ТЕМА: Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи.
Цель урока: формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирование умения выразительно читать текст.
Задачи:
Обучающие:
Вспомнить изученное, активизировать процесс мышления для получения новых знаний.
Вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной и художественной литературы).
Развивающие:
Развивать логическое и творческое мышление учащихся.
Расширять словарный запас языка.
Развивать познавательные способности учащихся.
Воспитательные:
Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.
Развивать у школьников интерес к коллективной и групповой деятельности
Метапредметные:
а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;
б) учебные компетентности в области использования ЭОР;
в) размышления о том, что нужно знать об интонации и логическом ударении, уметь правильно использовать интонацию в речи, в зависимости от необходимости и значении поставленной цели говорящего в различных видах деятельности, знать- что говорить, как говорить, с какой целью говорить;
г) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;
д) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.
Форма урока: урок-путешествие.
Эпиграф: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г.Паустовский.
I.Организация учебной деятельности. Приветствие , настрой на урок.
I I. Мотивационно-ориентировочный блок:
Как вы понимаете слова русского писателя, тончайшего знатока русского слова и мастера русской речи?
А какие мудрые изречения о русском языке вы помните наизусть?
Записать тему и эпиграф в тетрадь.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Чтобы овладеть тайнами русской речи, необходимо упорно тренироваться, углубляя знания. Попробуем вспомнить все, что изучали, чтобы настроиться на работу.
А помогут нам в этом высказывания, стихотворения великих людей о русской речи, народная мудрость – пословицы и поговорки.
III. 2. Организационно - деятельностный блок: Изучение нового материала.
1. Станция «Логическое ударение»
Логическое ударение - это выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов. Устная речь отличается подвижностью логических ударений. Можно лишь усилением голоса добиться выделения смыслового центра предложения. Давайте верно выделим логическое ударение.
Слово, которое наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим ударением. Оно придает речи особую выразительность. Чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении вслух художественных текстов.
Бережное отношение к слову народ выразил в пословицах и поговорках.
- Прочитайте записанные пословицы. Как вы их понимаете? (обсуждение). Какие пословицы знаете вы? Поставьте логическое ударение. Какие слова в них выделяются логическим ударением?
Доброе слово окрыляет.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Невысказанное слово порой гремит, как гром.
Правдивое слово — как лекарство: горько, зато излечивает.
Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы.
Наговорил семь верст до небес и все — лесом.
Не бросай слова на ветер.
Давайте сделаем вывод: Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.
1.Станция «Инверсия»(учащиеся сам-но изучают теоретический материал, составляют кластер о функциях инверсии)
Несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов.
Как в художественной речи называют обратный порядок слов? Инверсией.
Очень часто в поэтических произведениях автор использует инверсию для выделения каких-либо элементов предложения, придания предложению особого смысла, для точной эмоциональной передачи задуманного автором. Когда будете анализировать стихотворения по литературе, не забывайте об этом.
Итоговый вывод: порядок слов выполняет три функции: 1) выполняет синтаксическую функцию – различает члены предложения, 2) служит для передачи смысла предложения, 3) выполняет стилистическую функцию и придает эмоциональную окраску
Б) Соберите предложение, используя обратный порядок.(работа в группах)
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (Лермонтов);
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора… (Тютчев).
Снегом белым на город навалилась зима.
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна сидят два белых голубя. Хорошо им!
Прочитайте отрывок произведения. Из какого произведения он взят и кто автор этого произведения? (В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»). Будучи с кем в литературном споре, Жуковский написал сказку «Спящая царевна»? (А.С.Пушкин). Найдите инверсию в записанных на доске предложениях и объясните ее роль.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш мудрейший царь Матвей?
1) Я окно распахнул голубое,
И почудилось, будто возник
За далёким рычаньем прибоя
Призывающий жалобный крик. (А. Б.)
2) И чернеет там зубчатый.
За холодною чертой,
Неподступный,
непочатый Лес над чёрною водой.
(Тв.)
1. - Как изменяется смысл предложения с изменением порядка слов?
- Что влияет на новые смысловые оттенки?
- Для чего нужно уметь правильно расставлять слова в предложении?
- Как вы думаете, а что ещё влияет на выразительность речи?
- А что такое интонация?
2.Станция «Интонация»
Интонация и ее роль настолько велики, что интонация может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы довольно часто доверяем интонации больше, чем прямому смыслу фразы. Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. Так, сохранилось свидетельство о том, что древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос.
Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»: Унылая пора! Очей очарованье! с разной эмоциональной окраской:
1. Так, как будто вы сильно расстроены и вот-вот заплачете.
2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении один и ему скучно.
3. Как профессиональный фигурист перед выходом на лед в предвкушении выступления.
4. Как человек, который очень любит осень и восхищается всеми ее прелестями.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса)
- Какой из всех вариантов больше всего подходит к тому настроению, которое хочет передать поэт? (Ребята отвечают: четвертый вариант).
Продолжая такой анализ, мы еще раз подчеркиваем, что голос способен передать точный смысл фразы, увидеть возможные смысловые варианты ее, показываем, что интонация помогает различать чувства и настроение.
3.Станция «Риторический вопрос»
Этот приём часто применяется в литературе и называется риторическим вопросом. Это термин определяется как своеобразный оборот речи, фигура, призванная усилить выразительность речи. «Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой в сущности утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен», – гласит литературный словарь.
Такие типы предложений придают произведению эмоциональность, экспрессию, помогают выразить авторские чувства, вызывают в читателе сопереживание.
Многие риторические вопросы стали крылатыми выражениями. Например: «А судьи кто?» – эта фраза из комедии «Горе от ума» Грибоедова нередко употребляется в случаях, когда оценку предмету или явлению дают люди необъективные, которые и сами не лучше осуждаемого. «Быть или не быть?» – вопрос Гамлета многие задают в том случае, если находятся на перепутье и вынуждены принимать важное для себя решение.
4.Работа с текстом Тургенев «Русский язык».
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Анализ стихотворения в прозе.
Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева Из скольких предложений состоит стихотворение в прозе? Охарактеризуйте синтаксис каждого предложения. 1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства. 2 предложение – вопросительное, оно заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Автор передаёт чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой. 3 предложение – восклицательное, более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод.
Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов? великий выдающийся могучий правдивый свободный мощный, сильный говорящий правду пользующийся свободой С какой целью в таком небольшом по объёму тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»? Эпитет «великий» дважды употребляется неслучайно, т.к. стремление показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения
Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева Найдите в стихотворении в прозе метафору. С какой целью используется данная метафора? С помощью метафоры автор выражает своё личное отношение к языку. Именно родной язык на протяжении многих лет жизни за границей был для писателя поддержкой и опорой, в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом. поддержка и опора
Орфограммы
IV.Рефлексивно – оценочный блок .
Творческое задание.
По группам
Синквейн на тему:
1.Интонация
2.Ударение
3.Русский язык
4.Инверсия
5. Свободный текст
Одиннадцатисловие
Оценка.
Оцените свою работу?
Выберите восклицательный знак, если вам всё понятно, вы разобрались с материалом, выберите вопросительный, если вам что-то не понятно, надо ещё раз вернуться к этой теме урока.