СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Примерная программа по литературе для 5 класса. Постарались учитывать региональный компонент.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19 г. Пятигорска
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР педсоветом № от
_________ Н.А.Трещёва Директор МБОУ КСОШ № 19 ________М.Ф.Филь
Согласовано на заседании ШМО
учителей русского языка и литературы
Протокол № от 20 г.
__________ М.А.Олейникова
Учебник: Литература. 5 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобраз. учреждений. Авт.- состав. Т.Ф.Курдюмова.
М: «Дрофа», 2015 г.
Составитель программы:
Морозова У.С.,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: М.: Дрофа, 2015. и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Цели
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий:
проблемное обучение;
технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
- система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;
- педагогика сотрудничества;
- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
дифференцированное обучение;
игровые технологии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления
учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 102 ч.
Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона.
Одним из принципов обновления содержания общего образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, нравственные традиции региона.
Цель национально-регионального образования: воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своём регионе.
Региональный компонент
Цели изучения литературы Р/К:
- приобщение к духовным ценностям народов Северного Кавказа;
- развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Ставропольского края и родного города;
- овладение знаниями о направлениях, традициях, художественных особенностях литературы Ставропольского края в частности и Северного Кавказа в целом;
- воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой Родины.
На изучение регионального компонента предусмотрены 10-15 % уроков от общего числа по программе, что составляет 7-10 часов. Данная рабочая программа предусматривает изучение следующих тем:
Мифы, легенды, поверья народов Кавказа.
Казачьи пословицы и поговорки.
Загадки народов Северного Кавказа.
Казачьи песни.
Сказки народов Северного Кавказа.
С.Михалков. Басни для детей.
Пушкин и Кавказ.
Лермонтов и Пятигорск.
Ставрополье – родина моя!
Толстой и Кавказ.
Стихи поэтов Северного Кавказа.
Тема войны в произведениях ставропольских поэтов и писателей.
А.Киселёва «Тайна Чёрных гор».
Организация обучения
Формы организации обучения: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Методы обучения: метод монологического, диалогического изложения, метод эвристической беседы, исследовательский метод, алгоритмический метод, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.
Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, технология интерактивного обучения, игровые технологии, проблемное обучение.
Планируемые результаты
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.
Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание рабочей программы по предмету «Литература» 5 класс
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов | На развитие речи в том числе (час) |
Сочинения | |||
| Введение Литература – искусство слова. Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др. Ученик как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста. Теория. Искусство. Виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах. | 1 |
|
1. | Мифы народов мира Мифы. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира. Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид». Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. Теория. Миф. Виды мифов. | 5 |
|
2. | Устное народное творчество (фольклор) Фольклор. Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора. Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Волшебная сказка: волшебный сюжет, волшебные герои, особый язык. Царевна - лягушка — главная героиня сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Теория. Сказка. Виды сказок. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, необычность героев, необычность языка. Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Их отличие. Афоризм. Загадка. Особенности ее строения. Анекдот. Песни. Частушки. Виды народных песен и их популярность. Одна из самых поздних форм фольклора — частушка. Стих и мелодия в песне и в частушке. Тематика частушек. Причины их популярности. Б. Шергин. Сказка «Рифмы». Как герой сказки сочинял частушки и какую роль играли в них рифмы. Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Русский народный театр. Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. «Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Теория. Театр. Пьеса. Сцена. Особенности построения и оформления драматического произведения: афиша, акт, действие, явление, реплика, ремарка. Диалог в пьесе. | 15 | 1
|
