СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»».»

Класс: 1

Предмет: литературное чтение.

Тема урока «М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»».

Цель: формирование представления о рифме и важности звукоподражательных слов через чтение и анализ стихотворений М. Бородицкой. «Разговор с пчелой», И. Гамазковой. «Кто как кричит?».

Планируемые результаты (программа по предмету):

Личностные

Метапредметные (Р, П, К)

Предметные

Учится бережно относиться к природе.

П.: согласно заданному алгоритму находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

К.: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с тематикой стихотворений.

Р.: планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.

Знает, что такое рифма в стихотворном произведении, читает по ролям, верно передавая с помощью интонации характер героев произведения.



Задачи урока

Дидактические (обучающие)

Развивающие

Воспитательные

Сформировать представление о рифме и важности звукоподражательных слов через чтение и анализ стихотворений М. Бородицкой. «Разговор с пчелой», И. Гамазковой. «Кто как кричит?».


Развивать умение работать с текстовой информацией через чтение по ролям.


Формировать бережное отношение к природе через беседу о смысле стихотворения «Разговор с пчелой».


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

Узнаем, что такое рифма.

Научимся выразительно читать стихотворения «Разговор с пчелой» и «Кто как кричит?». Будем учиться подбирать рифму.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Принципы обучения: научный, доступности, наглядности.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, групповая, парная.

Средства и формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Оборудование для обучающихся: учебник, карточка для групповой работы.

Оборудование для учителя: портреты поэтов, аудиозапись стихотворения, фонограмма песни «У жирафа», мячик.

Основные термины, понятия, определения, правила: рифма.

Оформление классной доски.





Число
Классная работа

Портреты поэтов.

Ромашка





































Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг.этап


-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на места.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Создание положительного эмоционального настроя на урок. Активизация познавательной активности.

-Ребята, каких поэтов и писателей вы знаете?

-А знаете ли вы, что в нашем городе Омске тоже есть поэты и писатели, произведения которых даже поместили в ваш учебник по литературному чтению? Интересно узнать, кто же этот поэт?

-Об этом мы узнаем чуть позже, а сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которые пригодятся для успешной работы на уроке.








Мячик.

Варианты детей.



-Да.




Внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.

Актуализация знаний.

Выполнение речевой разминки и переход к теме урока.

-А теперь мы выполним речевую разминку, благодаря которой вы узнаете, с чем связан наш урок.

Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу

Жа-жа-жа мы увидели ежа

За-за-за здесь привязана коза

Ха-ха-ха есть у нас два петуха

-О ком чистоговорка?

-Кто может предположить, с какими произведениями мы сегодня познакомимся?





Повторяют чистоговорку за учителем.








-О животных.

-С произведениями о животных.

Построение проекта.


-Сегодня мы познакомимся со стихотворениями, а какими, вы узнаете, если откроете учебник на странице 16.

-Попробуйте сформулировать задачи нашего урока.


Учебник, стр.16

-Прочитать и проанализировать стихотворения «Разговор с пчелой» и «Кто как кричит?».

Реализация построенного проекта


-Ребята, начнем мы со стихотворения «Разговор с пчелой». Как вы думаете, почему оно так названо?

-А знакомы ли вы с творчеством автора этого стихотворения?

Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954Москва) Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви».

-Сейчас мы прослушаем аудиозапись стихотворения. Пока будете слушать, подумайте, кто участвует в разговоре.

-Кто участвует в разговоре?

- За что пчела ужалила мальчика?

- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?

- А как пчела жужжит?

- Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах?

- А можно ли это стихотворение прочитать по ролям? (по ролям - это значит, слова пчелы читает один человек, а слова автора – другой).

Задание 1:

- Потренируйтесь в парах (вспомнить правила работы в парах), один читает слова автора, а другой слова пчелы. Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что спе­циально подобранные в стихотворении слова с определен­ным звуком помогают оживить картину.

Задание 2:

Составить небольшой диалог между малышом и пчелой так, чтобы они не ссорились, а, наоборот, подружились.


-А теперь мы послушаем выразительное чтение некоторых пар и ваши диалоги. (спросить 2-3 пары). Оценить чтение: правильно прочитано по ролям, выразительное чтение,

Портрет Бородицкой.


































Учебник, стр.16

-Оно так названо, потому что в нем описывается беседа с пчелой.

Варианты детей.









Слушают стихотворение.



-В разговоре участвуют мальчик и пчела.

-Мальчик сорвал цветок.



-Цветы нельзя рвать просто так. Можно сорвать, чтобы подарить.



-Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.




-Можно.








Выразительно читают по ролям.


Физминутка

Снятие физического и эмоционального напряжения.

-Я думаю, вы подустали. Давайте немного отдохнем.

Фонограмма песни «У жирафа».

Повторяют движения за учителем.

Реализация построенного проекта.


-Нам пора продолжать работу. И мы будем знакомиться со стихотворением «Кто как кричит?», которое написала Инна Липовна Гамазкова. Родилась она в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. Инна Гамазкова изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работала редактором в сказочном журнале «Жили-были».


- Как вы думаете, о чем стихотворение «Кто как кричит?»?

- Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова

- Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию?

- Прочитаем стихотворение по две строчки и подберем правильный ответ. (Учитель предлагает некоторым учеником прочитать вслух две строчки).

- Почему трудно произно­сить правильный ответ? Давайте проверим ваши предположения, прочитав сноску в учебнике.

- Почему стихотворение получилось веселым?

Портрет Гамазковой.


















Учебник, стр.17

Слушают учителя.













Варианты детей.

Дополняют строчки стихотворения.



По звучанию правильны, а по смыслу нет.

Читают, дополняя правильными ответами.


Варианты детей. Затем читают информацию о рифме в учебнике.



Первичное закрепление.

Закрепление понятия «рифма».

-А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить следующее задание. На карточках записаны строчки, ваша задача обсудить в группе, какая рифма подходит к этим строкам, и записать ответ.

-Проверим, какие рифмы получились у групп. Одна группа читает строки, другие оценивают.

Карточка №1.

Работают в группах над созданием рифмы.

Подведение итогов. Рефлексия.

Оценивание результатов урока.

-Ребята, наш урок подходит к завершению. Нам нужно подвести итоги урока. А поможет нам в этом ромашка. На ее лепестках написаны вопросы, отвечая на которые мы подведем итог.

Вопросы на ромашке:

-Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой.

- Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

-Что объединяет эти произведения?

- Назовите их авторов.

- Какое стихотворение больше всего понравилось?

-С каким литературным понятием мы познакомились?

-Что понравилось на уроке?

- С какими трудностями столкнулись на уроке?

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. Зеленый смайлик, если вы хорошо поработали на уроке, желтый, если нужно еще поработать и красный, если вы совсем ничего не усвоили.

-Спасибо за работу! Урок окончен.



















-Прочитать и проанализировать стихотворения «Разговор с пчелой» и «Кто как кричит?».

-«Разговор с пчелой» и «Кто как кричит?».

-Эти произведения о животных.



-Марина Яковлевна Бородицкая. Инна Липовна Гамазкова.




-Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.


Оценивают свою работу на уроке.