СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература народов России

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нашего сегодняшнего занятия - продолжить знакомство с литературой народов России. Сегодня мы поговорим о творчестве башкирского поэта Г афури Мажита и проследим, как сохранились в его произведениях традиции русской классической поэзии.

Знакомясь с творчеством писателей-представителей разных народов нашей страны, мы с вами не раз убеждались в справедливости слов М.Горького, утверждавшего, что «литература всего легче и лучше знакомит народ с народом» и что «каждый писатель есть звено, которое связует разноязычных и разнородных людей во единое, человеческое...»

Просмотр содержимого документа
«Литература народов России»

Урок внеклассного чтения.


Литература народов России.

Традиции русской классики
в творчестве башкирского поэта Гафури Мажита.

Оформление: выставка рефератов учащихся.

Цели урока: 1 .Способствовать развитию у уч-ся представления о богатстве и разнообразии многонациональной литературы народов России, воспитывать патриотизм. 2.Познакомить уч-ся с лирикой Гафури Мажита, вызвать интерес к личности и творчеству поэта. 3. Развивать навык полного и частичного анализа стихотворения, отметить особенности поэтической манеры Гафури Мажита. Проследить традиции русской классической поэзии в его творчестве.

Эпиграфы:

«Мне кажется, что литература всего легче и лучше знакомит народ с народом».

М.Горький.

«Каждый писатель есть звено, которое связует разноязычных и разнонародных людей во единое, человеческое...» М.Горький.

Ход урока:

Х.Вступительное слово учителя, постановка целей и задач:

Цель нашего сегодняшнего занятия - продолжить знакомство с литературой народов России. Сегодня мы поговорим о творчестве башкирского поэта Г афури Мажита и проследим, как сохранились в его произведениях традиции русской классической поэзии.

Знакомясь с творчеством писателей-представителей разных народов нашей страны, мы с вами не раз убеждались в справедливости слов М.Горького, утверждавшего, что «литература всего легче и лучше знакомит народ с народом» и что «каждый писатель есть звено, которое связует разноязычных и разнородных людей во единое, человеческое...»

История не знает государства, которое в кратчайшие исторические сроки сделало бы так много для всестороннего развития наций и народностей, как Россия. Надо вспомнить, что на рубеже 19-20 веков народы царской России стояли на самых разных уровнях социально-экономического развития, развития общественного сознания и культуры. Литературное развитие одних народов находилось на стадии фольклора, литературу других составляла в основном поэзия. Выявлялись богатые творческие силы народных масс.

Бережное отношение к прогрессивным сторонам художественного опыта каждого народа, к национально-своеобразному в его культуре, ориентация на прогрессивные тенденции мирового искусства определили расцвет культуры каждого из народов России.

Многонациональная поэзия России вслед за поэзией русской стремилась глубже постигать жизнь и была в лучших своих образцах реалистической.

Среднеазиатские литературы и литературы народов Кавказа, как мы знаем, долгое время испытывали сильнейшее влияние традиций персидской поэзии. Но с 60-х годов 19века персидское влияние постепенно уступает место влиянию русской, а через неё и западноевропейской литературы.

Поэзия - огромная часть культуры любого народа. Проза, стихи рождаются на родном языке, вырастают на родной почве. Стихотворение - это суждение автора о жизни, это его высота, профессиональная и гражданская. Очень высок уровень творчества таких поэтов, как Батырай (даргинск.), Бодма Боотван (калмыц.), Коста Хетагуров (осетинск.), Габдулла Тукай (татар.), Гафури Мажит (башкир.). С биографией и творчеством последнего мы и познакомимся на этом занятии. Кроме того, проследим за тем, как воплотились традиции русской классики в произведениях этого поэта.

2. Выступление уч-ся с индивидуальным заданием. (Биография Гафури Мажита) Гафури Мажит ( Гафуров Габдулмажит), 1880-1934 - основоположник башкирской советской литературы. Родился в деревне Елеем-Караваново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район), в семье сельского учителя. В 13 лет остался сиротой. Батрачил, работал на золотых приисках. Писать начал в 1902г. В 1905 принимал участие в студенческих волнениях, распространял листовки, сблизился с революционно-демократическими писателями. Два первых сборника Гафури запретила царская цензура. Над поэтом был учрежден полицейский надзор. За стихотворение «Знать, нет тебя, аллах!» (1915) муллы и баи предали Гафури проклятью. В 1917 вышел сборник революционных стихов поэта - «Красное знамя». М.Гафури - народный поэт Башкирской АССР (1923)

Ъ.Наблюдение над продолжением традиций русской поэзии в творчестве М.Г. ( Слово учителя)

Мажит Гафури, воспитанный на классической литературе, не мог не обратиться в своем творчестве к темам, традиционным для наших поэтов. Это, в 1-ю очередь, патриотическая тема, тема труда, тема поэта и поэзии, роли литературы в жизни человека. А также философская лирика.

Готовясь к сегодняшнему занятию, вы проделали большую поисковую работу. Вам надо было подобрать по данным темам известные вам стихотворения русских поэтов 19 века. Чтобы проследить за тем, как в творчестве М.Г. прослеживаются традиции русской классической поэзии.

  1. Анализ стихотворения «Сибирская железная дорога»

Обратимся к стихотворению «Сибирская железная дорога»

а) чтение уч-ся ст. «Сибирская железная дорога» (1902) в переводе А.Ойслендера;

б) определение идейно-тематического содержания (с записью в тетрадях)

Тема: труда, рассказ о строительстве Сиб. ж/д, о её роли в судьбах народов,

населяющих этот край.