3. | Русская литература 19 века Литература XIX века. Русская классическая литература XIX века. И. А. Крылов - великий баснописец. Басни «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Мужик» - обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басен. А. С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. «Руслан и Людмила» - связь пролога поэмы с русским сказками. Яркость сказочных описаний. Фантастические события сюжета. Герои поэмы. Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер – ямб. М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком…»). Начало творческого пути. Стихотворение «Парус», в котором выражено отношение поэта к окружающему миру. Теория. Рифма. Строфа. Н. В. Гоголь – детство и юность писателя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Теория. Поверье. Быличка. Жанр. Язык произведения. И. С. Тургенев. Детство в Спасско-Лутовинове. «Муму» - история создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню). Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века. И. С. Никитин «Русь». Теория. Двусложные размеры стиха – ямб и хорей. А. К. Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край…». М.Ю. Лермонтов «Сашка» (отрывок из поэмы), стихотворение «Кто видел Кремль в час утра золотой…». И.С. Никитин. Стихотворение «Русь». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…». Природные образы и средства их создания. А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Героическое прошлое Родины в стихах и прозе. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Л.Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Петя Ростов»). Образ защитника родины во фрагменте из романа-эпопеи. М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). | 38 | 4 |
4. | Литература 20 века Литература XX – XXI веков. Связь веков. И.А.Бунин. Стихотворение «26-е мая». А.А. Ахматова. Стихотворение «В Царском Селе». В.А. Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину», К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Пушкин». Развитие классических традиций в литературе XX века. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Память о Пушкине в литературе XX века. Литературные сказки XIX- XX веков. Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Дж. Родари. «Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес.». Дж.Р.Р. Толкиен. Повесть «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Проза русских писателей XX века. Встреча веков. И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Двойное название рассказа. Е.И. Замятин. «Огненное ̒ ̒А ̓ ̓ » - рассказ о мечте подростков начала XX века А. И. Куприн. Рассказ «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои. Поэтический образ Родины в лирике и прозе XX века. А. А. Блок. Стихотворения «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин. Стихотворения «Сказка», «Канарейка», «Листопад» (фрагмент «Лес точно терем расписной…»). К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»), С.А. Есенин. Стихотворения «Пороша», «Ночь», «Черемуха». Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Оттепель». Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Скинуло кафтан зеленый лето…», Н.М Рубцов. Стихотворения «В горнице», «Звезда полей», «Листья осенние». Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Мир наших братьев меньших в поэзии. С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке». В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание ко всему живому. Олицетворение как основной художественный приём. Новые страницы героического прошлого России. А.Т. Твардовский. Стихотворения «Я убит подо Ржевом…», «Рассказ танкиста», А.А. Ахматова. Стихотворение «Мужество». А.И. Фатьянов. Стихотворение «Соловьи». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы русских солдат. Литература народов России. Р.Г. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Журавли». Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта. Современная литература. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы. Т. Янссон. Сказка «Последний в мире драконе». Юмористический характер и гуманистический пафос сказки. | 30 | 3 |
5. | Путешествия и приключения Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени.
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе. Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты. М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста» (фрагменты). Детективный сюжет и композиция повести. Н.С. Гумилев. Стихотворение «Орел Синдбада». Б. Лесьмян. Сказка «Новые приключения Синдбада-морехода» . Образы знакомых сказок в произведениях XX века. | 13 |
|
| ИТОГО: | 102 | 8 |
Количество контрольных работ
по литературе в 5 классе
Виды контрольных работ | Количество контрольных работ |
Сочинение | 8 |
Тест | 5 |
Формы и средства контроля
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Учебно –методический комплекс
Программа | Учебник | Дополнительная литература | Диагностический материал | Электронные образовательные электронные ресурсы. |
|
| 1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 кл. – М.: ВАКО, 2011 2. Назарова Н.Ф., Ганжина Ю.Н. Внеклассная работа по Саратов: Лицей, 2005 3. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строчки. – М.: Школьная пресса, 2002 4. Предметные недели в школе. Русский язык и литература./Косивцова Л.И. – Волгоград: Учитель, 2010 5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5 – 6 классах: практ. Методика: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2009 6. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
| 1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. 2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006. 3. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007. |
CD. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 класс.
