Литературное чтение во 2 классе
Тема. Стихи В. Берестова.
Урок общеметодологической направленности
Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством В. Д. Берестова
Задачи: развивать навыки выразительного, правильного, беглого чтения, внимание; учить
задавать вопросы к тексту; повторить понятие олицетворения; воспитывать интерес к чтению
детской литературы.
Планируемые результаты
Предметные. Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию,
подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале.
УУД. Р:оценивать правильность выполнения действия
П:правильность построения рифмы
К: потребность в общении со сверстниками
Личностные результаты. Формирование мотивов достижения и социального признания
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений Э.Н. Успенского.
III. Постановка цели урока
Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся со стихами еще одного замечательного поэта. Валентин Дмитриевич Берестов написал для вас замечательные стихи и сказки.
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.
В 1944 году Валентин Берестов с рекомендательными письмами от А. Ахматовой приезжает в Москву. Оканчивает десятилетку в Интернате для одаренных детей в Горках Ленинских (Московская область). А в выходные навещает семью в Калуге. Валентин Берестов окончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.
Член СП СССР. Подписал письмо в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского (1966).
В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (издано в 2001 г.)
Валентину Берестову благодарны многие поэты и писатели поколения 1940-1960-х (детские и взрослые), с которыми он дружил и которых опекал.
Точно так же как и К.И. Чуковский, детским писателем В.Д. Берестов стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому детскому писателю. А до этого он закончил Исторический факультет МГУ и был археологом. Валентин Берестов известен не только как детский писатель и поэт, он написал воспоминания о своем наставнике и друге К.И. Чуковском, о С.Я. Маршаке, с которым тоже был знаком. Известен он и как переводчик.
IV. Изучение нового материала
1. Чтение учителем наизусть стихотворения «Знакомый» по
четверостишиям (учебники закрыты). После первого четверостишья:
- Возникают ли у вас вопросы? (Почему босиком зимой, кто это может быть?)
После второго четверостишья:
- Открылся ли нам секрет?
- Что мы узнали уже про друзей?
После третьего:
- Какие теперь возникают вопросы? (Почему они обратили внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?)
После четвертого:
Кем был знакомый мальчика? (Щенком.)
Понравилось ли вам стихотворение?
Ожидали ли вы такую концовку стихотворения?
- Понятно теперь почему знакомый по снегу бежал босиком?
1 - Откройте учебники на странице 148 и прочитайте выразительно это стихотворение.
2. Выразительное чтение детьми.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
1. Первичное тихое чтение стихотворения «Путешественники».
Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим? Докажите свое мнение.
Выразительное повторное чтение.
Чтение стихотворения «Кисточка».
Какие выразительные языковые средства использовал в этом стихотворении В. Берестов? (Метафору и олицетворение.)
Для чего используют прием олицетворения?
Прочитайте задание после стихотворения.
Какой прием вы будете использовать, чтобы выполнить это задание? (Олицетворение.)
VII. Итог урока. Рефлексия
С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?
Запомнили ли вы имя и фамилию автора?
Какое стихотворение понравилось вам больше всего?
Домашнее задание
Выполнить задание на с. 150, красиво его оформить.