Подготовка к восприятию | — Прочитайте самостоятельно загадку, отгадайте ее. Вот из далека-далека Что-то грохнуло слегка. Потом поднялся ветерок — Совсем задул наш костерок. Осталась только пепла кучка. На солнце набежала тучка, Дождинки падают за ворот — Пора нам возвращаться в город. Сверкнуло так! Слепит глаза Блеск молний. Все, идет... — Прочитаем загадку все вместе, в медленном темпе. — Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? -— Какое явление природы описано в стихотворении? — Когда бывает гроза? — Какие времена года вы знаете? — Кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева. Прочитайте записанную на доске тему урока. -Какую цель мы поставим перед уроком? Знакомство с краткой биографией поэта - По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.Можно чуть подробнее. | Гроза -страх, удивление, -гроза -Осенью, весной -Зима, весна, лето, осень «Весенняя гроза» -Познакомиться с творчеством Ф. И. Тютчева «Весення гроза» | Коммуникативные: умение слушать собеседника, воспитывать доброжелательные отношения и внимание к собеседнику Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя Регулятивные: самоопределение, определять и формулировать цель своей деятельности на данном этапе урока |
Вопрос на восприятие Словарная работа | -Как вы думаете, о чём будет это стихотворение? РЕЗВЯСЯ - резвый - подвижный, веселый. ПЕРЛЫ — жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг. ПРОВОРНЫЙ — быстрый, торопливый. ГАМ — нестройный гул голосов. НАГОРНЫЙ— находящийся, расположенный на горе, на горах. | -о грозе | Коммуникативные: умение слушать собеседника, воспитывать доброжелательные отношения и внимание к собеседнику Познавательные: формирование умения работать с информацией |
Проверка первичного восприятия | -Понравилось ли вам это стихотворение? - Какие чувства вы испытывали, слушая меня? -О каком времени года рассказывает нам автор? | Да -воодушевление, ожидание чего-то хорошего весна | Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения по прочитанному, оформлять свои мысли в речевых ситуациях Познавательные:умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом |
Повторное чтение | Прочитаем первое четверостишие Первое четверостишие. -Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения. -Какая картина возникает перед нами? -Вызывает ли грозное явление природы страх у читателя? -Почему нам не страшно? -Кого напоминает вам гром? Кто может играть и резвиться? -Поэт наделяет явление природы чертами человека, он одушевляет гром, делает его живым. Этот прием в литературе называется олицетворением. -А почему небо в стихотворении голубое? Второе четверостишие. -Давайте прочитаем первую стоку второго четверостишия. -Почему автор пишет «раскаты молодые»? -Прочтите вторую строку. -Почему автор пишет «дождик брызнул», не полил, не пошел? -Прочтите третью строку. -Почему автор сравнивает капли с жемчужинами? -Прочтите четвертую строку. -О каких нитях говорит автор? -Почему автор говорит, что солнце «золотит» струи дождя? -Давайте еще раз обратим наше внимание на то, как автор переносит свойства одного предмета или явления на другой благодаря их сходству. Этот прием называется метафора. Третье четверостишие. -Прочитаем третью строфу. -Что значит «проворный»? -Почему автор использует именно это слово? -Какое слово «поток» или «ручеек» наиболее точно передает то, что дождь был сильный? - Как природа реагировала на грозу? -Давайте закроем глаза и представим себе грозу, пен Какой же предстает гроза в стихотворении Ф. Тютчева? | Читают -Солнце еще светит, а гром уже начинает греметь. Нет -Гром резвиться и играет. -Играют и резвятся дети. -Гроза мимолетная, короткая, небо не успело еще потемнеть. Читают Первый гром, как первые листочки, которые мы называем тоже молодыми. Гроза первая, майская. Гром гремит и вдруг неожиданно брызнул дождь. - Слово «перлы» создает целый поэтический образ. Мы видим дождевые капли, которые переливаются на солнце всеми цветами радуги. И заменить его нельзя, будет не так красиво и точно. -лучи -Светит на них своим жёлтым светом Это слово наиболее точно передает быстроту движения потока, который огибает камни на своем пути. Поток -Шумно, бурно | Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других Познавательные: анализировать стихотворение с целью выделения в нём существенных признаков: обобщать; формирование умения работать с информацией, текстом Регулятивные: читать, анализировать, уметь ориентироваться в задании. |