СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Логопедическая работа в ДОУ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Логопедическая работа в ДОУ»

Просмотр содержимого документа
««Логопедическая работа в ДОУ»»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»




Кафедра логопедии и психолингвистики











КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебному предмету «Логопедическая работа в ДОУ»

студентки 3 курса 372 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны


















Саратов 2023

  1. Документы, регламентирующие деятельность логопеда в ДОУ

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учителя-логопеда ДОУ:

1. Закон РФ №273 ФЗ об образовании от 29. 12. 2012

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155

3. Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4)

4. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2

5. Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 С изменениями и дополнениями от:10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65 / 23-16

8. Должностные обязанности учителя-логопеда (учителя-дефектолога)

9. Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

10. Инструкция по охране труда логопеда (дефектолога, педагога-психолога)

11. Положение о логопедическом кабинете

12. Положение «О взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи»

15. Положение «О взаимодействии логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения»

16. Положение об утверждении перечня документации специалистов по ДОУ.


  1. Обязанности логопеда в ДОУ

Функции:

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).


Должностные обязанности:

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3-х до 7-и лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

5. Консультирует педагогических работников и родителей(лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.

12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

 

  1. Консультация для родителей

«Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи.

После того, как логопед научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребёнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!  
                                                   


Игра «Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?»

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Посчитай-ка»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра «Один — много»

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал — бокалы; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел — ... и др.

Игра «Назови ласково словечко»

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.

Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.


  1. Инновационные методы в работе логопеда ДОУ

«Сказкотерапия»

«Сказкотерапия – одно из прекраснейших и волшебных видов арт-терапии в работе логопеда».

Арт-терапия сегодня по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых педагогами во время занятий с детьми, а также относится к одному из видов инновационных логопедических технологий в логопедии.

Арттерапия - это совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических психоэмоциональных процессов.

Сегодня в арт – терапии существует множество направлений (изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, игротерапия и т.д.),и каждый вид искусства можно использовать не только в психотерапии и психологической коррекции, но и в логопедии. И сказкотерапия является одним из прекраснейших и волшебных видов арт – терапии в работе логопеда.

Для детей сказка - это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка. Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.

Сказкотерапия помогает найти связь между героями в литературном произведении и ребёнком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п.

Показаниями для проведения сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста являются трудности эмоционального развития, стресс, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими детьми, чувство одиночества, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка.

При работе с детьми сказкотерапия выполняет диагностическую, психотерапевтическую, воспитательную, коррекционную и развивающую функции.

Основными задачами сказкотерапии на диагностическом этапе являются:

установить контакт с ребёнком; получить материал для психодиагностики.

Воздействие сказкотерапии на этапе коррекции и профилактики позволяет решить не только психотерапевтические, но и коррекционные задачи.

Работа со сказочными сюжетами дает богатые возможности для организации фронтальных и индивидуальных занятий с детьми. К каждой лексической теме можно подобрать сказку, например: к теме Моё тело – «Мойдодыр»; дикие животные – «Колобок», «Три медедя»; домашние животные – «Репка»; посуда – «Золушка»; птицы – «Журавль и цапля», музыкальные инструменты – глава «Незнайка учиться играть на трубе» из сказки «Незнайка в Солнечном городе» и.т.д. Целесообразно часть фронтальных логопедических занятий проводить в форме сказки (например, путешествия и т.п.), для чего используются маски, театральные костюмы, соответствующие атрибуты.

При автоматизация изолированного звука ребёнок должен пройти (провести пальцем) вместе со сказочными героями по различным дорожкам из песка, одуванчиков, следов, пёрышек, листьев, снежинок и произносить автоматизируемый звук.

При автоматизация в слогах ребёнок проговаривает или читает слоги и помогает сказочным героям преодолеть препятствия.

При автоматизация в словах можно придумать сказочный сюжет к бродилкам, лабиринтам, цепочкам.

Для автоматизация в предложениях, чистоговорках, рифмовках можно составить свою картотеку предложений, чистоговорок по теме «Сказки».

Для формирования грамматического строя речи используются следующие формы работы:

- образование сложных слов (если у Буратино длинный нос, он длинноносый; если у Мальвины голубые глаза, она голубоглазая; если у оловянного солдатик одна нога, он одноногий).

- образование приставочных глаголов (главные герои Винтик и Шпунтик из сказки «Незнайка в Солнечном городе»);

- составление предложений с простыми и сложными предлогами (герои из всех сказок);

- составление предложений по опорным картинкам и т.д.

Таким образом, использование в логопедической практике сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип педагогики – целостное развитие личности воспитанника.

Об эффективности сказкотерапии можно судить по тому, что дети с удовольствием идут на занятия с логопедом, на занятиях активны, усилен интерес к результатам собственного творчества, быстрее автоматизируются поставленные звуки, замкнутые и стеснительные дети преодолевают коммуникативные барьеры и становятся более общительными, домашние задания выполняются регулярно.


Многочисленные данные показывают, что дети нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт – терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.


  1. Аннотация к статье


Статья Бабиной Е.С. (аспирант кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза) «Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения», посвящена развитию пространственных представлений у дошкольников, имеющих нарушения зрения. Зрительная патология у дошкольников оказывает негативное влияние на формирование у них пространственных представлений. Недостаточность освоения механизмов пространственной ориентировки и пространственных представлений приводит к недопониманию и смешению значений слов, их ошибочному использованию в самостоятельной речи. Это ограничивает коммуникативные возможности детей, усложняет процесс усвоения учебного материала, что обуславливает трудности обучения в школе и социальной адаптации. Предлагаемая статья, раскрывающая этапы и содержание логопедической работы с учетом нормативного овладения пространственными представлениями в онтогенезе, имеет важное практическое значение для подготовки детей с функциональным нарушением зрения к обучению в школе. Представленные в статье методические приёмы и игры, способствующие формированию пространственных представлений, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!