СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь и уважение к родителям – важнейшее нравственное качество личности.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует 10 заповедей христианской морали. 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Уважение и любовь к родителям провозглашается во всех религиях мира.

Просмотр содержимого документа
«Любовь и уважение к родителям – важнейшее нравственное качество личности.»

Любовь и уважение к родителям –

важнейшее нравственное качество личности.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Ребята мы продолжаем говорить о нравственности. Вспомним ЗПН «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» И сегодня мы разберём ещё 1 асмпект, раскрывающий данное правило.

3.Постановка проблемы.

Мы всегда на уроках ОРКСЭ поднимаем серьёзные и важные вопросы. Ведь от их решения зависит ваша жизнь и тех, кто рядом Послушайте рассказ В.Осеевой «Бабака»и, я надеюсь, вы определите тему нашего разговора.

В.Осеева Бабка.

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, как большая тень.

— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

— Старый человек... Куда же ей деться?

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила:

— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького...

Подходила к Борьке:

— Вставай, в школу пора!

Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка...Мама, чего она гудит над ухом!

-- Боря вставай, - говорил отец, а вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый платок.

— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот... Уходила на работу мать.

И бабка начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами и шептала:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!

После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:

— Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка:

— «Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!

— Да что ж, коли не умею я.

Со двора доносился визг ребят.

— Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

— Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо сказала:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет!

- Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

- Чудно! Старых все уважают.

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит.

Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо.

Борька удивлялся:

— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!

Бабка улыбалась морщинистым лицом.

Борьку вообще интересовало бабкино лицо.Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.

Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

— Как же это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось.

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?

Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы. Борьку одолевало любопытство.

— Что у тебя там, бабка?

— Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!

Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.

Борька дразнился, гремя замками:

— Все равно открою!..

Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.

Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

— Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.

— В землю врастает, — шутил отец.

— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый обеденный прибор.

На другой день бабку схоронили. А вечером открыли сундук. Пахло залежавшимися вещами.

Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.

— Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой...

На самом дне загремела шкатулка, у Борьки отчего-то сжалось сердце.

Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел

его в руках, прищурился и громко прочел:

— «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».

И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая.

Домой Борька пришел поздно; глаза у него распухли от слез. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»

4.Выведение темы и цели.

-О чём заставляет задуматься этот рассказ?(Об отношении к родителям)

Верно, и наша тема «Почитание родителей»

-Зачем нам об этом размышлять?(Чтобы понимать, какую роль играют родители в нашей жизни и никогда их не обижать, а придёт время – заботиться о родителях, бабушках и дедушках.)

5.Открытие нового знания.

- Вы, наверное, часто слышали фразу «Дети должны уважать своих родителей, бабушек, дедушек»

- А почему? (Они подарили бесценный дар –жизнь. Они любят своих детей и заботятся о них)

- Вернёмся к рассказу. Кто в нём главный герой? (Борька)

-Вы считаете его отношение к бабушке правильным или нет? Почемуон позволял себе обижать бабушку? Докажите своё мнение.

- Когда мальчик вырастет, как сложатся его отношения с родителями? Аргументируйте ответ.

6. Работа в группах.

Предлагается набор пословиц.

- Выберите те пословицы, которые соответствуют теме занятия.Объясните свой выбор.

1.Под лежачий камень вода не течёт.

Маленькие дети — руки болят, большие дети — сердце болит.

С миру по нитке – бедному рубаха.

2.Не зная броду, не суйся в воду.

Гость на порог - счастье в дом.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

3. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Копейка рубль бережет.

4.Мать — святыня, с ней не спорят.

Поклониться - голова не отвалится.

Воду в ступе толочь — вода и будет.

5.Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Подальше положишь, поближе возьмешь.

А какая пословица могла бы стать эпиграфом нашего разговора? (Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.)

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, пословицы, как правило, берут своё начало из христианских источников и, следовательно, имеют воспитательное назначение и духовно-нравственное содержание.

Из всего курса ОРКСЭ наш предмет – светский инее связан с определённой религией. Но я хочу сказать, что этические нормы и правила и православные заповеди имеют общую мораль. Существует 10 заповедей христианской морали. 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям провозглашается во всех религиях мира.

- А как соотнести с ЗПН ваши выводы? ( относись к своим родителям так как хочешь, чтобы к тебе относились в будущем дети.)