Просмотр содержимого документа
«Логопедия в школе»
Консультация для родителей «Речевая готовность ведет к успешной адаптации ребенка в школе»
Подготовила: студентка курса учитель-логопед
МОБУ СОШ № 11 им. Корнеева Г.И.
г. Сочи
Попова Илона Игоревна
Вступление:
- Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
- Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существен-
но влияет на мотивы и поведение
ребенка.
Что такое речевая готовность к школе?
Особые критерии готовности в школьному обучению предъявляются к усвоение ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи.
- Полная сформированность фонематических процессов.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение пользоваться разными способами словообразования.
- Сформированность грамматического строя речи..
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений
в фонематическом и лексико-грамматическом
развитии ведет к серьезным проблемам в
усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда — выявить и скорректировать речевые дефекты ,развить устную и письменную речь ребенка до такого
уровня, на котором он бы смог успешно обучаться
в школе.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные
препятствия при обучении грамотному письму
и правильному чтению. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда
сопровождаются нарушением
звукопроизношения и поэтому родители
их не замечают.
Однако эти нарушения самым серьёзным
образом влияют на усвоение ребёнком
школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Речь должна быть четкой, ясной, грамотной.
Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Только благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Спасибо за внимание!