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека http://litera.ru/stixiya/ - Стихия: классическая русская / советская поэзия http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://peressa2009.narod2.ru/ Сайт Перовой Инессы Николаевны - учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №13 с УИОП г. Электросталь Московской области. / http://www.a4format.ru/Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ) / http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова http://lit.1september.ru - Газета «Литература» http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://www.foxdesign.ru/legend/ - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.zhukovskiy.net.ru - Жуковский Василий Андреевич http://www.krylov.net.ru - Крылов Иван Андреевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru - Пушкин Александр Сергеевич http://www.lermontow.org.ru - Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.nikolaygogol.org.ru - Гоголь Николай Васильевич http://www.ostrovskiy.org.ru - Островский Александр Николаевич http://www.turgenev.org.ru - Тургенев Иван Сергеевич http://www.nekrasow.org.ru - Некрасов Николай Алексеевич http://www.saltykov.net.ru - Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.tutchev.net.ru - Тютчев Федор Иванович http://www.antonchehov.org.ru - Чехов Антон Павлович http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино. |
Экранно-звуковые пособия
мультимедийный компьютер;
проектор;
экран;
локальная сеть;
Комплекты:
видеофильмов, аудиокассет;
портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
Технические средства обучения
операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
текстовый редактор MS Word;
графический редактор Paint;
программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;
программа MS Power Point.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе
Дата по плану | Дата по факту | № п/п | Название раздела, темы | Форма урока, методические приемы. | Виды контроля и обратной связи | Домашнее задание |
1 четверть ( 3ч.* 9 нед. = 27 ч.) | ||||||
Введение (1 ч). | ||||||
|
| 1 | Литература - искусство слова. Т.Л. Художественные приёмы. | Слово учителя, беседа о читательских интересах, знакомство с художественными приёмами. |
| С. 3-6, вопросы и задания, выучить определение тропов. |
Мифы (5 ч.) | ||||||
|
| 2. | Мифы народов мира. Календарные мифы. Масленица. | Слово учителя, работа с терминами, выразительное чтение |
| с. 9-12, чтение, пересказ, прочитать дополнительно 1-2 мифа |
|
| 3. | Мифы о сотворении мира. Египетский миф «Сотворение мира» | Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение |
| с.12-15, чтение, художественный пересказ подготовить сообщение по теме Р/К |
|
| 4. | ВН.ЧТ. Р/К № 1. Мифы, легенды, поверья народов Кавказа. | Художественный пересказ. |
| Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся мифу,пересказ одного мифа по выбору |
|
| 5. | Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид» | Беседа. Анализ текста. |
| С.15-18, подготовить художественный пересказ |
|
| 6. | ВН.ЧТ. «12 подвигов Геракла» | Художественный пересказ. |
| Подготовить художественный пересказ одного из прочитанных мифов (по выбору) |
Фольклор (15 ч.) | ||||||
|
| 7. | Фольклор – устное народное творчество. Т.Л. Жанры фольклора. | Урок - презентация. Рассказ учителя. Беседа. |
| Знать теорию, привести примеры на каждый жанр |
|
| 8. | Былина как жанр фольклора. Герои былин. «Три поездки Ильи Муромца» | Выразительное чтение. Анализ текста. |
| С.30, ответить на вопросы, составить план былины, пересказ былины (по выбору) |
|
| 9. | ВН.ЧТ. Былинная Русь. Сюжет и герои, композиция, особенности повествования и описания в былине. | Художественный пересказ. |
| Словесный портрет богатырей по картине В.Васнецова «Богатыри» |
|
| 10. | Русские народные сказки. Виды сказок. Сказители. | Обзорная лекция учителя, работа с терминами. |
| Знать теорию, нарисовать портреты любимых сказочных героев, дать им характеристику |
|
| 11. | Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | Выразительное чтение, анализ сказки |
| С.31-41, дочитать сказку, пересказ сюжета, иллюстрация |
|
| 12. | Игра «Сказка – ложь, да в ней намёк…» | Урок-игра. Презентация |
| Подготовиться к сочинению |
|
| 13. | Р.Р. Сочинение «Моя любимая сказка» | Творческая работа | Письменный опрос | Читать дополнительную литературу |
