СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедического занятие "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в словах и предложениях".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, в котором подобраны интересные игры и упражнения на различения звуков [б]-[п],  [б’]-[п’] в словах и предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Логопедического занятие "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в словах и предложениях".»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО (полностью)

Шабалина Татьяна Геннадьевна

Место работы

МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»

Должность

Учитель- логопед

Предмет

Логопедическое занятие



Информационный план-проспект урока



Описание

Тип урока

Комбинированный

Класс

2 - б

Тема

Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в словах и предложениях.

Образовательная программа, автор

Программа «Коррекция устной и письменной речи».

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Первый урок по данной теме.

Универсальные учебные действия

Личностные

осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные

Принимать и сохранять учебную задачу;
проговаривать последовательность действий;
формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм проверки слов с парной согласной на конце).

Познавательные

формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

формировать умение подбирать однокоренные слова к слову «хлеб».

Коммуникативные

формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формировать умение работать в паре.


Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: Закрепление умения обучающихся правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п], [б], [п’] - [б’] в словах и предложениях.

  • Образовательные:

  • учить детей правильно соотносить звуки [п] [б]-, -[п’] [б’]с буквами П и Б.

формировать умение написания звонких и глухих согласных  на конце слова;

  • Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие и мышление;

  • совершенствовать умение дифференцировать согласные фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, с опорой на зрительный и слуховой анализаторы;

  • развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  • развивать навыки анализа и синтеза предложений;

  • обобщать и активизировать словарный запас обучающихся;

  • развивать орфографическую зоркость.

  1. Воспитательные:

  2. Воспитывать коммуникативные умения, самостоятельность, доброжелательное и вежливое отношение друг к другу и к окружающим людям.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Учебный материал подобран с учётом структуры речевого дефекта и возрастных особенностей детей

Методы:

наглядный, словесный, игровой,

Формы работы: групповая и индивидуальная работа, работа в парах.


Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах

План занятия.

I. Орг.момент. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика. (3 мин)

II. Введение в тему. Открытие темы занятия.

1. Отгадывание загадок.(2 мин.)

2. Сравнение звуков по артикуляции и по звучанию(3 мин).

3. Игра «Подбери домик для звука». (5 мин.)

4. Игра «Поймай звук». Развитие фонематического слуха (2 мин.)

5. Подбор однокоренных слов. (2 мин.)

6. Физкультминутка «Зарядка». (2 мин.)

7. Слоговой анализ и синтез.

7.1. Игра «Собери слово». (2 мин.)

8. Дифференциация звуков[п] - [б], и букв п, б в словах.

8.1. Игра «Беговые дорожки». (3 мин.)

8.2. Работа на карточках в парах. (5 мин.)

9. Оглушение парных звонких согласных. (Составление алгоритма). (3 мин.)

10. Дифференциация звуков и букв в предложениях.(5 мин.).

III. Заключительная часть. (3 мин.)

3.1.Развитие зрительного внимания.

3.2.Итоги занятия.

3.3.Рефлексия.



Описание применяемых

образовательных технологий,

обоснование

их использования

Используется личностно-ориентированная, развивающая, игровая технологии, технология моделирования.



Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения

Подобраны задания, которые развивают тактильные ощущения, фонематический слух, слоговой анализ и синтез слов и предложений. Дети составляют алгоритм правильного написания звонкого согласного на конце слова.

Современные методы оценивания, применяемые на уроке

Самооценка, устная оценка каждого ученика, оценивание реального продвижения каждого ученика.

Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения

  1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите и улыбнитесь им.

1. Пальчиковая гимнастика. «Репка»

2. Артикуляционная гимнастика:

  • Первое упражнение «Улыбка» выполняйте под счёт до пяти. Уголки рта широко расставлены. Вот так (показ).

  • Теперь выполним упражнение «Трубочка». Выполняйте под счёт до пяти.

  • Следующее упражнение чередование «Улыбка»-«Трубочка».

  1. Введение в тему. Открытие темы занятия.

Откройте тетради и запишите число.

