СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов "Морская царевна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов "Морская царевна"»

М.Ю.Лермонтов .  Морская царевна .

М.Ю.Лермонтов .

Морская царевна .

Словарная работа: Ушами прядет – насторожив уши, подергивать туда и сюда, от испуга, робости, нетерпения. Лихие друзья    – молодецкие, бойкие, проворные,  удалые, смелые.

Словарная работа:

Ушами прядет – насторожив уши, подергивать туда и сюда, от испуга, робости, нетерпения.

Лихие друзья    – молодецкие, бойкие, проворные,  удалые, смелые.

Прочитайте стихотворение: В море царевич купает коня,  Слышит: «Царевич! взгляни на меня!» Фыркает конь и ушами прядёт,  Брызжет и плещет, и дале плывёт. Слышит царевич: «Я царская дочь!  Хочешь провесть ты с царевною ночь?» Вот показалась рука из воды,  Ловит за кисти шелко́вой узды. Вышла младая потом голова,  В косу вплелася морская трава. Синие очи любовью горят,  Брызги на шее как жемчуг дрожат. Мыслит царевич: «Добро же! постой!»

Прочитайте стихотворение:

В море царевич купает коня, Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядёт, Брызжет и плещет, и дале плывёт.

Слышит царевич: «Я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелко́вой узды.

Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят, Брызги на шее как жемчуг дрожат.

Мыслит царевич: «Добро же! постой!»

За́ косу ловко схватил он рукой. Держит, рука боевая сильна: Плачет, и молит, и бьётся она. К берегу витязь отважно плывёт;  Выплыл; товарищей громко зовёт: «Эй вы! сходитесь, лихие друзья!  Гляньте, как бьётся добыча моя… Что ж вы стоите смущенной толпой?  Али красы не видали такой?» Вот оглянулся царевич назад:  Ахнул! Померк торжествующий взгляд. Видит, лежит на песке золотом  Чудо морское с зелёным хвостом; Хвост чешуёю змеиной покрыт,  Весь замирая, свиваясь, дрожит. Будет он помнить про царскую дочь!

За́ косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна:

Плачет, и молит, и бьётся она.

К берегу витязь отважно плывёт; Выплыл; товарищей громко зовёт:

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьётся добыча моя…

Что ж вы стоите смущенной толпой? Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! Померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом Чудо морское с зелёным хвостом;

Хвост чешуёю змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит.

Будет он помнить про царскую дочь!

Пена струями сбегает с чела,  Очи одела смертельная мгла. Бледные руки хватают песок,  Шепчут уста непонятный упрёк… Едет царевич задумчиво прочь.

Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок, Шепчут уста непонятный упрёк…

Едет царевич задумчиво прочь.

Отвечаем на вопросы: 1. Какие миры изображены в стихотворении? Назовите их. Что является границей?   В стихотворении изображены два мира: реальный и волшебный, потусторонний, морское царство. Граница – морской берег. 2. Каким мирам принадлежат герои? Витязь принадлежит реальному миру, а царевна – волшебному. Опишите портрет морской царевны. Морская царевна прекрасна: у нее синие глаза, длинная коса. Автор использует сравнение ( брызги на шее, как жемчуг, дрожат ) и метафору ( очи горят ), чтобы подчеркнуть ее красоту.

Отвечаем на вопросы:

1. Какие миры изображены в стихотворении? Назовите их. Что является границей?

  В стихотворении изображены два мира: реальный и волшебный, потусторонний, морское царство. Граница – морской берег.

2. Каким мирам принадлежат герои?

Витязь принадлежит реальному миру, а царевна – волшебному.

  • Опишите портрет морской царевны.

Морская царевна прекрасна: у нее синие глаза, длинная коса. Автор использует сравнение ( брызги на шее, как жемчуг, дрожат ) и метафору ( очи горят ), чтобы подчеркнуть ее красоту.

Отвечаем на вопросы: Почему витязю захотелось ее поймать? Морская царевна заманивает витязя, очаровывает и околдовывает его. Герою она кажется слабой, беззащитной, легкой добычей. Он считает, что обхитрил, победил нечистую силу и теперь будет обладать прекрасной пленницей. 5 . Отчего прекрасная героиня превратилась в «чудо морское»?   Но в реальном мире волшебная царевна меняет облик и превращается в «чудо морское», т.е. в страшную русалку. Она не может жить вне морского царства и погибает. Почему опечалился молодой царевич? Кто победил в поединке? Молодой царевич опечален, он победил в поединке с нечистью, но не чувствует торжества. Образ прекрасной таинственной девушки он не забудет никогда, так как успел полюбить ее. Можно сказать, что морская царевна все же добилась своей цели и очаровала героя .

Отвечаем на вопросы:

  • Почему витязю захотелось ее поймать?

Морская царевна заманивает витязя, очаровывает и околдовывает его. Герою она кажется слабой, беззащитной, легкой добычей. Он считает, что обхитрил, победил нечистую силу и теперь будет обладать прекрасной пленницей.

5 . Отчего прекрасная героиня превратилась в «чудо морское»?

  Но в реальном мире волшебная царевна меняет облик и превращается в «чудо морское», т.е. в страшную русалку. Она не может жить вне морского царства и погибает.

  • Почему опечалился молодой царевич? Кто победил в поединке?

Молодой царевич опечален, он победил в поединке с нечистью, но не чувствует торжества. Образ прекрасной таинственной девушки он не забудет никогда, так как успел полюбить ее. Можно сказать, что морская царевна все же добилась своей цели и очаровала героя .

Домашнее задание: Запишите план стихотворения в тетрадь . Восторг царевича, увидевшего красавицу-русалку. Желание царевича похвастаться перед друзьями. Его разочарование и жалость после гибели царевны.

Домашнее задание:

Запишите план стихотворения в тетрадь

.

  • Восторг царевича, увидевшего красавицу-русалку.
  • Желание царевича похвастаться перед друзьями.
  • Его разочарование и жалость после гибели царевны.