|
| 14. | Сказки народов мира. ВН.ЧТ. Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | Рассказ учителя. Художественный пересказ |
| С.42-54, чтение, пересказ |
|
| 15. | Малые жанры фольклора. ВН.ЧТ. Р/К № 2. Казачьи пословицы и поговорки. | Слово учителя. Беседа. Составление таблицы |
| С. 55-60, выучить определение жанров, подобрать по 3 пословицы и поговорки к зад.№1 |
|
| 16. | Загадка как один из видов фольклора. Особенности создания и строения загадок. ВН.ЧТ. Р/К № 3. Загадки народов Северного Кавказа. | Рассказ учителя. Беседа. Игра. Сочинение загадки |
| С.60-65, ответить на вопросы, оформить загадку, подготовить скороговорки |
|
| 17. | Анекдоты. Сказка-анекдот. Песни, частушки. ВН.ЧТ. Р/К № 4. Казачьи песни. | Сказывание скороговорок. Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение |
| С.66-75, выразительное чтение, наизусть, выучить определение жанров |
|
| 18. | Народная драма «Озорник Петрушка». Т.Л. Диалог, реплика, ремарка. | Чтение по ролям |
| С.75-81, вопросы и задания, пересказ сюжета, афиша, |
|
| 19. | Итоговый урок по теме «Фольклор» «В гостях у кота Баюна»
| Урок-игра |
| Подготовить сообщение по теме Р/К |
|
| 20. | ВН.ЧТ. Р/К № 5. Сказки народов Северного Кавказа. | Рассказ учителя. Выразительное чтение. Анализ текстов |
| Подготовиться к тестированию по теме, иллюстрация к понравившейся сказке |
|
| 21. | Тестирование по теме «Фольклор» |
| Письменный опрос | Чтение дополнительной литературы |
Литература 19 века (38ч.) | ||||||
|
| 22. | Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 века. Золотой век русской поэзии. | Лекция учителя. Чтение учебной статьи. Беседа по вопросам |
| Подготовить сообщение об одном из поэтов 19 в., выучить наизусть стих-е |
|
| 23. | И.А.Крылов – великий русский баснописец. Т.Л. Аллегория и мораль в басне. «Свинья под дубом» | Урок - презентация |
| С.85-90, знать биографию, басню выучить наизусть. Подготовиться к инсценированию басни (по выбору) |
|
| 24. | ВН.ЧТ. «В гостях у дедушки Крылова» Злободневность морали басни «Осёл и мужик». Т.Л. Афоризмы. | Урок – конкурс инсценированной басни |
| Подготовиться к сочинению |
|
| 25. | Р.Р. Сочинение – рассуждение «Чему нас учат басни?» | Творческая работа | Письменный опрос | Подготовить выразительное чтение одной басни С.Михалкова (по выбору) |
|
| 26. | ВН.ЧТ. Р/К.№ 6. С.Михалков. Басни для детей. | Урок – конкурс выразительного чтения |
| Подготовить сообщения об Эзопе, Лафонтене, А.Сумарокове (индив.зад.) |
|
| 27. | ВН.ЧТ. Жанр басни в мировой литературе. | Урок - презентация. Лекция учителя. |
| Проба пера: сочини басню |
За 1 четверть по программе 27 ч., дано 27 ч. | ||||||
2 четверть ( 3ч.* 7 нед. = 21 ч.) | ||||||
|
| 28. | А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Р/К № 7. Пушкин и Кавказ. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | Рассказ учителя, выразительное чтение |
| С. 91-95, знать биографию, пролог выучить наизусть |
|
| 29. | Поэма «Руслан и Людмила».Песнь первая с элементами пересказа. | Комментированное чтение, анализ текста |
| С.97-107, выразительное чтение, задание № 3 (п) |
|
| 30. | Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая | Выразительное чтение, анализ сюжета, роль автора - рассказчика |
| С.108-122, выразительное чтение, краткая характеристика героев, |
|
| 31. | Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья. | Беседа по вопросам, цитатная зарисовка сюжета |
| С.123-136, вопросы и задания к поэме, портрет Черномора |
|
| 32. | Урок-игра «По страницам поэмы» | Викторина по произведению. Тест | Тестирование по тексту поэмы | Сделать иллюстрацию к поэме, подготовиться к сочинению |
|
| 33. | Р.Р.Сочинение – описание сказочного героя из поэмы «Руслан и Людмила» по плану (по выбору уч-ся) | Творческая работа | Письменный опрос | Закончить работу |
|
| 34. | Т.Л. Повествование, описание, рассуждение. | Чтение теоретической статьи, работа со статьёй |
| Вопросы и задания, с. 141, выучить наизусть отрывок (по желанию) |
|
| 35. | ВН.ЧТ. Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы.
| Выразительное чтение стих-ий. Анализ поэтического текста |
| С.142-146, наизусть понравившееся стих-е |
|
| 36. | Т.Л. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | Работа с теоретической статьёй |
| Проба пера: игра буриме.