– Отгадайте, чье имя зашифровано в загадке ?

Слайд 1

- Назовите первый звук в слове «Буратино» [б]?

- Назовите первый звук в слове «папа» [п]?

– Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня работать?

– Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. (Тема нашего занятия – различение звуков [п] и [б]).

–Ребята, кто знал тайну золотого ключика? (Черепаха Тортилла) Чтобы отдать его Буратино, мудрая черепаха приготовила много испытаний нашему герою. Вы поможете ему справиться с заданиями?

2. Сравнение звуков по артикуляции и по звучанию.

– Буратино отправился в страну Звуков. Ему нужно научиться четко и правильно произносить звуки [б] и [п] и узнать, в чем их сходства и различия.

– Дайте характеристику звука [б].

– Дайте характеристику звука [п].

(Слайд 2)


- Когда данные звуки будут мягкими?

– Итак, чем же отличаются звуки [б] и [п]?

3. Игра «Подбери домик для звука». На доске прикреплены домики со звуками [п], [б], [п’],[б’]. Обучающиеся называют предмет, изображенный на картинке, определяют твёрдость-мягкость звука и прикрепляют картинку к нужному домику.

  1. Соотнесение звуков с буквами Б и П.

– Скажите, чем мы обозначаем звуки на письме?

– Буратино оказался в стране Букв. Ему нужно научиться правильно и красиво писать буквы б и п.

– Какой буквой обозначим звук [б]? Какой буквой обозначим звук [п]?

– Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

Развитие тактильных ощущений

– Ребята, напишите буквы б, п у себя на ладони. А теперь встаньте из-за своих парт, попробуйте «написать» эти буквы на спинах друг друга и отгадать их.

– Напишите эти буквы у себя в тетрадях.

– Теперь Буратино может следовать дальше, в другую страну!

Вывод: звуки [б] и [п] обозначаются буквами б и п.

  1. 4. Развитие фонематического слуха.

– По дороге в страну Слогов Буратино встретил… героя, чье еще имя в сказке начинается со звука [б]?

– Буратино встретил кота Базилио и его подругу лису Алису. Они решили запутать Буратино, чтобы он не нашел ключика! Базилио и Алиса приготовили ему такое задание.

Игра «Поймай звук».

Хлопните в ладоши один раз, если услышите звонкие звуки [Б-Б’], топните ногой один раз, если услышите звуки [П-П’].

Слоги: ба –по – пу - обо

Слова: пончики, баранки, пирожки, бублики, батон, пирожное, пряники, печенье, блины, хлебушек, пицца, булки.

- Как всё это можно назвать одним словом?

- Откуда к нам приходит хлеб? схема

- Назовите, какой бывает хлеб? (Подбор признаков: пшеничный, ржаной, хрустящий, душистый, ароматный, поджаренный, пышный, вкусный, черствый, мягкий.

5. Подбор однокоренных слов к слову « хлеб».

- Подберите однокоренные слова к слову хлеб и назови корень этих слов (хлебница, хлебушек, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод, нахлебник и др.)

- Что мы сейчас делали?

6. Физкультминутка «Зарядка». (Слайд 3).


7. Слоговой анализ и синтез.

– Буратино оказался в стране Слов. На его пути стояло большое дерево, на листьях которого были написаны слова. Буратино должен найти 6 слов с буквами Б или П. Но тут появился злой хозяин кукол, в имени которого мы слышим звук [б]?) Карабас-Барабас и решил во что бы то ни стало помешать. Он ударил своим огромным сильным кулаком по дереву, все листья упали, и слова рассыпались! Помогите Буратино составить слова.

7.1. Игра «Собери слово».

У каждого ученика по 3 прямоугольника, на них написаны слоги. По краям прямоугольников с обеих сторон – дырочки, через которые собирается

(связывается) слово с помощью шнурка.

Слова: бо-тин-ки, ба-боч-ка, по-да-рок, бе- рё-за, са- по –ги, тро – пин- ка

Необходимо собрать слово, и объяснить значение слова. Устно придумать предложение с этим словом.

