радость.

- Поэт любил родные просторы, леса, поля и нивы. Любил читать книги, слушать рассказы няни.­

- Воспоминания о детстве, об окружающей его природе и людях.

- Родился Никитин в Воронеже, в семье купца. Детство его прошло печально, рано умерла мать. Чувствовал он себя одиноко: «в пустыне рос я сиротой». Любил прогулки на природе ­ книги и рассказы няни «о блеске чудных царств и гор».

- В стихотворении четыре части.

- Как шли годы детства автора.

- Однообразно - изо дня в день одно и то же, постоянно. Ничто

не менялось. Дни были похожи друг на друга.

- «Я помню дом наш деревянный...»

- «Счастливый плод воображенья» - необычный, придуманный

кем-то рисунок.

- «Большой диван и круглый стол».

- «С какою тайною отрадой»...; «язык природы одной был радостью святой...»­

- Отрада - удовольствие, радость.

- Раннее утро, восходит солнце, золотые лучи пробиваются сквозь облака. Местность холмистая, с красивыми берегами рек.

Поля с хлебами

- Эпитеты: золотистыми волнами, и тень волнистой нивы, во­сток безоблачный


V. Домашнее задание

- Найти строчки о детстве русских поэтов и писателей, доказать текстом. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VI. Итог урока. Рефлексия

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Чем интересно было для нас чтение «воспоминаний о дет­стве»?

- Мы представили картину жизни поэта, его мысли и пере­живания. Давно нет поэта, а чувства, которые он выразил в стихотворении, трогают нас, не оставляют равнодушными. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состо­яние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию


- Поэты жили в XIX веке, и нам было интересно узнать, как жи­ли люди другого века, что чувствовали, что любили



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!