СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие " Дифференциация согласных звуков Т-Д в предложениях и текстах."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта логопедического занятия с учащимися 2-х классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФНР "Дифференциация звуков Т-Д в предложениях и текстах".

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие " Дифференциация согласных звуков Т-Д в предложениях и текстах."»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся 2-го класса, имеющих недостатки письма и чтения,

обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи .

Провела: учитель-логопед логопедического пункта

при МОУ «СШ № 108» г.Макеевки Алексашева И. В.

Тема: Дифференциация согласных звуков Д-Т в устной и письменной речи в

предложениях и текстах. «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Цели:

      • Учить различать звуки и буквы Д-Т в устной и письменной речи в предложениях и текстах.

      • Закреплять навыки употребления и написания предлогов. Закреплять умения составлять предложения с предлогами, образовывать и употреблять приставочные глаголы, употреблять существительные в косвенных падежах, составлять описательные рассказы, используя схему-алгоритм, работать с деформированным текстом.

      • Совершенствовать навыки чтения и письма предложений, текстов.

      • Расширять и обогащать словарь детей по теме « Транспорт»

      • Развивать фонетико-фонематический слух, связную речь, лексико-грамматическую сторону речи, логическое мышление, память, воображение.

      • Воспитывать культуру устной и письменной речи, любознательность, дружеские взаимоотношения, самоконтроль.

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки по теме : « Транспорт. Правила дорожного

движения». Карты с заданиями для самостоятельной работы. Тексты для чтения.

Раздаточный материал для игр.

Ход занятия.

I Организационный момент.

  • Как называется город в котором мы живем? (Макеевка.)

  • Давайте перенесемся на улицу города. (Показ картинки)



  • Что мы видим на картине? Как называются все эти предметы одним словом? ( Транспорт)

II Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

    • Назовите виды транспорта в названии которых встречаются звуки Д и Т ( Метро, троллейбус, лодка, поезд, трамвай, вертолет, теплоход, ракета, электропоезд, самолет).

    • Сегодня на занятии мы продолжим работать над звуками Д и Т и поговорим о видах транспорта и о правилах дорожного движения.

2. Уточнение правильной артикуляции звуков Д-Т.

    • Давайте вспомним, что мы знаем о звуках Д-Т.



    Звук Т - согласный, парный, твердый/мягкий, глухой.

    Звук Д - согласный, парный, твердый/мягкий, звонкий.

  • В чем отличие звуков Д и Т? (Д-звонкий, Т-глухой)

  1. Соотнесение звуков с буквами.

    – Какой буквой мы обозначаем на письме звуки Т, Ть? Показ буквы.

    – Какой буквой мы обозначаем на письме звуки Д, Дь? Показ буквы.

  2. Запись в тетрадях: число и тема занятия, буквы Т и Д.

  3. Дидактическая игра на развитие фонематического восприятия « Првила дорожного движения.»

    Определить наличие звуков Т(ть)- Д(дь) в тексте, поднять соответствующую букву.

    - Для чего нужно знать правила дорожного движения?( Чтобы на улице города было безопасно). Чтение стихотворения С. Михалкова « Правила движения»



    1. Словарная работа. Отгадайте загадку.

      Он для всех большой помощник, лучший друг для всех в пути.

      Он всегда предупреждает цветом, можно ли идти. ( Светофор)

      Записать в тетрадь слово светофор. Сделать звукобуквенный анализ. Составить предложения со словом светофор. Одно предложение записать в тетрадь.

8. Распределительный диктант.

    Определить вид транспорта: наземный, водный, воздушный. Записать слова под диктовку в 3 столбика.(лодка, катер, самолет, трактор, мотоцикл, трамвай, вертолет, поезд, теплоход,)

    Определить наличие звуков Д и Т в словах.

    – Какие еще виды транспорта вы знаете? (Грузовой, пассажирский, специальная техника).

    9. Физминутка. « Шоферы»

    «Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.

Газ включаем-выключаем, смотрим пристально мы вдаль.

