Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Фамилия, имя ребенка Иванов Кирилл дата рождения 10.09.2014
Дата зачисления 01.09.2021 № приказа___________________________
Речевой анамнез:
Гуление_4,5мес. Лепет_2,5 мес._ Первые слова к 1 году ,фраза:4 года 9 мес.(со слов мамы)
Наличие речевых нарушений у близких родственников не выявлены
Состояние общей моторики: координация движений нарушена, ведущая рука правая, объем выполняемых движений неполный.
Состояние мелкой моторики: при выполнении статических и динамических упражнений отмечается нарушение координации движений. Присутствует заторможенность.
Состояние артикуляционного аппарата: соответствует/не соответствует норме.
Губы: без отклонения в строении, достаточно подвижны.
Зубы: вне челюстной дуги, кариозны.
Прикус: ортогнатический
Твердое небо: высокое.
Мягкое небо: норма.
Язык: норма.
Кончик языка: норма.
Подъязычная складка: укорочена; неэластичная.
Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, девиация вправо/влево
Состояние моторики артикуляционного аппарата: объем движений неполный; темп замедленный; истощаемость повышена; наличие синкенизий; саливация повышена при нагрузке; удержание позы под счет затруднено; мышечный тонус пониженный; переключаемость снижена; длительный поиск артикуляционной позы;
Артикуляционная диспраксия (невозможность выполнить артикуляционные движения по показу логопеда).
Речь: разборчивость снижена; интонационно-невыразительная; монотонная; замедленный темп речи;
Импрессивная речь: уровень понимания речи –номинативный;
Экспрессивная речь.
Словарный запас: ниже возрастной нормы; словарный запас представлен бытовой лексикой; обобщающими понятиями не владеет; не знает названия распространенных профессий; антонимы подбирает с помощью логопеда; в речи недостаточно прилагательных и глаголов.
Существительные/обобщающие слова:
Транспорт (-), дикие жив-ые (+); домашние жив-ые: (+), мебель (–) .
Подбор слов с противоположным значением.
Широкий (-)_; длинный (-); толстая-худой; близко(-).
Глагольная лексика.
Лошадь (-); муравей (-); заяц прыгает; бабочка летает ;
Человек идет; утка кря-кря; курица (-) ; рыба плаваеи .
Грамматический строй: грамматический строй нарушен; не владеет функциями словообразования и словоизменения.
Аграмматизмы в самостоятельной речи; неправильное употребление логико-грамматических конструкций;
Образование прилагательных от существительных:
матрешка из дерева (-), ручка из пластмассы (-),
варенье из черники (-) , стакан из стекла (-).
Образование притяжательных прилагательных:
лапа медведя (-), дупло белки(-), уши зайца (-)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цветок-цветочек; жук(-); ведро (-); кукла (-)
Существительные | Употребление предлогов в сам. речи |
| | | | в | + | на | + |
стул | тюл | | | из | - | за | + |
стол | тёль | | | над | - | под | + |
ухо | ухо | | | из-за | - | из-под | - |
гнездо | гнедо | | | около | - | между | - |
дерево | дево | | | | | | |
звезда | зеда | | | | | | |
Звукопроизношение:
Звуки | Изолированно | В словах | Во фразах | Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком. В случае замены звуков записывается звук-заменитель. В случае искажения звука сокращенно записывается характер искажения (М/З – межзубное произношение, П/З – призубное, Г/З – губно-зубное, БОК. – боковое, УВ. – увулярное, ВЕЛ. – велярное, ШИП – шипящее, Г /Г – губно-губное и т.д.). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
С | С’ | - | - |
С’ | + | + | + |
З | С’ | С’ | - |
З’ | С’ | С’ | - |
Ц | С’ | С’ | - |
Ш | С’ | С’ | - |
Ж | С’ | С’ | - |
Ч | С’Т’ | С’Т’ | - |
Щ | С’ | С’ | - |
Р | - | - | - |
Р’ | - | - | - |
Л | Л’ | Л’ | - |
Л’ | + | + | + |
Й | - | - | - |
П-Б-М | + | + | + |
В – Ф | + | + | + |
Т-Д-Н | + | + | + |
К-Г-Х | + | + | + |
Слоговая структура речи: элизии, парафазия
Автобус - атобус космонавт-камафт ; квадрат - кадат
Перепорхнуть -перескахнуть ; аквалангист-агист; кинотеатр- кинётя
Птичка вывела птенцов в гнезде.
Тичка выня песов в гёде.
Золотые рыбки плавают в аквариуме.
Солотый ыпки пають в аквамуме.
Повар жарит блинчики на сковороде.
-Поят сялит бинтики коде.
Фонематический слух: не дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении:
а) повторение ряда слогов:
та-да-та – та-та-та ча-тя-ча- тя-тя-тя са-за-са- ся-ся-ся
ча-ца-ча- тя-тя-тя ла-ра-ла- ля-ля-ля за-жа-за- зя-зя-зя
га-ка-га- ка-ка-ка са-ша-са-ся-ся-ся па-ба-па – пя-пя-пя
б) различение слов-паронимов: различает/не различает.
Фонематический анализ и синтез: не соответствует возрастной норме.
а) выделение заданного звука из слова: не соответствует возрастной норме.
б) определение места звука в слове (начало, середина, конец): не соответствует возрастной норме.
Связная речь.
Пересказ/рассказ по серии сюжетных картин: недоступен.
Грубые аграмматизмы, далекие смысловые замены.
Отсутствие выразительных средств языка.
Логопедическое заключение:
Развитие речи не соответствует возрастной норме.
Фонетическое недоразвитие речи грубо нарушено.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи грубо нарушено.
Общее нарушение речи- II уровень речевого развития. Пользуется просто фразой, фраза структурно нарушена, аграмматичная, неразвернутая. Активный словарь на бытовом уровне, состоящем из существительных, редко встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги редко использует. Слоговая структура грубо нарушена.
Рекомендации: расширять понимание обращенной речи; корректировать звукопроизношение/слоговую структуру речи; развивать фонематическое восприятие; развивать грамматически правильную речь на базе обогащения словаря.
Дата обследования: 10.09. 2021г.
Список используемой литературы:
Стребелева Е.А., Шматко Н.Д., Орлова А.Н.: Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста.: М.: Просвещение, 2019 г.
Т.А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи детей дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2000.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Диагностика и развитие речи детей. Наглядный материал (набор из 210 карточек на 52 листах). - М.: Сфера, 2017 г.
5