СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логарифмические уравнение

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логарифмические уравнение»

БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н. Е. ЖУКОВСКОГО»









Урок по теме:

«Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»
















Разработали: Белова О.В., Туголукова Е.А.

Преподаватели БОУ ОО СПО

«Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского»







2014

Тема: «Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»


Цель урока: формирование умения решать логарифмические уравнения разных типов на основе применения определения логарифма, свойств логарифмов и общих методов решения уравнений.
Задачи:
а) общенаучная: выбирать рациональные способы решения уравнений, применять полученные теоретические знания для решения уравнений;

б) воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учению, познавательную активность и интерес к предмету, культуру умственного труда;
в) развивающая: развивать навыки сравнительного анализа, логического мышления, умение делать обобщения и выводы;

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы:

  1. Тест для первичного закрепления.

  2. Раздаточный материал.

  3. Оценочный лист.

  4. Компьютер.

  5. Презентация.

Методы обучения: наглядный, проблемный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии, используемые на уроке: групповая технология, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная.


План проведения урока:


Этапы урока

Временная реализация

1

Организационный момент.

1мин

2

Проверка домашнего задания


4 мин

3

Проверь себя.

4 мин

4

Историческая справка.


2 мин

5

Изучение нового материала.


12 мин.

6

Первичное закрепление.

8 мин.

7

Обучающая самостоятельная работа

10 мин.

8

Рефлексия

2 мин

9

Подведение итогов

1 мин.

10

Домашнее задание

1 мин



Ход урока.

1. Организационный момент

Изучив определение логарифма, основные свойства логарифмической функции, правила вычисления логарифмов и их свойства нам необходимо выстроить маршрут для этого урока .С чего начнем?

2. Проверка домашнего задания

Выступление студентов, подготовивших сообщения по применению логарифмической функции в быту и жизни (показ презентаций)

Опрос:

    1. Что называется логарифмом числа? (Логарифмом положительного числа по основанию , где , называется показатель степени, в которую надо возвести число , чтобы получить число )

    2. Какие свойства логарифма вы знаете?

      1. ;

      2. ;

    3. Напишите на доске основное тригонометрическое тождество ( )



3. «Проверь себя и угадай слово»

Вычисли и поставь соответствующую букву (карточка с заданием)

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5.

6.

7. ;

8. ;

9. .

Н

Ж

О

Д

Е

П

Р

Е

-1

2

3

-3

100

1

0

100

Таблица ответов (слайд презентации)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Д

Ж

О

Н

Н

Е

П

Е

Р

-3

2

3

-1

-1

100

1

100

0



В результате этой работы каждый студент может оценить себя сам.

Если он решил правильно, то получил имя и фамилию математика-Джон Непер.

4. Историческая справка.

Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».

5. Изучение нового материала.

Я вам предлагаю решить следующую задачу:

Ёмкость высоковольтного конденсатора в телевизоре C = 5∙10-6 Ф. Параллельно с конденсатором подключен резистор с сопротивлением R = 2∙10 Ом. Во время работы телевизора напряжение на конденсаторе U0 = 25 кВ. После выключения телевизора напряжение на конденсаторе убывает до значения U (кВ) за  время,   определяемое  следующим образом:

, где -постоянная

Определите (в киловольтах), напряжение на конденсаторе, если после выключения телевизора прошло 46 с.   


С какой проблемой мы встретились на этом этапе? (Не возможно решить данное уравнение)


Тема нашего урока: Логарифмические уравнения и способы их решения.

Какие цели можно поставить перед нами?

Ответ: познакомить с приемами решения логарифмических уравнений и научиться их решать.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Вопрос 1. Назовите основные виды уравнений (Линейные, квадратные, биквадратные и другие целые уравнения; дробно-рациональные уравнения; тригонометрические уравнения; иррациональные уравнения; показательные уравнения).

Вопрос 2. Назовите основные способы решений, являющиеся общими для уравнений различных типов (Преобразование уравнения по формулам; разложение на множители; замена переменной).

Вопрос 3. Назовите основные способы решения показательных уравнений (Решение простейших показательных уравнений; приведение степеней к одному основанию; применение формул; разложение на множители; замена переменной).

Сегодня мы изучим ещё один вид уравнений: логарифмические уравнения.

Объяснение нового материала (проводится учителем у доски).

Определение: Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма, называются логарифмическими.

Методы решения логарифмических уравнений.

  • По определению логарифма;

  • Метод потенцирования (освобождения от знака логарифма);

  • Решение уравнений с использованием свойств логарифмов;

  • Метод введения новой переменной;

  • Логарифмирование уравнений;

  • Другие методы (функционально-графический, метод приведения к одному основанию).

Рассмотрим каждый метод более подробно:

  1. По определению логарифма.