Идея: - восхищение трудовым подвигом народа - строителя стальной дороги;

- благодарность великой России - могучей стране, протянувшей свою руку людям, живущим в далеком краю.

Какими изобразительными средствами пользуется автор для создания более ярких художественных образов и передачи торжественности, повышенной эмоциональности?

Эпитеты: в далеком краю, неожиданным гулом, в тумане сыром, великой России, могучей стране, достойною песней.

Метафоры: ладонь протянула, подвиг будет сверкать и гореть.

Олицетворения: Россия ладонь протянула; реки яростью всей задержать над водой, покорившейся доле своей.

Сравнения: подвиг - словно жемчуг в прозрачной морской глубине.

Гипербола: несметные залежи, никогда не умрет.

Восклицательные предложения передают восхищение тем, что создано народом, восхищение его созидательной силой.

Строение: ст-е делится на 2 части. 1-е 4 строфы повествуют о том, как строилась Сибирская ж/д, с какими трудностями сталкивались строители, как могучая сибирская природа сопротивлялась, не желая покоряться человеку. Последние 4 строфы - это гимн человеку-созидателю и признание величия России - могучей страны. (Чтение последних двух строф)

в) А теперь скажите, в каких известных вам пр-ях русских поэтов 19в раскрывается та же тема. В чем отличие и сходство авторских точек зрений?

Уч-ся: Н.А.Некрасов «Железная дорога».

Тема: труда, но труда подневольного, т.к. Некрасов говорит о том, что ж/дорогу строили тоже «массы народные», но согнанные на работу «беспощадным царем» - голодом.

В ст-ии Некрасова лирический герой спорит с генералом, не желающим признавать, что все материальные ценности, все шедевры создаются народом. (Чтение эпиграфа и III- 3-6 строфы).

Кроме того, у Некрасова нет в стихотворении восхищения Россией как великой страной. Ему больше по душе скромные русские пейзажи, неброская красота русской природы (чтение I части)

  1. Анализ стихотворения «Мои книги»

Обратимся к другой теме в лирике Мажита Гафури - теме поэта и поэзии, роли литературы в жизни человека. Эта тема представлена стихотворением «Мои книги».

а) чтение уч-ся стихотворения «Мои книги» (1909) в переводе А.Шпирта.

б) определение идейно-тематического содержания.

Тема: поэта и поэзии, важной роли литературы в жизни человека.

Идея: книги - верные друзья, советчики и помощники в жизни человека.

Тропы: широко представлены положительно окрашенные эпитеты, метафоры, т.к. необходимо утвердить важную роль книг в жизни человека (книги - верные друзья, радостные дни, чудный мир). Кроме того, большое количество олицетворений, т.к. книги воспринимаются автором как живые, как друзья и советчики ( не надоест им говорить, книги...помогут человеком стать, в жизнь выводят, каждая... честно друга ждет, расскажут, дадут совет).

в) Я предложила вам дома вспомнить стихотворения русских поэтов по этой теме. Какие из известных вам произведений русской поэзии можно считать близкими по идейно-тематическому содержанию к этому стихотворению М.Г.?

  • «Поэзия» Ф.И.Тютчева.

  • «Поэтам» А.А.Фета (чтение стихотворения, частичный анализ)

Тема: обращение к мастерам художественного слова.

Идея: восхищение поэтами, их властью над разумом и сердцем человека.

  • «Поэт» М.Ю.Лермонтова.

  • «Пророк», «Арион», «Поэт», «Поэту» А.С.Пушкина Чтение ст-ия «Пророк», частичный анализ)

• Тема: размышление о высоком назначении поэта в жизни.

Идея: утверждение особой роли поэта-пророка («Восстань, пророк, и виждь...») Что объединяет эти стихотворения?

Уч-ся: утверждение важной роли литературы в жизни человека.

  1. Анализ стихотворения «Правда»

И еще одно стихотворение М.Г., с которым мы познакомимся сегодня - «Правда». Оно представляет философскую тему в лирике поэта.

а) Чтение стихотворения (1911)

б) Определение идейно-тематического содержания

Тема: размышления о замене моральных ценностей материальными.

Идея: правда жизни не в материальных ценностях, а в следовании моральным принципам.

Тропы: преобладают олицетворения, т.к. поэт представляет правду не как отвлеченное понятие, абстрактное, а как живое существо, способное переживать, печалиться, властвовать, быть гордым. Стихотворение построено на антитезе: правда - золото(=материальные ценности).

в) Философская лирика широко представлена в русской классической поэзии. В стихотворениях каких авторов вы встречаетесь с такими же глубокими размышлениями о смысле жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о вечном7

  • «Моё беспечное незнанье» А.С.Пушкина (чтение)

  • «Телега жизни» А.С.Пушкина (чтение)

  • «И скучно и грустно» М.Ю.Лермонтова (чтение)

  • «Выхожу один я на дорогу» М.Ю.Лермонтова (чтение)

Как вы думаете, остаются ли актуальными, современными эти строки сейчас, несмотря на то, что они были написаны более ста лет назад? Волнуют ли нас сейчас эти проблемы?

  1. К какому же выводу мы можем прийти по итогам нашего занятия?

Уч-ся: Независимо от национальности, вечные темы всегда волновали художников слова. Примером этому может послужить лирика Мажита Гафури.

Закончить наше занятие я хотела бы словами М.Горького: «Художественная литература должна наконец исполнить свою планетарную роль - роль силы, наиболее крепко и глубоко изнутри объединяющей народы сознанием общности их стремления к счастью жизни красивой и свободной».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!