СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие "Признаки весны"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Признаки весны"»

Логопедического занятие на тему «Признаки весны»

Цель:

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей по теме «Весна. Признаки весны».

Задачи:

- Закрепление представлений о весне и её приметах;

- Совершенствование лексико-грамматического строя речи;

- Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений);

- Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления;

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия:

1.Организационный момент. (Чтение логопедом стихотворения Алексея Плещеева «Весна».)

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети занимают свои места за партами.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне. Послушайте стихотворение о весне и назовите ее признаки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» — читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят — кто больше всех

Природы любит обновленье!

Дети называют по одной примете весны и садятся. Логопед предлагает им перечислить не названные приметы.

2. Беседа о временах года.

 На столах у каждого ребенка разложены картинки с изображениями времен года. Детям предлагается рассмотреть картинки, вспомнить названия времен года и назвать последовательность  смены времен года. Логопед просит назвать предшествующее время года весне и последующее за весной время года, просит детей понаблюдать за изменениями в природе с приходом весны, рассказать свои наблюдения полным (распространенным) предложением.

3. Игра «Скажите  наоборот».

Далее логопед просит детей рассмотреть картинки с изображениями зимы и весны и сравнить приметы. Например: Зимой солнце тусклое, а весной яркое, зимой вода замерзает, а весной тает и т.д.

3. Физминутка: 1) «Назовите ласково» (с мячом)

Теперь мы с вами знаем, что весна – настоящая волшебница. А давайте тоже займемся волшебством и превратим предметы обычных размеров в маленькие.

Солнце - солнышко

Ручей – ручеек

Облако - …

Лист - ….

Дерево - …

Птица - ….

Капля - ….

2) Игра с мячом «Подбирай, называй и запоминай».

Логопед кидает мяч одному из детей и спрашивает: «Весна какая»? Ребёнок должен назвать больше слов-признаков, слов-действий: Весна ранняя, теплая, долгожданная и т.д. Солнце весной что делает? – греет, припекает, ласкает, светит и т.д.

4.Упражнение в развитии слухового восприятия.

Дети проходят к столу с предметными картинками весны.

Логопед:-«Дети, вы очень хорошо справились с этим заданием. На этих картинках весна изображена во всей красе, но весной можно не только любоваться, её можно и послушать. Она наполнена разнообразными звуками. А теперь я вас попрошу прислушаться».

Дети поочередно прослушивают аудиозаписи и распознают звуки природы (капель, ручеек, пение птиц, дождь)

5. Отгадывание загадок.

Логопед. Отгадайте мои загадки о весне.

Загадка №1

Кленам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку-подругу.

(Ответ: Весна)

Загадка №2

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок.

(Ответ: Подснежник)

Загадка №3

За окном звенит она

И поет: «Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!»

Слышно с крыши: «Шлеп-шлеп-шлеп!»

Это маленький потоп.

(Ответ: Капель)

Загадка №4

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый….

(Ответ: Ручей) ***

Загадка №5

Пробивается в апреле,

Все поля позеленели!

Покрывает как ковром

Поле, луг и даже двор!

(Ответ: Трава)

Загадка №6

Не пешеход, а идет,

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку,

Назовите-ка отгадку?

(Ответ: Дождь)

Загадка №7

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Ответ: Сосулька)

Загадка №8

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы … (Ответ: Скворечник)

6. Игра «Один, три, пять»

Логопед раздает детям листочки с табличками. В первом столбце изображен один скворечник, одна сосулька и один подснежник. Во втором столбце, напротив этих картинок детям предлагается по пунктирным линиям обвести три таких же изображения,а в третьем столбце дети уже самостоятельно рисуют пять скворечников, пять сосулек и пять подснежников. Затем логопед с детьми проговаривают: 1 скворечник-три скворечника-пять скворечников и т.д.

7. Д/упражнение «Составь предложение»

Далее логопед выводит с проектора на экран изображение птиц в лесу и предлагает детям вспомнить, каких перелетные птицы вернулись домой весной и что они делают на картинке.

Дети отвечают:

1-й ребенок. Грач стоит под березой.

2-й ребенок. Скворец сидит на ветке дуба.

3-й ребенок. Ласточка летает над рябиной.

4-й ребенок. Аист стоит между дубом и рябиной.

5-й ребенок. Трясогузка клюет семечки в кормушке.

Итог:

Логопед подводит итоги занятия, просит детей вспомнить, о чем они говорили на занятии, что нового узнали о весне. И логопед говорит детям, какие они молодцы и чему научились на занятии (закрепили представления о весне и её приметах, научились образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов, строить длинные (распространенные) предложения, научились различать звуки весны, отгадали много загадок, поиграли с мячом и даже порисовали. Молодцы!