– Сколько слогов в слове?

– Какой звук нашего занятия есть в слове?

  1. Дифференциация звуков [б], [п] и букв Б, П в словах.

В стране Слов Буратино встретил продавца пиявок Дуремара, который тоже приготовил для Буратино задание. Поможем Буратино?

    1. . Игра «Беговые дорожки». (Технология моделирования)

У детей на столах лежат карточки с цифровой жёлтой и коричневой дорожкой и фишки.

- Беговая дорожка жёлтого цвета для звонкого согласного, а коричневая – для глухого. Я называю слово, вы определите место звука и цвет дорожки, будьте внимательны.

Проведем эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу.

Слова: берёза, пила, абрикос, работа, апрель, цыплёнок, грибок, лампа, кораблик.

- Итак, какие согласные одержали победу? С каким счётом победили звонкие согласные? (5:4).

8.2. Работа на карточках в парах. Вставь пропущенные буквы. Дуремар так не хотел, чтобы Буратино нашел волшебный ключик и стер некоторые буквы в словах, которые приготовила черепаха Тортила. (Слова написаны на доске).

…исьмо, о…лака, …аран, …алу…а, _акет, …о…угай, …о…ы.

-Запишите в два столбика: в первый – только со звуком [п], во второй - только со звуком [б].

- Куда вы записали слово «палуба»?

- Объясните, что означает это слово.

– Ребята, спасибо! Вы и тут помогли Буратино!

  1. Оглушение парных звонких согласных. Иногда на месте буквы звонкого согласного звука может слышаться глухой звук. Это бывает тогда, когда они стоят в конце слова. Например, в слове «дуб» на конце мы слышим звук п. Чтобы не ошибиться, надо проверить. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Как будем действовать, если возникнет затруднение?

Алгоритм проверки парной согласной на конце слова: (Слайд 4).

- Помогите Буратино вставить пропущенные буквы в слова.


Зу… Голу…ь

Стол… Гри…

Кар… Ло…

10. Дифференциация звуков и букв в предложениях.

– Последняя страна, где Буратино ждут еще испытания, – это страна Предложений. Здесь нашего героя ожидают новые трудности.

– Ребята, злой и завистливый Дуремар перепутал все слова в предложениях. Нужно составить эти предложения правильно и сделать звукобуквенный разбор выделенных слов. Помогите, пожалуйста, Буратино!

Задание выводится на экран. (Слайд 5).

  1. магазин, красные, в, помидоры, привезли;

  2. воркуют, голуби, белые, крыше, на;

  3. сидел, тополем, Петя, большим, под;

  4. по, быстро, тропинке, Боря, бежал;

  5. висит, в, комнаты, паутина, углу;

  6. сосне, на, орехи, белка, грызёт.

- Ребята, сейчас каждый получит карточку, на которой написано запутанное предложение. Запишите его правильно в свои тетради и подчеркните буквы нашего занятия.

– Испытание преодолено! Вперед за ключиком!

  1. Заключительная часть.

    1. Развитие зрительного внимания.

– Наконец Буратино добрался до черепахи Тортиллы, но она зашифровала место, где находится ключик. Давайте попробуем его расшифровать. В каждой строчке спрятано одно слово, найдите все буквы оранжевого цвета, составьте из них слова, а затем предложение.


(Слайд 6).

– Где же находится золотой ключик? (Слайд 7).

«На дне пруда» – и так Тортилла отдала золотой ключик Буратино.

Буратино благодарит вас за помощь. (Слайд 8).

3.2.Итоги занятия.

– Ребята, давайте вспомним, что мы делали на занятии? Какие звуки различали? Что общего у этих звуков? Чем они различаются? Чем обозначаются на письме?

3.3.Рефлексия.

– Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам понравилось больше всего?

- В чём испытали трудности?

- Кто был самым активным на занятии?

- Оцените свою работу на занятии. Поднимите ту картинку, которая больше всего подходит к оценке вашей работы.


Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов.

Все обучающиеся поймут тему занятия, и не будут допускать ошибки в письменной речи.