СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Любить человека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

углубить знания обучающихся о личности и творчестве А.П. Платонова, обучить анализу художественного произведения и самостоятельной работе с ним

Просмотр содержимого документа
«"Любить человека"»

МАОУ «Калиновская СОШ» Черняховского района Калининградской области


Открытый урок по литературе в 7 классе (в условиях ФГОС)

Тема:

«Любить человека»

(рассказ А.П. Платонова «Юшка»)






Задачи урока: 1) в ходе литературоведческого анализа рассказа А. П. Платонова «Юшка» услышать нравственный завет писателя;

2) выявить особую структуру по строения «маленького» рассказа; рассмотреть понятие «маленький человек»;

3) дать учебному занятию личностно-ориентированную направленность;

4) формирование читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

Тип урока: урок формирования нравственных ценностей.

Форма урока: урок-размышление.

Цели урока: 1) образовательная – углубить знания обучающихся о личности и творчестве А.П. Платонова, обучение анализу художественного произведения и самостоятельной работе с ним;

2) развивающая – развитие творческого и логического мышления обучающихся, их устной и письменной речи; личная оценка творчества А.П. Платонова;

3) воспитательная – формирование нравственных ценностей у обучающихся, умений оценивать поступки людей с нравственных позиций; воспитание любви к родному языку;

4) познавательная – обогащение словарного запаса обучающихся, углубленное изучение русской литературы XX века через понимание её красоты, богатства и истории, через музыку и живопись, художественное слово.

Форма организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

- фронтальная;

-групповая.

Методы и технологии, используемые на уроке:

-диалоговая технология;

-методика исследовательских заданий (работа с тропами, синквейн)


-личностно-ориентированное обучение;

-технология развития критического мышления;

-технология проблемного обучения;

-ИКТ.


Приёмы деятельности учителя:

-эвристическая беседа;

-вызов к размышлению (создание проблемных ситуаций);

-работа со словом;

-использование презентации в качестве иллюстративного материала.

Основные виды деятельности обучающихся:

- диалог;

- анализ художественного текста, выразительное чтение, пересказ;

-самостоятельная работа (осмысленное чтение, работы со словарем);

-нахождение тропов, написание синквейна (творческая практическая работа в 4-х группах в течение всего урока!)

Оборудование урока: (на партах – рабочие материалы):

-учебник – хрестоматия для ООУ в 2-х частях (автор составитель В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2015г., ч.2);

- АРМ учителя (презентация к уроку);

- приложение на электронном носителе (CD диск с аудио-записью к рассказу А.П. Платонова «Юшка»);

- записи на доске.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

1) Ребята, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (с А.П. Платоновым) – слайд 1.

2) Чем был уникален этот человек? (Талантливый инженер и яркий писатель)

3) Как вы понимаете слова Платонова, взятые в качестве эпиграфа? (Творчество Платонова пробуждает уважение и бережное отношение к человеку, умение видеть в нем доброе, хорошее)

4) Какой рассказ вы прочитали к сегодняшнему уроку? (рассказ «Юшка»)

5) Каким будет наш урок? О ком и о чем мы с Вами поговорим? Каковы цель и задача нашего занятия? (Ответы ребят)

II. Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»

-Как начинается рассказ? – слайд 3

- Что было в нем особенного? (Блаженный, кроткий, смирный…)

- Какие чувства мы испытываем к герою? (Сострадание, сочувствие…)

1) Постановка задачи: работа с ключевыми словами (слайд 4)- есть ли среди данных слов синонимы? (2 группы слов) – записи в тетрадях.

- Какого человека на Руси называли «блаженным»? (счастливого, юродивого, безумца, прорицателя) – слайд 5.

- Как вы понимаете слово «сокровенный»? (дорогой для близких людей, ценный) – слайд 6.

-Кто такой «праведник»? (человек строгих моральных правил) – слайд 7.

- Определите значение слов «сострадание, милосердие, «гуманизм»? (ответы ребят – слайды 8-10)

- Назовите имя главного героя? (Ефим Дмитриевич) – слайд 11. (Ефим – от древнегреч.«Ефимий» - «благочестивый», «священный», «доброжелательный»).

- Сколько ему лет? (40) – слайд 12.

- Какое прозвище люди дали герою и почему? (Юшка – «маленький» человек, униженный и оскорбленный ближними)

- Где он работал? (в кузнице) – слайд 13.

- Узнайте героев по портретной характеристике (Слайд 14-15) (Это Юшка и его приемная дочь)

- Какие тропы использует Платонов в их описании? (Эпитеты и сравнения, которые показывают, что родными могут стать люди не только по крови, но и по душе!)

- Почему люди обижают Юшку? (у них слепое сердце)

- Что говорит Юшка своим обидчикам? («Я тоже всему свету нужен…») – слайд 16

III. Анализ эпизода практической работы №: «В июле…до слов…солнечным светом». (слайд 17) (аудиозапись) (Работают четыре группы: прослушав и прочитав эпизод, найти тропы и определить жизненную формулу Юшки!!!) - слайд 17: 1 группа – эпитеты, 2 группа – метафоры, 3 группа – олицетворения, 4 группа – формула Юшка (Ребята читают примеры).

- Какова жизненная формула Юшки? В чем его счастье? (в любви к людям, к природе, ко всему живому, к Родине) – слайд 18-19, которая есть бесконечное добро к ближнему – слайд 20 ( цитата уральского поэта Константина Васильевича Скворцова о добре) - это настоящее счастье.

IV. Минутка отдыха – формула счастья – слайд 21.

V. 1.Объяснение нового литературоведческого термина «синквейн»:

- Сегодня мы научимся новому виду творческой работы, которая поможет дать характеристику героям – это синквейн - слайд 22 (записи в тетраде)

Структура синквейна: - слайд 23-24

2. Составление синквейна о Юшке (вместе)

- проверка - слайд 25

3. Закрепление. Творческая практическая работа. Работа в группах.

1 группа синквейн о взрослых

2 группа дети

3 группа прохожий

4 группа девушка (2-3 минуты – проверка на слайдах 26-29)

VI. Обобщение изученного:

-Какими чувствами были переполнены сердца Юшки и его дочери? (состраданием и любовью к людям) – на доску прикрепить сердца

- Какие еще синонимы можно подобрать к слову «сострадание»? (ответы ребят – на доске вывешиваются синонимы к данному слову)

- Замечательная уральская поэтесса Ася Горская так сказала о совести:

Она уходит, снова возвращается.

Как жить тому, кто с нею распрощается?

Блажен по-настоящему лишь тот,

Кто с ней в согласии всегда живет.

Она – твой самый главный господин

От детской колыбели до седин.

VII. Итоги урока – слайд 30 – рефлексия:

Узнал – удивило – интересно – получилось – трудно – научился – могу!

VIII.Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру (7-10 предложений) на тему: «Любить человека – это значит…»

IX. Руководители групп – обучающиеся – сами выставляют оценки своей группе.