КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с группой учащихся 2-го класса, имеющих недостатки письма и чтения,
обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи .
Провела: учитель-логопед логопедического пункта
при МОУ «СШ № 108» г.Макеевки Алексашева И. В.
Тема: Дифференциация согласных звуков Д-Т в устной и письменной речи в
предложениях и текстах. «Транспорт. Правила дорожного движения.»
Цели:
Учить различать звуки и буквы Д-Т в устной и письменной речи в предложениях и текстах.
Закреплять навыки употребления и написания предлогов. Закреплять умения составлять предложения с предлогами, образовывать и употреблять приставочные глаголы, употреблять существительные в косвенных падежах, составлять описательные рассказы, используя схему-алгоритм, работать с деформированным текстом.
Совершенствовать навыки чтения и письма предложений, текстов.
Расширять и обогащать словарь детей по теме « Транспорт»
Развивать фонетико-фонематический слух, связную речь, лексико-грамматическую сторону речи, логическое мышление, память, воображение.
Воспитывать культуру устной и письменной речи, любознательность, дружеские взаимоотношения, самоконтроль.
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки по теме : « Транспорт. Правила дорожного
движения». Карты с заданиями для самостоятельной работы. Тексты для чтения.
Раздаточный материал для игр.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Как называется город в котором мы живем? (Макеевка.)
Давайте перенесемся на улицу города. (Показ картинки)
Что мы видим на картине? Как называются все эти предметы одним словом? ( Транспорт)
II Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
Назовите виды транспорта в названии которых встречаются звуки Д и Т ( Метро, троллейбус, лодка, поезд, трамвай, вертолет, теплоход, ракета, электропоезд, самолет).
Сегодня на занятии мы продолжим работать над звуками Д и Т и поговорим о видах транспорта и о правилах дорожного движения.
2. Уточнение правильной артикуляции звуков Д-Т.
Звук Т - согласный, парный, твердый/мягкий, глухой.
Звук Д - согласный, парный, твердый/мягкий, звонкий.
В чем отличие звуков Д и Т? (Д-звонкий, Т-глухой)
Соотнесение звуков с буквами.
– Какой буквой мы обозначаем на письме звуки Т, Ть? Показ буквы.
– Какой буквой мы обозначаем на письме звуки Д, Дь? Показ буквы.
Запись в тетрадях: число и тема занятия, буквы Т и Д.
Дидактическая игра на развитие фонематического восприятия « Првила дорожного движения.»
Определить наличие звуков Т(ть)- Д(дь) в тексте, поднять соответствующую букву.
- Для чего нужно знать правила дорожного движения?( Чтобы на улице города было безопасно). Чтение стихотворения С. Михалкова « Правила движения»
Словарная работа. Отгадайте загадку.
Он для всех большой помощник, лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает цветом, можно ли идти. ( Светофор)
Записать в тетрадь слово светофор. Сделать звукобуквенный анализ. Составить предложения со словом светофор. Одно предложение записать в тетрадь.
8. Распределительный диктант.
Определить вид транспорта: наземный, водный, воздушный. Записать слова под диктовку в 3 столбика.(лодка, катер, самолет, трактор, мотоцикл, трамвай, вертолет, поезд, теплоход,)
Определить наличие звуков Д и Т в словах.
– Какие еще виды транспорта вы знаете? (Грузовой, пассажирский, специальная техника).
9. Физминутка. « Шоферы»
«Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.
Газ включаем-выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники смывают капли, вправо-влево чистота.
Ветер волосы взъерошил, мы шоферы- хоть куда!»
Повторение темы « Предложение», « Предлоги».
– Что такое предложение? (Несколько слов, связанные между собой по смыслу)
– Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из слов)
– Что такое предлоги? ( Это маленькие слова, которые служат для связи слов в предложении)
– Как пишутся предлоги со словами? ( раздельно)
Назвать предлоги по символам.
Работа над образованием и употреблением приставочных глаголов. Глагол «едет».
Машина поДъехала к дому. Машина оТъехала от дома.
11. Составить предложения с предлогами. Записать в тетрадь.
12. Работа с предложением и текстом по карточкам:
1) Составить предложения по опорным картинкам. Записать в тетрадь.
2) Составить описательный рассказ о транспорте при помощи схемы-алгоритма.
3) Работа с деформированным текстом « Велосипед»
Отгадайте загадку: « У него два колеса, и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами.» ( Велосипед)
Задание: Прочитать предложения. Расположить их в нужном порядке.
Вставить пропущенные буквы Т и Д. Прочитать рассказ.
_ Велосипе_ с_ал как новый.
_ Он попросил о помощи бра_а Бог_ана.
_ Ники_а и Бог_ан поехали ка_аться на велосипе_е по вело_орожке.
_ У Ники_ы сломался велосипе_.
_ Бра_ья о_регулировали пе_али и смазали в_улки колес.
( У Никиты сломался велосипед. Он попросил о помощи брата Богдана. Братья отрегулировали педали и смазали втулки колес. Велосипед стал как новый. Никита и Богдан поехали кататься на велосипеде по велодорожке.
4) Работа с текстом « На вокзале». Пересказать. Придумать продолжение истории с опорой на картинку.
Никита и папой были на вокзале. Они ждали приезда мамы и Даши. Мама и Даша ездили отдыхать на дачу. Никите показалось, что поезд опаздывает. Но папа сказал, что Даша и Мама приедут вовремя. Вот раздался гудок поезда. Затем объявили о его прибытии. Из зала ожидания стали выходить люди. Поезд подъехал к платформе и затормозил.... ( Никита подбежал к поезду. А вот мама и Даша. Они рады.)
5) Дополнить предложения словами ( из слов для справок) « Кто чем управляет»
Автобусом управляет_____________. Велосипедом управляет_________.
Кораблем управляет_____________. Поездом управляет____________.
Самолетом управляет____________. Мотоциклом управляет_________.
Слова для справок: капитан, пилот, машинист, водитель, мотоциклист, велосипедист.
13. Чтение стихотворения « Светофор» цепочкой по карточкам.
К-1 Перейти через дорогу, нам на улицах всегда,
И подскажут, и помогут говорящие цвета.
К-2 Красный свет вам скажет « Нет!» сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет: подождать немного.
К-3 А зеленый свет горит- «Проходите»-говорит!
На меня глядит в упор долговязый светофор.
К-4 Он и вежливый и строгий, он известен на весь мир.
Он на улице широкой самый главный командир.
- О чем говориться в стихотворении? ( Ответы детей)
- Какие предлоги вы услышали в стихотворении? ( в, на, через)
-В каких словах встречались звуки Т и Д? (Ответы детей)
14. Чтение правил дорожного движения по карточкам цепочкой.
15. А теперь проверим, как вы запомнили виды транспорта. Разгадаем кроссворд и ребус.
Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? ( Т и Д)
- Что нового вы узнали на занятии? Что запомнилось?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Спасибо за хорошую работу. ( Поощрение детей). В подарок памятки « Правила дорожного движения для школьников»