СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие «Деление слов на слоги»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.

Задачи:

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие «Деление слов на слоги»»

Логопедическое занятие «Деление слов на слоги»

Тема: Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую.

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.

Задачи:

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками



I. Организационный момент.

1.Какое сегодня число?

2.Какой по счёту месяц в году?

3.Какой день недели? Какой по счёту день недели? Время года?

Сегодня у нас урок - путешествие на "Остров сокровищ и знаний". Мы с вами отправимся в путь. Будет много приключений и препятствий в ходе нашего путешествия. Итак, в путь!

- Посмотрите, что у меня есть. Эту бутылку я нашла еще летом, на берегу реки. Да все как-то не хватало времени её открыть, может сделаем это сегодня все вместе?

 Приветствую вас, мои незнакомые друзья!

Хочу сообщить о том, что вам несказанно повезло. Если вы смелые, отважные и не бросаете друзей в беде, то вас ждет увлекательное приключение! Хотите ли вы отправиться в путешествие за сокровищами и знаниями? Я не сомневался в вас! Ну что ж, тогда в путь!

Старый пират Флинт

Ваш план действий:

Итак, прежде всего вам нужна карта – она на волшебной доске. Сначала вам нужно побывать на Обезьяньем острове, потом не побояться сделать остановку на острове Грохочущих Вулканов, затем вы должны попасть на остров Черных Грифов, а потом на остров Приют Пирата. Последним островом в вашем путешествии будет остров Словесности, и лишь после этого вы сможете преодолеть самое главное испытание – Непроходимые рифы.

В течение всего занятия за правильно выполненные задания вы будете получать фишки , которые покажут кто же из вас самый внимательный, самый смелый и отважный путешественник.

Давайте поскорее отправимся в путь!

Итак, испытания начинаются......

Мы оказались на Обезьяньем острове. Нам ни в коем случае нельзя привлекать к себе внимание, давайте будем как обезьяны подражать друг другу. Делайте, как я. (Часики, расческа, парус, моторчик)

Думаю, можно отправляться дальше в путь.



Мы попали на остров Грохочущих Вулканов, попробуем сделать свои вулканы.

Дуем через трубочки в воду с моющим средством.

Напомнить технику безопасности: не пить!


Назовите признаки.

II. Чтение слоговой таблицы. (Приложение №1)

Внимательно слушайте мою инструкцию.

-Прочитайте слоги:

- в красном квадрате;

-слева от красного квадрата;

-слог, который находится в зелёном квадрате;

-справа от жёлтого квадрата;

вторая строка сверху, второй квадрат справа и т.д.

Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Приложение №2)

III.Составь слог по схеме (Приложение № 3).

IV.Чем же мы сегодня будем заниматься на занятии ?

Сегодня мы будем раскрывать тайны слогов.

Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Вывод: чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные. Назовите их.

V.Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.

Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. (Дети по очереди читают слово, называют гласные, затем делят слова на слоги хлопками)

VI.Расселяем слова в домики. (Приложение №4)

Слова: стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.

Подберите обобщающее слово к словам из первого и второго столбика?К словам третьего столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести?

VII. Работа в тетрадях.

Запись под диктовку слов в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2 столбик – из двух слогов,3 столбик – из трёх слогов.

Слова: стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.

Проверка.

Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.

Проверка.

  1. Физминутка

- Остров Приют Пирата, на этом острове пираты всегда останавливались отдохнуть, давайте и мы отдохнем.

Имитация гребли на веслах, перетягивания каната и т.п. движений под минусовку песни «Эх, яблочко».


VIII. Упражнение в словообразовании.

По образцу: бант-бантик – бантики

ключ, гвоздь, шарф.

Вывод: слог-это часть слова.

IX. Запись слогов.

Я буду называть слово и цифру, которая обозначает номер слога. Вы записывайте этот слог.

Например: конфета - 3, записываем слог «та».

Слова: лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.

Проверка.

X.Упражнение«Разрушенные слова».

Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.

Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.

Вывод: если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.

Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.

А сейчас мы с вами на острове Черных грифов, этот остров необитаемый, грифам очень скучно на нем и мы не сумеем отсюда выбраться, если не развлечем их.

XI.Правило переноса слов с одной строки на другую.

На доске: коле- ко-

солесо

Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?

Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.

XII. Работа у доски и в тетради.

Разделите слова для переноса: ав-авто- ра- рабо- стул ежи

тобус бус бота та

Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.

Вывод: эти слова не делятся для переноса.

Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

XIII. Игра «Найди лишнее слово»

Слова: чайка, ужи, лодка, бегемот(лишнее слово ужи, т.к.это слово не делится для переноса)

Слова: кот, юла, сом, лось (лишнее слово юла, т.к. в слове юла два слога)

Что общего в этих словах? ( все слова не делятся для переноса).

Вот мы с вами причалили к острову Словесности. Это большой остров, а во время больших остановок, моряки всегда наводят порядок на корабле, в трюмах.

XIV. Игра «Найди ошибку»

На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.

Дети хлопками делят слова на слоги и делают вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.

Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.

XV. Самостоятельная работа.

Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.

Проверка.

 - Ну вот ребята у нас впереди только одно препятствие – Непроходимые рифы. Но мы справимся.......

XVI.Игра «Новые слова»

(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)

  1. Вес (1) +ванна (2) = весна

  2. Тарелка (1) + думает (3) = тает

  3. Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы

  4. Дерево (1) + картина (2) = дети

  5. Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова.

Из данных слов устно составьте предложения.

Примерные предложения:

Прошли морозы.

Тает снег.

Наступила весна.

На дорогах лужи.

Дети рады весне.

XVII. Итог.

Сегодня мы раскрыли тайны слогов:

1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.

Вывод: слог-это часть слова.

3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.

А теперь давайте подсчитаем у кого сколько фишек, кто оказался самым внимательным и активным.

Все хорошо поработали. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!







































Приложение №1

ЛАМ



ДИП

СИН

ВУР

ШОМ

РУС

КУЦ

ЛЯД



ЖАН

КОС

РЕС

ЛЯН

ДИМ

СУН

ЧОР



ВИС

ШЛИ

КНИ

МАЦ

НЫМ

БАЦ

ТРА



ДМЕ

ЦИК

ЛЫН

РЫС

СУН

НЕС

ХИЛ



МАП

ЖЕР

РОШ

СИН

ХВА

ТРЯ

СЛЕ



ХРО

АРТ

ПТИ

ОРХ

ЛИХ

КИЧ

ФРЕ



ОТС

ОРШ

ВРА

ТВО

УКС

КРЕ

ТЛЯ



ХИМ

ОЛП

КСИ

ЯРП

ХРО

АСТ

ЯМК



ЖМА

ИСК

МУФ

ЧЕС

РОШ

ИХТ

ВЗЯ



ПАМ

ЧИК

ЕСТ

ЛОС

ЛИХ

КНО



Приложение №2

про




сто

ми

нас




ус

ван

ист



ав

пят

























Приложение № 3



















Приложение № 4


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!