СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное творчество. Сочинение рассказа по пословице из басни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Литературное творчество. Сочинение рассказа по пословице из басни

Цель и задачи:

- сообщить сведения о пословице;

- формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице;

- развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Тип урока: литературное творчество

Оборудование: листы с заданиями, выставка книг  « Пословицы, поговорки», записи на доске

Просмотр содержимого документа
«Литературное творчество. Сочинение рассказа по пословице из басни»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: Литературное творчество. Сочинение рассказа по пословице из басни

Цель и задачи:

- сообщить сведения о пословице;

- формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице;

- развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Тип урока: литературное творчество

Оборудование: листы с заданиями, выставка книг « Пословицы, поговорки», записи на доске

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Речевая разминка.

- Прочитайте текст: (записан на доске)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

- Что вы прочитали? (это перевёртыш)

- Прочитайте с удивленной интонацией

-С утвердительной.

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

4. Подготовительная беседа.

- Прочитайте запись с доски

Пословица-мудрость народная.

Пословица недаром молвится.

- Как вы понимаете эти выражения?

- Что такое пословица?

- Сообщение ученицы.

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

- Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

5. Работа в парах

- Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны.

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Вот яма готова.

Он вылез.

— Постой!

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти,

Но не сумел.

Тогда усмехнулся:

— Годится! (Не рой другому яму - сам в неё попадёшь).

- Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

  • Летела ворона,

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Притаился украдкой

Отважный охотник

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

— Бах! —

И с куста

Взлетела ворона

Уже без хвоста.

Что стало с вороной?

Другой разговор,

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

- Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)

  • Сел Иван в чужие сани,

Только справиться не смог,

Сани полетели сами-

Вправо, влево-

Вниз и вбок.

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

- Не берись за работу с которой не сможешь справиться.

  • В парах учащиеся работают над нахождением пословиц в баснях И.А.Крылова.

6. Устное составление рассказа и плана сочинения.

1) Выбор понравившейся пословицы

- Прочитайте пословицу и объясните её смысл

2) Выбор главного действующего лица. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

3) - О чем будет ваша история?

4) -О чем напишем в основной части?

5) Чем закончим сочинение?

7. Написание сочинения

- Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

8. Подведение итогов урока

9. Домашнее задание

Закончить свой рассказ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!