Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности. | Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Будут нужными опять: Книжка, ручка и тетрадь. А ещё ваше внимание, находчивость, смекалка и дружное сотрудничество. | Активизировать обучающихся; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слушают учителя. Включение в работу. |
2. Актуализация знаний. | 1. Посчитайте от 1 до 10, от 10 до 0, от 3 до 8; от 5 до 9; от 5 до 1; от 8 до 4. - Назовите соседей числа 5; 8. 2. Счёт предметов и составление математических выражений. В класс вошла Маринка, А за ней — Аринка, А потом пришел Игнат. Сколько стало всех ребят?
Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: Два — под березой, Один — у осины, Сколько их будет В плетеной корзине?
Три ромашки-желтоглазки, Два веселых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете?
3. Разложите карточки с числами, которые мы изучили, начиная с самого маленького. - Прочитайте их, начиная с самого большого. - Покажите число, которое на 1, чем 2. | Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. | Устный счет. Составление на доске математических выражений. Работа в парах. |
3. Постановка учебной задачи. | - Сегодня к нам опять пришла в гости Точка. Она приглашает нас в свою страну. Как называется эта страна? ГЕОМЕТРИЯ Геометрия - наука очень интересная, Треугольник, круг, квадрат уже известны вам. Много нового она в себе таит, Языком углов и линий говорит. Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно И поэтому идти очень интересно. - А чтобы интереснее было идти, давайте вспомним, как называются линии, которые живут в этой стране. | Показ на слайде | Рисуют на планшетах фигуры, которые звучат в стихотворении |
4. Самоопределение к деятельности. | Точка в стране Геометрии живёт со своими друзьями. - Посмотрите и назовите друзей Точки. - Что вы знаете о прямой линии? - Что вы знаете о луче? - Что вы знаете об отрезке? - Что вы можете рассказать о кривой линии? - Ребята, а что интересного заметили? - Какой возник вопрос? - Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия». - Про эту линию Точка расскажет интересную историю: «Однажды я гуляла на волшебной поляне. Солнышко светило ярко-ярко. Мне захотелось побегать и попрыгать. Но вдруг я обо что-то споткнулась и упала. Я наклонилась и увидела у себя под ногами вот эту веточку. Я взяла её в руки и увидела, что она сломалась в двух местах. -Какая интересная линия! - подумала я. Она была прямая, а стала…» - Что вы знаете про эту фигуру? Где мы можем узнать ее название? - Что бы вы хотели про неё узнать? - Кто попробует сформулировать тему урока? Давайте составим план урока. План урока. 1. Как называется? (ломаная линия) 2. Как сконструировать? 3. Из чего состоит? (звенья, вершины) 4. Какие виды? (замкнутая, незамкнутая) 5. Где можно увидеть? (крыши домов, дорожки) 6. Как начертить? (последовательно по линейке соединить точки – вершины) | Показ на слайде. Фиксирование затруднения. Организовать: формулирование темы и планирование учебных действий; исследовательскую практическую работу, познакомить с понятиями ломаная линия, вершина, звено. | Ответы учащихся. Предположения учащихся. Ответы учащихся. |
5. Динамическая пауза. | - Точка предлагает нам немножко отдохнуть. Сколько раз ногами топнем? (2+2) Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3) Мы присядем сколько раз? (4+1) А наклонимся сейчас? (5-1) И подпрыгнем ровно столько? (3+1) Ай да счёт! Игра и только! | Показывает карточки с выражениями. | Вычисляют значение выражений и выполняют действия. |
6. Открытие новых знаний (реализация плана урока). | - Попробуйте из 3 палочек построить ломаную линию, а теперь из 5 - Что заметили? Вывод: каждая ломаная состоит из нескольких отрезков – звеньев. - Сколько звеньев в этой ломаной? Звенья ломаной, не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной. - Сколько вершин у вашей ломаной? - Кроме того, у ломаной есть 2 конца. Правило: - точное название линии «ломаная линия». Ломаная линия состоит из звеньев, которые последовательно идут друг за другом и имеет вершины. - Какое самое маленькое количество звеньев может быть у ломаной? | Организовывает работу по решению проблемы. На слайдах: «ЗВЕНЬЯ», «ВЕРШИНЫ» | Находят ответы на вопросы путём исследований, практической работы. |
7. Первичное закрепление. | Работа по учебнику стр. 42 (на полях) - На каком рисунке ломаные линии? - На каком рисунке замкнутые ломаные линии? Незамкнутые? - Какая линия получилась у девочки от реки до дома? - Из сколько звеньев она состоит? - Сколько вершин? - Где ещё можно увидеть в окружающем мире ломаные линии? | Содействует развитию умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку учебной деятельности. Показать на слайдах | Отвечают на вопросы. крыши домов, вершины гор, заборы, дороги, тропинки и т. д. |
8. Включение в систему знаний и повторения. | Работа в рабочей тетради с.16. 1. Назовите № ломаных линий. 2. Начертить ломаную линию. - Какой инструмент нам нужен? 3. Как будем чертить ломаную? | Показывает, как чертить ломаные линии. | линейка, карандаш по линейке последовательно соединять точки |
9. Обобщение. | - Вернёмся к нашему плану урока. - С какой геометрической фигурой познакомились? - Из каких элементов состоит ломаная линия? - Какие бывают ломаные линии? | Показ на слайде | ломаная линия из звеньев и вершин замкнутые, незамкнутые |
10. Рефлексия. Итог урока. | - Мы с вами хорошо потрудились, познакомились с ещё одной группой линий – ломаными линиями, ответили на многие вопросы, но ломаная линия таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках математики. - Понравился ли вам урок? - Что нового узнали сегодня на уроке? Продолжите мои предложения: - Мне было интересно… - Мне было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… | Организовывает рефлексию, самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учатся рассказывать, анализировать свою работу, давать ей самооценку. |