Конспект логопедического занятия в 3 классе
Тема: Порядок слов в предложении.
ЦЕЛЬ: Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений; учить определять количество слов в предложении; продолжать учить составлять предложения по демонстрации действий, по картинке. Развивать слуховое внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, картинки (рубашка, шорты, туфли), сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Орг.момент
-Скажите, о чем мы говорили на прошлом занятии? (о признаках осени). Какие признаки осени, вы знаете?
2. Слушайте внимательно:
-Я назову два слова: девочка, рисует.
Сколько слов я назвала? (два слова).
Чтобы вы не забыли эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочки), а второе слово заменим полоской.
Теперь повторим эти два слова. (Девочка рисует).
Кто рисует? (Девочка).
Что делает девочка? (Рисует).
Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем - мы говорим предложения.
Если два слова дружат, то они помогают нам что-то узнать. Это и будет предложение.
В предложении может быть 2,3,4 и больше слов.
3. Составление предложений из полосок.
Сейчас мы будем составлять предложения и считать, сколько в нем слов. Чтобы было легче считать, мы каждое слово будем обозначать полоской.
Назову предложение и выложу нужное количество полосок.
«Дети гуляют».
Сколько слов в предложении?
Сколько выложено полосок?
Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили слова в предложении.
Какое это слово? (Указываю на первую полоску – Дети).
Какое это слово? (на вторую – Гуляют).
Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
Каждое слово обозначается короткой полоской. Сколько в предложении слов, столько и коротких полосок.
Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения.
Аналогично: «Собака лает». «Птица поет». «Дети пошли в лес». «Папа забивает гвоздь». «Мама варит вкусную кашу». «Птицы улетели на юг». (дети на столах выкладывают полоски).
4. Физминутка.
Девочки и мальчики дети прыгают
Прыгают, как мячики на месте
Ножками топают, топают
Ручками хлопают. хлопают
Головками кивают кивают
И тихо приседают. медленно приседают.
5. Работа с предложением.
Послушайте предложение:
«Мама моет пол». Спрошу:
- Кто это?
- Что делает?
«Мама моет». Понятно? (нет не понятно).
- Что моет?
«Мама моет пол». – полное понятное предложение.
Сколько в нем слов? (3). Назовите их.
А если я скажу «моет», вам всё понятно?
- Что мы не узнали? (кто моет и что моет).
Теперь вы поняли, дети, как важно не терять слова, называть полное предложение. Иначе мы ничего не узнаем о том, что вы желаете спросить или рассказать.
6. Работа с текстом.
Сейчас я вам расскажу про мальчика Витю, который этого не знал и вот, что с ним произошло …….
Логопед рассказывает про Витю.
«В моем доме живет мальчик Витя. Он всегда опаздывает в школу.
Почему ты всегда опаздываешь в школу? - спрашивают Витю. А он отвечает:
У меня по утрам одни неприятности. Вот проснулся утром, хочу надеть ……….., а её нет. А потом ищу ………., а они на стуле. Вот почему я опаздываю в школу».
Ребята, вы поняли, почему Витя опаздывает в школу? (он не убирает на место свои вещи).
А что ищет по утрам Витя, вы поняли?
И я не поняла, потому что Витя пропускал слова, не договаривая предложение.
Давайте, научим Витю правильно рассказывать. Добавим слова, которые пропускал Витя.
Логопед рассказывает, дети добавляют предложения с опорой на предметные картинки (рубашка, брюки, туфли).
7. Итог занятия.
Чем занимались на занятии? Чему научились?