Лучшие практики организации дополнительного образования технической направленности
Барышев Сергей Николаевич
Педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум»
В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, определены ключевые задачи для дополнительного образования детей технической направленности
- вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации , обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики;
- расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций для вовлечения детей в научную деятельность ;
- создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых
Приоритеты обновления содержания и технологий по техническим направленностям дополнительного образования детей
необходимо создать условия для вовлечения детей в создание:
- искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы,
- в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации,
- работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства,
- содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления.
Мир SPOD
Steady (устойчивый)
Predictable (предсказуемый)
Ordinary (простой)
Definite (определенный).
Мир VUCA
Volatility (нестабильный)
Uncertainty (неопределенный)
Complexity (сложный)
Ambiguity (неоднозначный).
ИНТЕГРАЦИЯ - актуальное направление обновления содержания в системе дополнительного образования детей
(как Объединение в одно целое каких-либо частей объекта, предмета, процесса (свойства которого часто изучаются в разных предметных областях)
Модель работы образовательные учреждений:
модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию
модель 2.0 -коллективное кейсовое обучение
Образование же стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика
вука мир , Факты о детях(подростках Родились с кнопкой )
Онлайн — ведущее измерение реальности Здесь легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи, чем в реальности
Онлайн формирует тренды Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит в онлайне
Воспринимают краткую и наглядную информацию
Быстрое переключение внимания Средний период концентрации на одном объекте — 8 секунд
«Нет» крупным формам Информация потребляется маленькими, «перекусочными» порциями
Наглядность информации Иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст
Основные формы реализации принципа интеграции в образовательном процессе
Где взаимодействовать?
Часть информации для молодежи должна быть сдвинута в интернет
Как взаимодействовать?
Лучше показывать, а не рассказывать
Что говорить?
Убеждать: объяснять, обсуждать, приводить аргументы
Что предлагать?
Стоит помогать в достижении краткосрочных целей, например, на год
«Они другие — мы должны это признать» И НАМ САМИМ НУЖНО МЕНЯТЬСя
STEАM (Science, Technology, Engineering, А (Arts) and Mathematics) – программа обучения, сочетающая занятия естественными науками, технологией, инженерией, математикой, искусством и гуманитарными науками.
практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации учебного процесса
T
новый подход в образовании, когда все отрасли естественно-научного и технического знания объединены, и ребёнок получает знания через решение творческих задач
E
S
учебный план, который спроектирован на основе идеи обучения с применением междисциплинарного и прикладного подхода
полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой
M
A
В STEAM-образовании активно развивается креативное направление, включающее творческие и художественные дисциплины – синтез науки и искусства (промышленный дизайн, архитектура, индустриальная эстетика и т.д.)
6
Основная суть и концептуальные основы STEAM-подхода в обучении
Суть STEAM подхода - «инженерный подход к изобретению», обязательно конечный готовый продукт, применение знаний из нескольких областей
- преодоление свойственной традиционному образованию оторванности от решения практических задач и выстраивание понятных обучающимся связей между учебными дисциплинами
- создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEAM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике
- развитие у обучающихся высокоорганизованного мышления и обучение их эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусства, посредством проектного обучения
Принципы STEAM-подхода в образовании
- Проектная форма организации образовательного процесса, в ходе которого обучающиеся объединяются в группы для совместного решения учебных задач.
- Практический характер учебных задач, результат решения которых может быть использован для нужд семьи, класса, школы, ВУЗа, предприятия, города и т.п.
- Межпредметный характер обучения: учебные задачи конструируются таким образом, что для их решения необходимо использование знаний сразу нескольких учебных дисциплин.
- Охват дисциплин, которые являются ключевыми для подготовки специалиста по прикладным научным исследованиям: предметы естественнонаучного цикла (физика, химия, биология), современные технологии и инженерные дисциплины.
Преимущества STEAM образования
-Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
-Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
-Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
-Формирование уверенности в своих силах.
-Активная коммуникация и командная работа.
-Развитие интереса к техническим дисциплинам.
-Креативные и инновационные подходы к проектам.
-Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
-Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
Инваритивные курсы в рамках уроков технологии в кванториуме.
Введение кейсовых блоков в программу решение которых требует введения интегративных курсов(блоков) в программу .
Организация конструкторского бюро –программа ДООП (в рамках реализации проектов и решения кейсов от партнеров реального сектора экономики )
Промышленная
робототехника
На базе существующих программ дополнительного образования:
Промышленная робототехника – курс радиоэлектроники.
Информационные технологии – приложения с геолокацией.
Кейсовых блоки в программах решение которых требует введения интегративных курсов(блоков) в программу.
Летающая
робототехника
радиоэлектроника
БПЛА
геолокация
Бионика
летающая
Авто,
биотехнологии
Хайтек, IT
ПРОЕКТЫ
Печатная плата для робота
ПРОЕКТЫ
Кванториум – территория открытий
Молодые инженеры
Детский технопарк Кванториум формирует историю успеха каждого ребенка
Спасибо за внимание