|
|
| 37. | М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Р/К № 8. Лермонтов и Пятигорск. | Урок - презентация, лекция учителя |
| С.149-150, знать биографию. |
|
| 38. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Парус», «Из Гёте» | Выразительное чтение и обсуждение стихотворений |
| Выучить наизусть стих-е «Парус», составить словарик рифм любого стихотворения М.Ю.Лермонтова |
|
| 39. | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Пропавшая грамота» | Слово учителя, чтение «Пропавшей грамоты» |
| С.154-170, знать биографию, подробный пересказ |
|
| 40. | Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота» | Анализ текста. Беседа по вопросам |
| Выразительное чтение фрагмента, иллюстрация |
|
| 41. | ВН.ЧТ. «Истинная весёлость и истинная поэзия «Вечеров…»» | Урок-викторина по произведениям сборника |
| Проиллюстрировать понравившееся произведение из сборника |
|
| 42. | И.С.Тургенев. Детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Муму» | Слово учителя, аналитическое чтение |
| С.171-197, знать биографию, подготовиться к подробной беседе по тексту |
|
| 43. | И.С.Тургенев. Урок-беседа по рассказу «Муму» «Высоты прозрения» | Слово учителя, беседа по вопросам, анализ текста |
| Индивидуальные задания по группам: портретные зарисовки героев рассказа |
|
| 44. | Герасим и его окружение. | Работа по сюжету, беседа по тексту. |
| Дочитать рассказ, ответить на вопросы, с.197 |
|
| 45. | Герасим и Муму. Счастливый год. | Пересказ и анализ эпизода «Муму в доме барыни» |
| Образ Герасима: характер, словесный портрет |
|
| 46. | Мастерство Тургенева в создании портрета, пейзажа. | Беседа. Составление плана характеристики Герасима |
| Подготовиться к сочинению: составление плана, подбор цитат |
|
| 47. | Р.Р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | Творческая работа | Письменный опрос | Закончить работу |
|
| 48. | Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева и рассказу «Муму». Анализ сочинений. | Беседа по вопросам. Тест | Тестирование по рассказу «Муму» | Иллюстрация к рассказу |
За 2 четверть по программе 21 ч., дано 21 ч. | ||||||
3 четверть ( 3ч.* 10 нед. = 30 ч.) | ||||||
|
| 49. | Поэтический образ Родины в стихах русских поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Кольцова, И.Никитина и др.
| Выразительное чтение и анализ стихотворений |
| Наизусть понравившееся стихотворение, выписать художественные приёмы из текста, с.198-212, |
|
| 50. | ВН.ЧТ. Р/К № 9. Ставрополье – родина моя! | Конкурс выразительного чтения. |
| Читать стихи поэтов Ставрополья |
|
| 51. | Т.Л. Стихотворная речь и стихотворные размеры.
| Конкурс стихотворений, чтение теоретической статьи |
| Составить словарь эпитетов (стих-е по выбору), вопросы и задания, с. 215 |
|
| 52. | Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов. «Бородино» | Рассказ учителя. Выразительное чтение. Анализ текста. |
| С.216-221, выучить отрывок наизусть, ответить на вопросы |
|
| 53. | Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по теме «Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова» | Беседа по вопросам. Составление плана. Подбор цитат. | Письменный опрос | Написать сочинение |
|
| 54. | Итоговый урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. | Беседа по вопросам. Тест. | Тестирование | Чтение дополнительной литературы |
|
| 55. | Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Знакомство с героем. Р/К № 10. Толстой и Кавказ. | Рассказ учителя. Беседа. Чтение текста |
| Подготовить пересказ сюжета, знать биографию, индивид.задания |
|
| 56. | Петя Ростов в партизанском отряде. | Анализ эпизодов |
| Пересказ эпизодов |
|
| 57. | Первый бой и гибель Пети. | Анализ эпизодов, обсуждение |
| Ответить письменно на вопрос «Какие чувства вызвала гибель Пети Ростова?» |
|
| 58. | М.А.Булгаков.«Петя Ростов». Особенности драматического произведения. | Чтение по ролям, обсуждение |
| С.241-244, подготовиться к контрольной работе по теме |
|
| 59. | Итоговый урок по теме «Литература 19 века» | Беседа по вопросам, выступления уч-ся. Тест | Тестирование по теме | Выучить наизусть стих-ие, с.4-7 (уч.2 ч.) |
