Разработка внеклассного мероприятия по литературе
Литературный ринг
Цель: способствовать повышению познавательной мотивации к литературе.
Задачи:
способствовать повышению уровня языкового развития; содействовать развитию устной и внутренней монологической речи детей; способствовать расширению знаний обучающихся из различных разделов литературы;
способствовать воспитанию любви и уважения к литературе; способствовать осознанию обучающимися себя носителями русского языка;
способствовать развитию грамотной устной речи, командному единству; совершенствование навыков регулирования поведения в ходе занятия.
Оборудование:
красочные плакаты с высказываниями о литературе , портреты писателей и поэтов .
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проведем литературную игру, в которой будут участвовать 2 команды.
Они постараются доказать нам, что их знания по литературе достойны хороших оценок и покажут свою находчивость. Прежде, чем начать наше соревнование давайте представимся. Назовите название и капитана своей команды. А оценивать вас будет наше многоуважаемое жюри, в состав которого входят : ...
Ход мероприятия.
Задания для команд.
Задание 1 .Обеим командам одновременно задается вопрос из теории литературы.
Участникам команд дается одна минута для обсуждения. Право ответа предоставляется той команде, которая окончила свое обсуждение первой. Сигнал этому – поднятая рука капитана команды. В случае неправильного ответа и, если позволит время (еще не истекла 1 минута)
1 Назовите виды эпических произведений
\сказка, роман, рассказ, повесть \
2 Назовите стихотворные размеры
\хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест\
3 Что такое эпиграф? Высказывание ,находящееся перед текстом и выражающее основную мысль произведения.
1 Что такое пейзаж?
Описание природы
2 Назовите виды рифм.(Парная, кольцевая, перекрёстная)
3 Назовите элементы композиции (завязка, развитие действия ,кульминация, развязка)
Задание2. Дополни и узнай.
Слово ведущего: Сейчас вам ,ребята, нужно будет закончить начатую строфу.
1. Ночевала тучка золотая
На, груды утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
… (По лазури весело играя...)
2 Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
… (Грохочет в небе голубом...)
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужную
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники … (С милого севера в сторону южную...)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег,
….. ( Бегут и блещут и гласят...)
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленной в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом
….. (Кровавую пищу клюет под окном...)
6..... Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы, он счастия не ищет
….. (И не от счастия бежит!..)
Задание 3 . Узнай произведение .
«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин».(А. С. Пушкин «Дубровский»).
« У лукоморья дуб зелёный».(А. С. Пушкин « Руслан и Людмила»).
1 « Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов».( А. П. Чехов «Хамелеон»).
2«Жили да были два генерала» ( С. –Щедрин « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
« Ох ты гой еси, Иван Васильевич» ( М. Ю. Лермонтов « Песня про купца Калашникова»).
2 « Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой».( М. Ю. Лермонтов « Бородино»).
Задание 4.Древняя Русь
(Команды задают друг другу вопросы, заранее приготовленные с помощью педагога. В случае неверного ответа называют правильный вариант).
Вопросы:
Агнец - это: а) ангел; б) ягненок; в) огонь..
(Правильный ответ подчеркнут).
2. Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане.
1. Где вам могли встретиться буки? а) в лесу; б) в книге; в) на картине.
2. Духовник: а) играет на инструментах; б) создает духи; в) совершает духовные обряды.
Пращур - это: а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни.
Лепота - это: а) лепные узоры; б) настой липы; в) красота.
Комната монаха в монастыре? (келья).
Первая книга христианского мира? (Библия).
Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины).
В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? (в «Слове о полку Игореве»),
1.Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий).
2. Что предвещало поражение Игоря? (затмение солнца).
Как погиб Вещий Олег? (от укуса змеи).
Кто такой Боян? (поэт, певец Древней Руси).
Задание 5 .Что произошло дальше?
1После их преставления захотели люди похоронить … внутри города, в соборной церкви, Пречистой Богородицы, а … - вне города, в женском монастыре, в церкви … ( И сделали им отдельные гробы и положили их врозь…)
2 Остановился старый … и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил, сыпал удары направо и налево. Не вытерпел… и закричал… (Как?Своих?...)
1Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ей двадцатилетние труды и привязанность, она позвала её к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на которой была написана… (Вольная Наталье Савишне…)
2 - Довольны ли вы, господа генералы? – спрашивал между тем мужичина-лежебок.
- Довольны, любезный друг, видим твоё усердие! – отвечали генералы.
- Не позволите ли теперь отдохнуть?
- Отдохни, дружок, только…
Задание 6 Кто больше? (Письменный) Задание написано на доске. К существительным надо дописать постоянный эпитет.
1 команда | | 2 команда | |
Существительное | Постоянный эпитет | Существительное | Постоянный эпитет |
девица | красная | молодец | добрый |
поле | чистое | лес | дремучий |
руки | белые | вороны | черные |
палаты | белокаменные | погреба | глубокие |
речка | быстрая | солнце | красное |
конь | добрый | головушка | буйная |
море | синее | зависть | черная |
Задание 7 . А .Продолжите пословицу Б. Сочините небольшой рассказ, который бы заканчивался пословицей (время на подготовку 5 мин.).
1. Пословицы о труде.
А). Труд кормит, (а лень портит).
Б). Кто любит трудиться, (тому без дела не сидится)
В). Глаза страшатся, (а руки делают)
2. Пословицы о коллективе.
А). Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)
Б). Берись дружно, ( не будет грузно).
В). Все за одного - ( один за всех).
Задание 8 . Обо всём понемногу.
1. Под чьим именем Пушкин напечатал несколько своих произведений? (Белкин И.П.)
2. Кто из русских писателей написал стихотворения в прозе? (Тургенев…)
1.Кто является автором былин? (Народ)
2. У кого из писателей были псевдонимы «Брат моего брата», «Человек без селезёнки»?... (А.Чехов)
1. Как называют книжку-худышку. (Брошюра.)
2. Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги?(Г.Х. Андерсена).
1. Закончите крылатую фразу Максима Горького: “Любите книгу – источник ...”: (Знаний).
2. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? (Тридцать три года).
1. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? (В землянке).
2. Кто в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту? (Ветер).
1 . Кто автор произведения “Лошадиная фамилия”? (А.П.Чехов)
2. Кто автор произведения “Конь с розовой гривой”? (В.П. Астафьев)
Жюри подводит итоги. Оценивание работы команд.
Награждение команд .
Ведущий: У нас есть победители и нет проигравших.
Это потому, что все участники хорошо подготовились и показали себя.