Дворники смывают капли, вправо-влево чистота.

Ветер волосы взъерошил, мы шоферы- хоть куда!»

  1. Повторение темы « Предложение», « Предлоги».

    – Что такое предложение? (Несколько слов, связанные между собой по смыслу)

    – Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из слов)

    – Что такое предлоги? ( Это маленькие слова, которые служат для связи слов в предложении)

    – Как пишутся предлоги со словами? ( раздельно)



    Назвать предлоги по символам.

    Работа над образованием и употреблением приставочных глаголов. Глагол «едет».



    Машина поДъехала к дому. Машина оТъехала от дома.

    11. Составить предложения с предлогами. Записать в тетрадь.



    12. Работа с предложением и текстом по карточкам:

    1) Составить предложения по опорным картинкам. Записать в тетрадь.

    2) Составить описательный рассказ о транспорте при помощи схемы-алгоритма.



    3) Работа с деформированным текстом « Велосипед»

    Отгадайте загадку: « У него два колеса, и седло на раме.


    Две педали есть внизу, крутят их ногами.» ( Велосипед)

    Задание: Прочитать предложения. Расположить их в нужном порядке.

Вставить пропущенные буквы Т и Д. Прочитать рассказ.

_ Велосипе_ с_ал как новый.

    _ Он попросил о помощи бра_а Бог_ана.

    _ Ники_а и Бог_ан поехали ка_аться на велосипе_е по вело_орожке.

    _ У Ники_ы сломался велосипе_.

    _ Бра_ья о_регулировали пе_али и смазали в_улки колес.

    ( У Никиты сломался велосипед. Он попросил о помощи брата Богдана. Братья отрегулировали педали и смазали втулки колес. Велосипед стал как новый. Никита и Богдан поехали кататься на велосипеде по велодорожке.


    4) Работа с текстом « На вокзале». Пересказать. Придумать продолжение истории с опорой на картинку.

    Никита и папой были на вокзале. Они ждали приезда мамы и Даши. Мама и Даша ездили отдыхать на дачу. Никите показалось, что поезд опаздывает. Но папа сказал, что Даша и Мама приедут вовремя. Вот раздался гудок поезда. Затем объявили о его прибытии. Из зала ожидания стали выходить люди. Поезд подъехал к платформе и затормозил.... ( Никита подбежал к поезду. А вот мама и Даша. Они рады.)

    5) Дополнить предложения словами ( из слов для справок) « Кто чем управляет»

    Автобусом управляет_____________. Велосипедом управляет_________.

    Кораблем управляет_____________. Поездом управляет____________.

    Самолетом управляет____________. Мотоциклом управляет_________.

    Слова для справок: капитан, пилот, машинист, водитель, мотоциклист, велосипедист.

    13. Чтение стихотворения « Светофор» цепочкой по карточкам.

    К-1 Перейти через дорогу, нам на улицах всегда,

    И подскажут, и помогут говорящие цвета.

    К-2 Красный свет вам скажет « Нет!» сдержанно и строго.

    Желтый свет дает совет: подождать немного.

    К-3 А зеленый свет горит- «Проходите»-говорит!

    На меня глядит в упор долговязый светофор.

    К-4 Он и вежливый и строгий, он известен на весь мир.

    Он на улице широкой самый главный командир.

    - О чем говориться в стихотворении? ( Ответы детей)

    - Какие предлоги вы услышали в стихотворении? ( в, на, через)

    -В каких словах встречались звуки Т и Д? (Ответы детей)

    14. Чтение правил дорожного движения по карточкам цепочкой.



    15. А теперь проверим, как вы запомнили виды транспорта. Разгадаем кроссворд и ребус.

  1. Итог занятия.

    - Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? ( Т и Д)

    - Что нового вы узнали на занятии? Что запомнилось?

    - Какие задания вам больше всего понравились?

    - Спасибо за хорошую работу. ( Поощрение детей). В подарок памятки « Правила дорожного движения для школьников»