Министерство образования и науки РБ
МКУ «Управление образования» АМО «Тункинский район»
МБОУ «Кыренская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО Протокол № От «»____________2017г | «Согласовано» Зам. директора по УВР Якшеева Н В _______________ От « » __________2017 | «Утверждено» И О директора школы Гыргешкинов О Ц __________ Приказ № От « »___________ |
Адаптированная рабочая программа
по литературному чтению для 4 класса 7 вида
на 2017-2018 учебный год
учитель__Панькова Э.А.__
__Первой категории
с.Кырен 2017 г
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (VII вид), составлена на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающее обучение) по литературному чтению под редакцией Шевченко С. Г., М.: Школьная Пресса, 2004.
УМК: «Литературное чтение» для 4 класса. Л. Ф. Климанова. Москва «Просвещение» 2007.
Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Важнейшими задачами уроков чтения являются:
формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыка чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Основные требования к умениям и знаниям обучающихся к концу четвёртого года обучения.
Обучающиеся должны уметь:
читать вслух, сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту;
осознанно читать про себя текст любого объёма и жанра;
передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон.мелодика, паузы, логические ударения) своё отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам – по заданию учителя и по личной инициативе;
давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;
различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты – без употребления терминов);
составлять творческие рассказы или эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, потешки, загадки); различать книгу художественную, научную, учебную;
отличать связный текст от набора предложений, текст и его части;
слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
делить текста части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом;
ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками;
Обучающиеся должны знать:
фамилии десяти – двенадцати писателей (поэтов) и их произведения для детей;
детские периодические издания;
профессии людей, занятых трудом, связанным со словом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссёр, актёр, редактор, корректор);
наизусть 10-12 стихотворений ( в том числе о разных временах года) и цитировать их в различных жизненных ситуациях.
Содержание программы распределено по разделам (в соответствии с УМК):
№ п\п | Наименование разделов и тем | Часы |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. | 1 |
2 | Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» | 4 |
3 | Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конѐк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» | 8 |
4 | Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». A. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». A. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад» | 5 |
5 | Литературные сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». B. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». C. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 6 |
6 | Делу время - потехе час Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 4 |
7 | Страна детства Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» | 4 |
8 | Поэтическая тетрадь B. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». C. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 4 |
9 | Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приѐмыш». A. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». B. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 7 |
10 | Поэтическая тетрадь Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебѐдушка» | 6 |
11 | Родина И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 5 |
12 | Страна Фантазия Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычѐв «Путешествие Алисы» | 6 |
13 | Зарубежная литература Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | 7 |
Литературное чтение 4 класс (VII вид).
№ урока | Раздел. Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1,2 | Летописи, былины, сказания, жития. (4ч). Ознакомление с учебником. Летописи. « И повесил Олег щит свой на врата Цареграда…» Былины. «Ильины три поездочки». | 2 | | |
3,4 | « Житие Сергия Радонежского». Обобщающий урок по разделу « Летописи, былины, сказани, бытия». | 2 | | |
5,6 | Чудесный мир классики (8ч). П.П.Ершов «Конѐк-Горбунок». | 2 | | |
7,8 | А.С.Пушкин. Стихи. «Сказка о Мѐртвой царевне и семи богатырях». | 2 | | |
9,10 | М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека». «Ашик-Кериб». | 2 | | |
11 | Л.Н.Толстой. «Детство». «Как мужик убрал камень». | 1 | | |
12 | А. П. Чехов. « Мальчики». Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | | |
13,14 | Поэтическая тетрадь (5ч). Ф.И. Тютчев «Ещѐ земли печален вид…». А.А.Фет «Весенний дождь». Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..». А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». | 2 | | |
15,16 | И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…» Н.А.Некрасов«Школьник» И.А.Бунин. «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 2 | | |
17,18 | Литературные сказки (5ч). В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». | 2 | | |
19 | С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 | | |
20,21 | П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | 2 | | |
22,23 | Делу время_ потехе час (4ч). Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка». | 2 |
|
|
24, | В.В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». | 1 | | |
25,26 | Страна Детства (4ч). Б.С.Житков. «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками». | 2 | | |
27,28 | 1Поэтическая тетрадь (4ч). В.Я.Брюсов « Опять сон», « Детская» С.А.Есенин « Бабушкины сказки» Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь». | 2 | | |
29 | М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | 1 | | |
30 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. | 1 | | |
31,32 | Природа и мы (7ч). Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приѐмыш». А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». | 2 | | |
33,34 | М.М.Пришвин. «Выскочка» | 2 | | |
35,36 | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 2 | | |
37 | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». | 1 | | |
38,39 | Поэтическая тетрадь (8ч). Б.Л.Пастернак. «Золотая осень». С.А.Клычков. «Весна в лесу». | 2 | | |
40 | Н.М.Рубцов. «Сентябрь». | 1 | | |
41 | С.А.Есенин. «Лебѐдушка». | 1 | | |
42 | Д.Б.Кедрин « Бабье лето» | 1 | | |
43 | Н.М.Рубцов «Утро» | 1 | | |
44 | Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы» | 1 | | |
45 | Проверочная работа «Поэтическая тетрадь» | 1 | | |
46,47 | Родина (6ч). И.С.Никитин. «Русь».С.С.Дрожжин. «Родине». | 2 | | |
48 | С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | | |
49,50 | А.В.Жигулин. «О, Родина!». Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». Обобщающий урок по разделу «Родина». | 2 | | |
51 | Оценка достижений по разделу «Родина» | 1 | | |
52,53 | Страна Фантазия (6ч). Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника». | 2 | | |
54-56 | Кир Булычѐв. «Путешествие Алисы». | 3 | | |
57,58 | Велтистов Е.С. Приключения Электроника Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». | 2 | | |
59 | Зарубежная литература (7ч). Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера». | 2 | | |
60 | Г.Х.Андерсен. Русалочка». | 1 | | |
61 | Г.Х.Андерсен. Русалочка». Урок №2. | 1 | | |
62,63 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». | 2 | | |
64,65 | СельмаЛагереф. «В Назарете». | 2 | | |
66 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». | 1 | | |
67 | Повторение за год | 1 | | |
68 | Оценка достижений | 1 | | |