Литература 20 века (30ч.) | ||||||
|
| 60. | Связь веков в поэзии 20 века. Память о Пушкине в стихах поэтов 20 века. | Лекция учителя. Выразительное чтение стих-ий, обсуждение |
| Ответить письменно на вопрос «Какие черты личности Пушкина привлекли внимание поэтов нач.20 в.?» |
Литературные сказки 19-20 веков (11 ч.) | ||||||
|
| 61. | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | Выразительное чтение, беседа, анализ текста |
| С.8-23, вопросы и задания, пересказ по плану |
|
| 62. | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | Выразительное чтение, беседа, анализ текста, пересказ |
| С. 23-40, вопросы и задания, иллюстрация к сказке |
|
| 63. | К.Г.Паустовский «Рождение сказки» | Чтение и обсуждение текста |
| С.41-42, вопросы и задания |
|
| 64. | А П.Платонов «Волшебное кольцо» | Выразительное чтение, беседа, обсуждение |
| С.43-58, вопросы и задания, пересказ, иллюстрация |
|
| 65. | Р.Р. Творческая работа «Легко ли создавать сказки?» | Урок фантазии и творчества |
| Закончить работу |
|
| 66. | Д.Родари. «Сказки по телефону» | Выразительное чтение. Беседа по вопросам |
| Прочитать сказку «Старые пословицы» |
|
| 67. | Д.Родари. «Старые пословицы» | Урок-игра |
| Проба пера: сочинить свою «сказку по телефону», проиллюстрировать |
|
| 68. | В.В.Набоков. «Аня в стране чудес»
| Чтение текста. Беседа по содержанию |
| Пересказ одного из сюжетов (по выбору) |
|
| 69. | ВН.ЧТ. Л.Кэрроллл «Алиса в стране чудес». Парадокс как основа повествования | Урок-сопоставление |
| Сопоставительная характеристика сказок |
|
| 70. | Д.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно» | Чтение и обсуждение глав. |
| Чтение, ответить на вопросы, с.83-103, задания по вариантам |
|
| 71. | ВН.ЧТ. С.Чёрный. «Путешествие в страну запрещённых улыбок» | Выразительное чтение |
| Ответить письменно на вопрос «Чему учат сказки?» |
Проза русских писателей 20-го столетия (7 ч.) | ||||||
|
| 72. | И.С.Шмелёв. «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Чтение и обсуждение |
| Чтение, ответить на вопросы, с.105-112 |
|
| 73. | ВН.ЧТ. И.С.Шмелёв. «Лето Господне» (гл. «Чистый понедельник») | Работа с текстом, беседа по вопросам. Чтение и обсуждение |
| Ответить на вопрос письменно «Почему, по мнению И.Шмелёва, необходимо знать, как жили наши предки?» |
|
| 74. | Е.Замятин «Огненное «А». Роль мечты в жизни человека. | Чтение, беседа по вопросам. |
| Чтение, ответить на вопросы, с.113-115 |
|
| 75. | Очерк А.И.Куприна «Мой полёт». Роль жизненного опыта в жизни человека. | Выразительное чтение, беседа, анализ текста. |
| Вопросы и задания, с.120 |
|
| 76. | Р.Р. Как написать очерк? Подготовка к сочинению в жанре очерка | Определение особенностей жанра. Обсуждение плана и варианта работы |
| Составление черновика очерка |
|
| 77. | Р.Р. Сочинение в жанре очерка «Мой полёт» | Творческая работа | Письменный опрос | Чтение дополнительной литературы |
|
| 78. | Итоговый урок по теме |
|
| М.Пришвин «Времена года», чтение |
За 3 четверть по программе 30 ч., дано 30 ч. | ||||||
4 четверть ( 3ч.* 8 нед. = 24 ч.) | ||||||
Поэтический образ Родины (1 ч.) | ||||||
|
| 79. | Красота родной природы в стихах русских поэтов и прозе М.Пришвина «Времена года» | Урок-обзор лирики поэтов 20 в. Выразительное чтение, беседа, анализ текстов |
| Подготовиться к защите собственных зарисовок, выразительное чтение или наизусть понравившегося стих-я |
Мир наших братьев меньших (3 ч.) | ||||||
|
| 80. | С.Есенин «Песнь о собаке», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Выразительное чтение, беседа, анализ текстов |
| Подготовить наизусть стих-е по теме Р/К |
|
| 81. | ВН.ЧТ. Р/К № 11. Стихи о природе родного края, о животных поэтов Ставрополья и Северного Кавказа. | Урок-концерт «Край ты мой, родимый край…» |
| Подготовиться к сочинению |
|
| 82. | Р.Р. Сочинение-описание любимого времени года по картинам русских художников | Творческая работа | Письменный опрос | Подготовиться к внеклассному чтению |
Героическое прошлое России (3 ч.)
