СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логическое мышление младших школьников: пути развития

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логическое мышление младших школьников: пути развития»

Логическое мышление младших школьников: пути развития

Современный мир перенасыщен информацией. Незаметно для себя любой человек, а особенно ребенок, ежедневно получает большой объем данных, который откладывается в его памяти и влияет на поведение, психику и характер. Систематизация полученной информации – сложная задача и дети справляются с этим по-разному и не всегда правильно. Как правило, информация анализируется и делаются выводы по наитию, на основании своей собственной, внутренней, логики, которая у каждого человека своя.

Мышление ребёнка последних классов начальной школы находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления образного, детского, к мышлению логическому, понятийному, свойственному взрослым людям. Формирование логического мышления младших школьников – важная составная часть образовательного процесса. Развитие логического мышления только через изучение учебных предметов в школе является малоэффективным, такой подход не обеспечивает полноценного усвоения приемов логического мышления и поэтому необходимы специальные учебные курсы по развитию логики. 

Развивать логическое мышление это значит учиться:

  • сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия;

  • выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от второстепенных, несущественных;

  • находить в предмете составные части в целях познания каждой составной части и соединять эти части в одно целое, познавая при этом предмет как единое целое;

  • делать правильные выводы из наблюдений или фактов, проверять эти выводы; обобщать факты;

  • убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;

  • излагались мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

Учащиеся должны овладеть элементами логических действий, поэтому одной из важнейших задач является развитие самостоятельной логики мышления и, в конечном итоге, самостоятельное приобретение знаний.

Целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер. Результативность процесса зависит от способа организации специальной развивающей работы.

Основная работа для развития логического мышления основана на работе с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей:

  1. Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи.

  2. Решение задач разными способами. Нахождение другого способа решения сыграет большую роль в будущем при решении подобных задач.

  3. Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать «картинку»). Нужно обратить внимание учащихся на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Использование таких задач расширяет кругозор младших школьников, способствует развитию логики и даже способно привить интерес ребенка к изучению «классической» математики и других школьных предметов из разряда точных наук.

Наша реальность не только ставит перед детьми и нами, родителями, задачи, но и помогает решать их. Персональный компьютер – это тот инструмент, с помощью которого можно в большой степени это реализовывать.

Выпущено достаточное количество специализированного программного обеспечения обучающего и игрового характера, которое направлено на развитие логического мышление ребенка. В результате правильно организованного обучения с использованием различных развивающих программ, младшие школьники весьма быстро приобретают навыки логического мышления, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы, что не в последнюю очередь связано с визуализацией решаемых задач на экране компьютера. Наглядное иллюстрирование решаемых задач заставляет ученика применять рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Задача учителя/родителя правильно подобрать и в правильной последовательности и дозировке дать ребенку соответствующие программы.

С другой стороны персональный компьютер может предложить и другой способ развития логического мышления ребенка – это обучение программированию и технологий, близких к программированию, например, занятие веб-мастерингом, т.е. разработкой сайтов. Создавая программу, ребенок вынужден, незаметно для себя анализировать, рассуждать, комбинировать, планировать, т.е. тренировать именно аспекты логического мышления. А быстрый результат, понятный и близкий для окружающих, добавит еще и самоуважение, и удовольствие от процесса.

В идеальном случае, это комбинация первого и второго подхода в использовании компьютерных технологий для развития логики ребенка.

Красивая наглядная алгоритмика, в дальнейшем реализуемая в виде написанной ребенком программы + специально подобранные логические компьютерные тренинги помогают достаточно быстро добиться ощутимых результатов.

За родителями и учителями право выбирать пути развития логического мышления ребенка, которое является основой для дальнейшего изучения понятий и для осознания закономерностей в различных интерпретациях, т.е. является основой для преемственности между начальной и средней школой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!