Урок литературного чтения.
Тема: М. М. Зощенко «Золотые слова»
Класс: 3 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Друг на друга посмотрели.
Улыбнулись.
Девочки тихо сели.
Мальчики тихо сели
И все на меня посмотрели
II. Речевая разминка.
Урок литературного чтения мы начнём со скороговорки (слайд № 1)
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
- Как вы понимаете смысл скороговорки. (ответы детей)
- Почему человека сравнивают именно сороки?
(Болтливого человека сравнивают с сорокой)
(Проговариваем хором, затем по одному по желанию)
- Посмотрели на слайд, помогите расшифровать что здесь написано (слайд № 2). (ответы детей)
- Попробуем спрогнозировать тему урока. (ответы детей)
- Сформулируем задачу урока. (ответы детей)
- Откройте учебник с. 144. Прочитайте названия произведения, которое мы будем сегодня читать.
- Объясните значение слова золотые. (ответы детей)
-Предположите, что означает словосочетание «золотые слова». (ответы детей)
-Прочитав, это произведение вы узнаете, что значат «золотые слова». (слайд № 3)
Итак, М. М, Зощенко. Его отец был художником. Мама – актрисой. А пра прадедушка архитектором. В старину архитектора звали зодчим, отсюда и пошла фамилия Зодченко, а позже, как удобнее было произносить, стали произносить Зощенко. М. М. был писателем сатириком (слайд № 3). Кто такой сатирик? (ответы детей)
-Согласны? (ответы детей)
Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.
- Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? (слайд № 4)
Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.
Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: (слайд № 5) «Умные животные», «Смешные рассказы», «Рассказы о войне», а своё детство М. М. описал в произведении «Лёля и Минька», ,где Минька он сам, а Лёлька это его старшая сестра. В этих рассказах сочетается юмор и серьёзность. Эти рассказы интересно читать не только детям, но и взрослым. Перед знакомством с произведением Зощенко «Золотые слова» значение которых мы попробуем сейчас объяснить.
III. Словарная работа. (слайд № 6)
(На слайде записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, зачитывают слова со слайда.)
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
IV. Знакомство с произведением.
Приём «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает осмысление прочитанного.
1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
1). Прослушивание 1 части(аудиозаписи) (слайд № 7)
Беседа по прочитанному.
-От чего имени ведётся рассказ?
-Найдите и прочитайте, почему дети любили ужинать со взрослыми? (ответы детей)
-Найдите и прочитайте, почему папин начальник злился весь ужин на детей? (ответы детей)
- Найдите и прочитайте, как наказал отец Миньку и Лёлю? (ответы детей)
- Расскажите, как, нужно себя вести за столом во время еды. (ответы детей)
2). Чтение по цепочке 2 части.
2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Беседа по прочитанному.
- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим? (ответы детей)
-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? (ответы детей)
-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? (ответы детей)
-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. (ответы детей)
-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло? (ответы детей)
3). Чтение 3 части «про себя».
Беседа по прочитанному.
-Почему папа назвал их поведение глупым? (ответы детей)
Работа по карточкам (проверка осмысления прочитанного).
- У вас на столе карточки. На них план текста. Он рассыпался. Нужно восстановить последовательность каждого пункта. Взяли карандашики, работаем.
Проверка самостоятельной работы
- Предположите во сколько баллов можно оценить это задание. (7 баллов по 1 баллу за каждый правильно восстановленный пункт)
- Согласны? (ответы детей)
- Поставьте на карточки цифру 7. Поменялись с соседом карточкой. Проверяем по эталону. (слайд № 8)
-Закончили проверку. Оценили работу соседа. Поменялись карточками.
Взаимообратная связь.
-Кто набрал 6 – 7 баллов поднимите руку. Молодцы, вы читали внимательно. Кто набрал 4 - 5 баллов? Хорошо. Кто из вас набрал 2 – 3 балла? Вы читали не очень внимательно, нам с вами предстоит ещё работа на следующем уроке
V. Беседа.
-Вернёмся к учебникам и найдите слова папы в тексте, которые писатель запомнил, оценил. (ответы детей)
-Что такое абсурд? Найдите значение этого слова в словаре (ответы детей)
-А теперь, как вы объясните название произведения «Золотые слова»? (ответы детей)
- Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».
VI.Итог урока.
Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.
Познакомившись с рассказом М. Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? (ответы детей)
Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
VII. Рефлексия. (слайд № 9)
Закончите урок одним из предложений:
Мне очень хочется ….
Я знаю, что …
Своим поведением …
VIII. Домашнее задание. (слайд № 10)
-Приготовить краткий пересказ или приготовить
Приложение
Восстановите правильный порядок событий
План:

Помилование и папины условия.

Папин совет или Золотые слова.

Ужин со взрослыми.

Плохое воспитание или История о пожарном.

Наказание.
Заключение или Золотые слова жизни.

Главное преступление или случай с маслом в чае.
Интернет ресурсы:
1. Портрет М. М. Зощенко http://lib.rus.ec/files/12357213904718.jpg
2. Фото музея м. М. Зощенко https://yandex.ru/images/search?pos=25&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0d43%2F00071222-52c5d1e5%2Fimg9.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F+%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%B2+%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%аB1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5&rpt=simage&lr=66&source=wiz
3. Звукозапись рассказа «Золотые слова» М. М. Зощенко http://detskiychas.ru/audio-skazki/zoshhenko_zolotye_slova/