Портреты поэтов.
Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг.этап | | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на места. | | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | Создание положительного эмоционального настроя на урок. Активизация познавательной активности. | -Ребята, каких поэтов и писателей вы знаете? -А знаете ли вы, что в нашем городе Омске тоже есть поэты и писатели, произведения которых даже поместили в ваш учебник по литературному чтению? Интересно узнать, кто же этот поэт? -Об этом мы узнаем чуть позже, а сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которые пригодятся для успешной работы на уроке. | Мячик. | Варианты детей. -Да. Внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д. |
Актуализация знаний. | Выполнение речевой разминки и переход к теме урока. | -А теперь мы выполним речевую разминку, благодаря которой вы узнаете, с чем связан наш урок. Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу Жа-жа-жа мы увидели ежа За-за-за здесь привязана коза Ха-ха-ха есть у нас два петуха -О ком чистоговорка? -Кто может предположить, с какими произведениями мы сегодня познакомимся? | | Повторяют чистоговорку за учителем. -О животных. -С произведениями о животных. |
Построение проекта. | | -Сегодня мы познакомимся со стихотворениями, а какими, вы узнаете, если откроете учебник на странице 16. -Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. | Учебник, стр.16 | -Прочитать и проанализировать стихотворения «Разговор с пчелой» и «Кто как кричит?». |
Реализация построенного проекта | | -Ребята, начнем мы со стихотворения «Разговор с пчелой». Как вы думаете, почему оно так названо? -А знакомы ли вы с творчеством автора этого стихотворения? Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954, Москва) Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви». -Сейчас мы прослушаем аудиозапись стихотворения. Пока будете слушать, подумайте, кто участвует в разговоре. -Кто участвует в разговоре? - За что пчела ужалила мальчика? - Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать? - А как пчела жужжит? - Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? - А можно ли это стихотворение прочитать по ролям? (по ролям - это значит, слова пчелы читает один человек, а слова автора – другой). Задание 1: - Потренируйтесь в парах (вспомнить правила работы в парах), один читает слова автора, а другой слова пчелы. Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину. Задание 2: Составить небольшой диалог между малышом и пчелой так, чтобы они не ссорились, а, наоборот, подружились. -А теперь мы послушаем выразительное чтение некоторых пар и ваши диалоги. (спросить 2-3 пары). Оценить чтение: правильно прочитано по ролям, выразительное чтение, | Портрет Бородицкой. Учебник, стр.16 | -Оно так названо, потому что в нем описывается беседа с пчелой. Варианты детей. Слушают стихотворение. -В разговоре участвуют мальчик и пчела. -Мальчик сорвал цветок. -Цветы нельзя рвать просто так. Можно сорвать, чтобы подарить. -Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин. -Можно. Выразительно читают по ролям. |
Физминутка | Снятие физического и эмоционального напряжения. | -Я думаю, вы подустали. Давайте немного отдохнем. | Фонограмма песни «У жирафа». | Повторяют движения за учителем. |
Реализация построенного проекта. | | -Нам пора продолжать работу. И мы будем знакомиться со стихотворением «Кто как кричит?», которое написала Инна Липовна Гамазкова. Родилась она в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. Инна Гамазкова изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работала редактором в сказочном журнале «Жили-были». - Как вы думаете, о чем стихотворение «Кто как кричит?»? - Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова - Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию? - Прочитаем стихотворение по две строчки и подберем правильный ответ. (Учитель предлагает некоторым учеником прочитать вслух две строчки). - Почему трудно произносить правильный ответ? Давайте проверим ваши предположения, прочитав сноску в учебнике. - Почему стихотворение получилось веселым? | Портрет Гамазковой. Учебник, стр.17 | Слушают учителя. Варианты детей. Дополняют строчки стихотворения. По звучанию правильны, а по смыслу нет. Читают, дополняя правильными ответами. Варианты детей. Затем читают информацию о рифме в учебнике. |
Первичное закрепление. | Закрепление понятия «рифма». | -А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить следующее задание. На карточках записаны строчки, ваша задача обсудить в группе, какая рифма подходит к этим строкам, и записать ответ. -Проверим, какие рифмы получились у групп. Одна группа читает строки, другие оценивают. | Карточка №1. | Работают в группах над созданием рифмы. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Оценивание результатов урока. | -Ребята, наш урок подходит к завершению. Нам нужно подвести итоги урока. А поможет нам в этом ромашка. На ее лепестках написаны вопросы, отвечая на которые мы подведем итог. Вопросы на ромашке: -Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой. - Как называются произведения, которые мы читали на уроке? -Что объединяет эти произведения? - Назовите их авторов. - Какое стихотворение больше всего понравилось? -С каким литературным понятием мы познакомились? -Что понравилось на уроке? - С какими трудностями столкнулись на уроке? Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. Зеленый смайлик, если вы хорошо поработали на уроке, желтый, если нужно еще поработать и красный, если вы совсем ничего не усвоили. -Спасибо за работу! Урок окончен. | | -Прочитать и проанализировать стихотворения «Разговор с пчелой» и «Кто как кричит?». -«Разговор с пчелой» и «Кто как кричит?». -Эти произведения о животных. -Марина Яковлевна Бородицкая. Инна Липовна Гамазкова. -Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Оценивают свою работу на уроке. |