СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Просмотр содержимого документа
«Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли»

Урок №

Дата :

Класс 5

Тема: Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли.

Цели урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Планируемые результаты:

предметные:

– должны знать внутреннее строение Земли, методы его изучения;  

– различия материковой и океанической земной коры;  

– теорию литосферных плит.

метапредметные:

– должны уметь объяснять, что происходит в толщах Земли;

– показывать на карте границы литосферных плит Земли;

– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.  

личностные:  

– ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважение и принятия;

– осознание географического знания как компонента научной картины мира.

Оборудование: таблица атласа «Внутреннее строение Земли»; физическая карта полушарий;

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Ход урока:

1.Организационный этап. Проверка к готовности к уроку

2. Постановка цели и задач урока

Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина.

Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади.

- О чём или о ком идет речь? (О планете Земля)

3.Актуализация знаний. - Ребята, я вам сейчас прочитаю текст. Вы его внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов.

«Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

- О чём говорят эти строки? (О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.)

- Из какого облака образовалась наша планета? (Из холодного газопылевого облака.)

- Какова форма Земли? (Форма Земли шарообразная.)

- Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны? (Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.)

- Оболочки взаимодействуют между собой? (Да)

4. Первичное усвоение новых знаний

ЗЕМНАЯ  КОРА

 - Предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Совсем не в соседний населенный пункт, даже не в Космос. Нет. Строение нашей планеты – вот то, что больше всего волнует нас сегодня на уроке. А, казалось бы, что может быть трудного в изучении Земли, на которой мы живем, по которой ходим?

Методы изучения внутреннего строения Земли.

          Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены? (Иногда разбирали полностью!)

К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и  математическое моделирование условий, которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материаловОднако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн. Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны. Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.

Изучение происходит при помощи сейсмографов.

Внутреннее строение Земли.

          По записям колебаний земной поверхности при землетрясениях  (сейсмограммам)  было установлено, что недра Земли состоят из трёх  основных частей: земной корымантииядраЧеловек живет на поверхности Земли. Это лишь часть самой верхней оболочки – земной коры.

(На доске в верхней части справа или слева пишем в течение урока словарь новых терминов и понятий.)

Физкультминутка:                              

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


5. Первичная проверка понимания(§20 с.68):

 - Рассмотрите рисунок 42 на стр. 68. Вы наблюдаете различную мощность слоёв Земли.

- Какой слой самый мощный?

- А какой самый тонкий?



6. Первичное закрепление

(рассматриваем табл. «Строение земной коры»):

          Часто внутреннее строение Земли сравнивают с яблоком. Кожура – это  земная кора, плоть яблока – мантия, а сердцевина с косточками – ядро Земли.

          А иногда внутреннее строение Земли сравнивают с куриным яйцом. Скорлупа – это земная кора, белок – мантия, желток – ядро Земли.

          Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой. Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.

          Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова.



Составление схемы за учителем:

Земная кора

Материковая                                                                                                     Океаническая

-осадочный слой;                                                                                            -осадочный слой;

-гранитный;                                                                                                     -базальтовый.

-базальтовый.                                                                                              (мощность =5-10 км)          

(средняя мощность =35 км)  

   


Продолжение рассказа учителя:

            Поверхностный слой земной коры нагревается солнечными лучами. Температура его в течение суток меняется. Но уже на глубине 20-30 км, независимо от времени года, температура круглый год  одинаковая. Глубже температура начинает  повышаться.  Установлено, что на каждые 100 м глубины она увеличивается на 3°С.

ЯДРО

         Ядро Земли состоит из двух частей. Внутреннее ядро твердое, по радиусу оно не превышает 1225 км. Это самая плотная часть Земли, она состоит из металлов, преимущественно железа и никеля. Температура ядра составляет, как считают ученые, 5000 – 6 000°С.  Внешняя часть ядра жидкая.

МАНТИЯ

          За ядром следует мантия, составляющая 67% массы Земли и 83% ее объема. Мантия – толща частично расплавленного вязкого вещества, гораздо более плотного, чем внешняя часть ядра планеты, но все еще не твердого. Она состоит из пород, содержащих магний и железо, температура составляет +2000°С. Так как мантия – самый широкий  из слоев Земли, то физические условия во всей ее толще неодинаковы. Чем глубже к ядру планеты, тем выше давление, и вещества мантии претерпевают значительные изменения. На глубине примерно 660 км эти изменения становятся необратимыми, и там образуется граница, через которую мантийное вещество уже не может проникать.

          Таким образом, мантия разделяется на два слоя – верхний и нижний. Нижний слой простирается до земного ядра, и за всё время жизни нашей планеты он претерпел малозначительные  изменение. Верхний слой непосредственно под земной корой и образует ее. Между мантией и корой проходит четкая граница, определяемая исследованием движения сейсмических волн – граница Мохоровича, названная так по фамилии хорватского геофизика, обнаружившего ее еще в 1909г.

       

  Итак, какое строение имеет наша Земля?

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но не ядро от пушки.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…

Выбрались мы на поверхность, ура!

Первичное закрепление. Вопросы учителя к классу:
- Всегда ли облик нашей планеты был таким, как сейчас?

- Что вам известно об истории развития Земли в далеком прошлом

ДВИЖЕНИЕ  ЛИТОСФЕРНЫХ  ПЛИТ

          Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты. Выделяют 8 гигантских плит и десятки плит поменьше. Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, но в настоящее время преобладают плиты и с материнской, и с океанической земной корой (рис.44 на стр.70).

          Плиты лежат на пластичном, мягком слое мантии, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Это происходит очень медленно, на 1 – 10 см в год. Впервые предположения  о движении литосферных плит высказал немецкий ученый А.Вегенер.

Работа с учебником (§20 с.70):

 - Рассмотрите рисунок 44 на стр.70.

 - Спишите названия самых крупных литосферных плит.

7. Домашнее задание.

Прочитать  §20  с.68 – 70.

Ответить на вопросы после параграфа.

Выполнить задания 9 и 10.