| ||||||
|
| 83. | Поэты о Великой Отечественной войне: А.И.Фатьянов «Соловьи», А.Твардовский «Я убит подо Ржевом», А.Ахматова «Мужество», Р.Гамзатов «Журавли» | Выразительное чтение, беседа, анализ текстов |
| Выучить наизусть одно из стих-ий. Подготовить сообщение по теме Р/К |
|
| 84. | ВН.ЧТ. Р/К № 12. Тема войны в произведениях ставропольских поэтов и писателей. | Конкурс стих-ий, сообщения уч-ся |
| Произведения о войне, стихотворения |
|
| 85. | ВН.ЧТ. Рассказы М.Усова о войне «Сто дней, сто ночей» | Чтение и обсуждение текста |
| Подготовить биографию В.Астафьева |
Современная литература (4 ч.) | ||||||
|
| 86. | В.Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».Черты характера героя и его поведение в лесу. | Слово учителя. Работа с текстом |
| Дочитать, портретная зарисовка, характеристика главного героя, пересказ |
|
| 87. | В.Астафьев. Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро». Р.Р.Подготовка к сочинению. | Беседа по вопросам, анализ текста |
| Подготовиться к сочинению: составить план, подобрать цитаты |
|
| 88. | Р.Р.Сочинение по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро» | Коллективная работа над сочинением «Как Васютка выжил в тайге» | Письменный опрос | Закончить работу |
|
| 89. | Т.Янссон. «Последний в мире дракон» | Выразительное чтение, беседа, анализ текста |
| С.175-184, читать, ответить на вопросы |
Путешествия и приключения (13 ч.) | ||||||
|
| 90. | Покорение пространства и времени. Д.Дефо «Робинзон Крузо» | Слово учителя. Чтение и обсуждение главы |
| С.186-199, читать, составить план для сжатого пересказа |
|
| 91. | Р/р. Обучение сжатому аналитическому пересказу текста (главы из учебника) | Составление плана пересказа и комментариев к нему. Устное сочинение – миниатюра «Всегда ли я бываю на высоте, оказавшись в затруднительном положении» | Творческая работа | Закончить работу |
|
| 92. | ВН.ЧТ. Р.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы из книги) | Выразительное чтение, беседа, анализ текста |
| С.200-202, пересказ понравившейся истории, иллюстрация |
|
| 93. | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» | Чтение, беседа по вопросам. |
| Чтение, характеристика главного героя |
|
| 94. | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» | Урок-викторина по повести |
| Пересказ понравившегося сюжета, иллюстрация |
|
| 95. | А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»
| Выразительное чтение, анализ текста. Чтение теоретической статьи |
| Дочитать, сжатый пересказ, с.224, задание № 6 (п) |
|
| 96. | Т.Л. Сюжет и композиция художественного произведения. | Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
|
| 97. | Новая жизнь знакомых героев. Н.Гумилёв «Орёл Синдбада», Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода» | Выразительное чтение, анализ текстов. Сопоставительная характеристика |
| С.228- 240, словесный портрет главного героя, иллюстрация (по желанию) |
|
| 98. | Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения» | Урок-викторина | Итоговый тест | Подготовиться к внеклассному чтению |
|
| 99. | М.Цветаева. «Книги в красном переплёте» | Анализ стихотворения |
| Выучить стихотворение наизусть(полностью,отрывок) |
|
| 100. | ВН.ЧТ. Р/К № 13. А.Киселёва «Тайна Чёрных гор». | Чтение и обсуждение |
| Закончить чтение произведения, пересказ |
|
| 101. | Обобщающий урок – викторина по изученным произведениям. | Урок-презентация |
| Чтение дополнительной литературы |
|
| 102. | Итоговый урок «Мой любимый литературный герой» | Творческое выступление уч-ся |
| Рекомендации на летнее чтение, индивидуальные рекомендации |
За 4 четверть по программе 24 ч., дано 24ч. | ||||||
Итого: за год по программе 102 ч., дано 102 ч. |
17