Литературные направления.Классицизм. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
Литературные направления
Направления
Время и место зарождения
Классицизм
Основные признаки
17-19 век (XVII - XIX вв.). Это направление в литературе зародилось на территории Италии. Затем классицизм стал пользоваться большой популярностью во Франции
Представители, жанры
- использование возвышенной речи;
- изображение положительных черт государства и власти;
- принцип «разум превыше всего» (в соответствии с методом рационализма Р. Декарта);
- тенденция к делению литературных персонажей на строго положительных и отрицательных;
- соблюдение правила «трёх единств» в драматических литературных произведениях (места, действия, времени).
М. В. Ломоносов Д. Фонвизин В. К. Тредиаковский (русская литература)
Ж. Расин Ж.-Б. Мольер (зарубежная литература)
Высокие:
поэма ода, трагедия
Низкие:
сатира, эпиграмма, басня, комедия
Литературные направления
Направления
Время и место зарождения
Сентиментализм
Основные признаки
Вторая половина 18 века
Представители, жанры
- деление литературных героев по их способности испытывать всю глубину чувств (отрицательные с бедной душевной организацией, положительные с богатой);
- выразительное изображение различных чувств персонажей (посредством использования слёз, восклицаний, обмороков)
Жан-Жак Руссо
Лоренс Стерн (зарубежная литература)
А. Н. Радищев Н. М. Карамзин (русская литература)
Роман, послание, роман, исповедь, дневник
Литературные направления
Направления
Время и место зарождения
Романтизм
Основные признаки
Конец 18-первая половина 19 века. Зарождение романтизма произошло в Германии
Представители, жанры
- бегство героя из реального в идеальный мир;
- упоминание автором исторических событий;
- использование фольклорных мотивов в художественном произведении;
- психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя)
В. А. Жуковский
А.С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения) (русская литература)
Виктор Гюго Проспер Мериме (зарубежная литература)
Поэма, баллада, роман
Литературные направления
Направления
Время и место зарождения
Реализм
Основные признаки
19 век.
Представители, жанры
Реализм зародился на территории Европы
- реализму присуща максимальная достоверность изображаемых событий;
- присутствуют принципы народности, историзма;
- формирование характеров героев во многом обусловлено влиянием общественной среды;
- персонажи произведений направления реализм изображены с особым психологизмом;
- заметна неоднозначность авторской позиции;
- происходит появление новых типов литературных персонажей (типы «лишнего человека», «маленького человека» и т. д.
Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин (русская литература)
Э. Золя Ч. Диккенс О. де Бальзак (зарубежная литература)
роман-эпопея роман рассказ повесть
Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, стихотворец, он все испытал и все проник; первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, дарит художества мозаическими произведениями и,наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка
А.С. Пушкин
Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов
Елизавета Петровна : несколько фактов
об императрице, которая положила начало Русскому Просвещению
Внебрачная дочь Петра Первого
Пришла к власти после дворцового переворота
Настоящая красавица!
Любила балы и роскошь
Ввела мораторий на смертную казнь
Покровительствовала искусствам и просвещению
История создания произведения
Ода -это торжественный жанр поэзии, посвящённый важным историческим событиям или героям
1747 г. – 5 -я годовщина воцарения Елизаветы Петровны
Российской академии наук был «дарован» новый устав, который отделил Академию от Университета
Тематика поэтического текста
- Правление Елизаветы;
- Процветание России;
- Мирная жизнь в стране
Основные образы
Образ государыни-императрицы
Образ мира без войн
Образ России
Художественные особенности поэтического текста
Словарь славянизмов
Воззри – устремить взор, посмотреть.
Восстенали – заплакали.
Вран – ворон.
Еленей – олени.
Зефи́р (др.-греч. Ζέφυρος, «западный») — ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию.
ЗИЖДИТЕЛЬ - это создатель, творец, основатель. Еще так говорили о Боге.
Раченье - рачить, см. радость. Рачить, крепить, см. рочить.
План анализа поэтического произведения
- Автор и название.
- История создания: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Род, направление, жанр.
- Пафос.
- Тема, идея, основная мысль.
- Композиция (количество частей), его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Стихотворный размер, рифма.
- Моё восприятие стихотворения.
Пафос в литературе — это эмоциональное воодушевление или страстность, которая пронизывает произведение или его части
Виды пафоса в литературе
- Трагический пафос. Характеризуется событиями, ведущими к трагедии героев. Основан на чувстве неизбежности и трагизма.
- Патетический пафос. Связан с выражением возвышенных чувств и обращением
к моральным идеалам.
- Героический пафос. Присутствует в произведениях о подвигах и достижениях героев, направлен на вдохновение читателей.
- Лирический пафос. Используется для выражения личных чувств и переживаний через стихи.
- Иронический пафос. Характерен для произведений, использующих иронию для критики и создания контраста с ожидаемым восприятием.
- Комический пафос. Ощущается в произведениях с юмористическим, сатирическим или пародийным эффектом, часто используемым для смягчения критики.
Примеры пафоса в классической русской литературе
Вспомним!
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ: 3 ПРОСТЫХ СПОСОБА
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов
в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы
Размеры различаются устройством стоп .
Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.
По стопам размеры делятся на два вида:
- двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
- трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
Хорей
Хорей — это двусложный (два слога в стопе) размер, в котором ударение падает на первый слог:
Т о , как зв е рь, он а зав о ет, | — U | — U | — U | — U |
Т о запл а чет, к а к дит я . | — U | — U | — U | — |
А. С. Пушкин. «Зимний вечер»
1825 г.
I — U I
— ударный слог
U – безударный слог
I I – границы стоп
1 2 1 2 1 2
Ямб
Ямб — это двусложный размер (два слога в стопе), в котором ударение падает на второй слог:
Любл ю гроз у в нач а ле м а я, | U — | U — | U — | U — | U |
Когд а вес е нний п е рвый гр о м... | U — | U — | U — | U — |
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»
1828 г .
| U — |
U – безударный слог
— ударный слог
1 2 1 2 1 2
Дактиль
Дактиль — трёхсложный размер (три слога в стопе), в котором ударение падает на первый слог:
| — UU |
Т у чки неб е сные, в е чные стр а нники!
| — UU | — UU | — UU | — UU |
Ст е пью лаз у рною, ц е пью жемч у жною...
| — UU | — UU | — UU | — UU |
М. Ю. Лермонтов. «Тучи»
1840 г.
U – безударный слог
— ударный слог
1 23 1 23 1 23
Амфибрахий
Амфибрахий — это трёхсложный размер (три слога в стопе), в котором ударение падает на второй слог:
| U — U |
Росс и я — свящ е нная н а ша держ а ва, | U — U | U — U | U — U | U — U |
Росс и я — люб и мая н а ша стран а ... | U — U | U — U | U — U | U — |
С. В. Михалков. Гимн Российской Федерации. 2000 г .
U – безударный слог
— ударный слог
1 2 3 1 2 3 1 2 3
Анапест
Анапест — это трёхсложный размер (три слога в стопе), в котором ударение падает на третий слог:
На Вас и льевский о стров | UU— | UU— | U |
Я прид у умир а ть. | UU— | UU— |
И. А. Бродский. «Ни страны, ни погоста...». 1962
| UU — |
U – безударный слог
— ударный слог
12 3 12 3 12 3
Метод 1. Скандирование
Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу
как- се -рдцу- вы -ска- зать -се- бя дру- го -му- как -по- нять -те- бя
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Ф. И. Тютчев. «Silentium!»
1829 г.
1 2 1 2 1 2 1 2
1 2 1 2 1 2 1 2
Ямб
Метод 2. «Ваня»
В а нечка — дактиль:
Р а нними л е тними р о сами...
В а нечка-В а нечка-В а нечка
Ван ю ша — амфибрахий:
Одн а жды в студ ё ную з и мнюю п о ру...
Ван ю ша-Ван ю ша-Ван ю ша-Ван ю ша
Ио а нн — анапест:
Я теб е принес у два карм а на стриж е й с маяк а ...
Ио а нн-Ио а нн-Ио а нн-Ио а нн-Ио а нн
В а ня — хорей:
Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет...
В а ня-В а ня-В а ня-В а ня
Ив а н — ямб:
И б у ду в е к ем у верн а ...
Ив а н-Ив а н-Ив а н-Ив а н
Метод 3. Графический
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк
Я | ве | рн у | лся | в мой | г о | род | , зна | к о | мый | до | сл ё з | , —U—UU—UU—UU—
До | про | ж и | лок | , до | д е | тских | при | п у | хлых | же | л ё з | . UU—UU—UU—UU—
Т ы | ве | рн у | лся | сю | д а | , — так | гло | т а й | же | ско | р е й | —U—UU—UU—UU—
Р ы | бий | ж и р | ле | ни | нгр а | дских | ре | чн ы х | фо | на | р е й | . — U—UU—UU—UU—
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухлых желёз. Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. О. Э. Мандельштам. «Ленинград». 1930 г.
— U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—| —U—|UU—|UU—|UU—| — U—|UU—|UU—|UU—|
Анапест
Способы рифмовки
По взаимному расположению рифмующихся строк рифмовка бывает
парная (смежная ) — аабб (1-2, 3-4),
кольцевая (опоясывающая) — aббa (1-4, 2-3),
перекрёстная — aбaб (1-3, 2-4)
По месту ударения различают рифму мужскую (ударение падает на последний слог) и женскую (ударение падает на предпоследний слог)
Парная рифмовка Перстами лёгкими как с о ́н Моих зениц коснулся о́н . Отверзлись вещие зен и́цы , Как у испуганной орл и́цы .
Пример М. Ю. Лермонтов, «Дары Терека»: женская рифма: «Терек воет, дик и зл ó бен»; мужская рифма: «Меж увесистых гром а́ д»
Кольцевая рифмовка Ночевала тучка золот а́я На груди утёса-велик а́на ; Утром в путь она умчалась р а ́но , По лазури весело игр а ́я .
Перекрёстная рифмовка Белеет парус одино́к ой В тумане моря голуб о́м !. . Что ищет он в стране далё́к ой ? Что кинул он в краю родн о ́м ?