По определению логарифма решаются простейшие уравнения вида .

.

Пример 1. Решить уравнение

Решение:

ОДЗ: ,

Используем определение логарифма:

,

,

.

Ответ: .

Пример 2. Решить уравнение ,

Решение: ,

ОДЗ: .

По определению логарифма:

,

,

,

.

Ответ: .

  1. Метод потенцирования (освобождения от знака логарифма).

Решение логарифмического уравнения основано на том, что данное уравнение равносильно уравнению при дополнительных условиях

.

Пример 3. Решить уравнение

Решение:

ОДЗ: .

Потенцируя получим:

Ответ:

Вернемся к нашей задаче и дорешаем её. (Ответ: 6,25)

  1. Решение уравнений с использованием свойств логарифмов.

Пример 4. Решить уравнение

Решение:

ОДЗ: .

Вспомним свойства логарифмов – сумма логарифмов двух положительных чисел равна логарифму произведения этих чисел, поэтому:

Освободимся от знака логарифма и решим квадратное уравнение:

,

,

, .

Согласовав корни с ОДЗ, получим корень .

Ответ: .

  1. Метод введения новой переменной.


Пример 5. Решить уравнение

Решение:

ОДЗ:

В данном уравнении повторяется выражение: . Значит можно выполнить замену переменной.

Пусть . Тогда уравнение примет вид

Возвратимся к исходной переменной. Остается решить простейшие логарифмические уравнения:

Ответ: .

5) Есть другие способы решения, познакомимся с ними на следующем уроке (функционально-графический метод, приведение к одному основанию).

6. Первичное закрепление нового материала.

Ученики выполняют тест (Время на выполнение теста – 8 мин)


Тест

по теме: Логарифмические уравнения»

Работа в парах


  1. Какое из заданных чисел является корнем уравнения?


Уравнения

Варианты ответов

Правильный ответ






  1. Решите уравнения:


п.п.

Уравнения

Ответы

1


2


3


4




  1. Установите соответствие между уравнениями и методами их решения.


Уравнения

Методы решения

1.

2. ,

3. ,

4. ,

5.

) Решение уравнения с помощью свойств логарифма;

Замена переменной.

Метод потенцирования

Другие методы.




Проверить в классе. Напротив каждого верного ответа поставьте «+» Критерии оценивания:

11-12 верных ответов – «5»,

9-10 верных ответов – «4»,

7-8 верных ответов – «3»,

6 верных ответов – «2».

7. Обучающая самостоятельная работа


Выполнение заданий по группам.

Решите уравнение, используя алгоритм

  1. найдите ОДЗ,

  2. освободитесь от знака логарифма,

  3. решите получившееся уравнение,

  4. согласуйте найденные корни с ОДЗ,

  5. запишите ответ.

Решите уравнение, используя алгоритм

  1. найдите ОДЗ,

  2. преобразуйте левую часть с помощью свойств логарифма,

  3. освободитесь от знака логарифма,

  4. решите получившееся уравнение,

  5. согласуйте найденные корни с ОДЗ,

  6. запишите ответ.

Решите уравнение, используя алгоритм

  1. найдите ОДЗ,

  2. введите замену,

  3. решите полученное уравнение,

  4. выполните обратную замену,

  5. согласуйте корни с ОДЗ,

  6. запишите ответ.


Решение записывают представители группы (по одному уравнению), с последующим обсуждением.

Группа 1.

1)

2)

3)

.

,

5) Ответ: .

Группа 2.

  1. .

  2. ,

,

  1. Ответ:



Группа 3.

  1. .

  2. 2 ,

, .


  1. .

.


  1. .

  2. Ответ .



Работа оценивается следующим образом: 3 задания – «5»,

2 задания – «4»,

1 задание– «3»,

Оцените свою работу на уроке и сдайте оценочный лист.

8. Подведение итогов урока

Мы изучили основные методы решения логарифмических уравнений и научились решать уравнения данного вида с применением изученных методов.

Оценки за урок выставляются с учетом результатов оценочного листа и устных ответов.

9. Домашнее задание: решить уравнения:

;

;

;

;

Для подготовленных учащихся:

;

.


10. Рефлексия

Чем был полезен наш урок математики для Вас? (Научились решать логарифмические уравнения разных типов на основе применения определения логарифма, свойств логарифмов и общих методов решения уравнений).

Предлагается учащимся продолжить фразу:

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Сегодня на уроке мне не понравилось…»

«Сегодня на уроке мне удалось…»

«Сегодня на уроке мне не удалось…»

Студенты высказываются, с учетом сказанного планируется следующий урок


Список литературы:


  1. Ковалева Г. И. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами [Текст] / Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. – Волгоград.: «Учитель», 2007. – 494 с.

  2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2001. – 335 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!