СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. М. Зощенко «Золотые слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Знакомство учащихся с биографией и творчеством М.М. Зо-щенко.

Просмотр содержимого документа
«Золотые слова М. М. Зощенко»




Урок литературного чтения.

Тема: М. М. Зощенко «Золотые слова»

Класс: 3 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.


Ход урока:

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Друг на друга посмотрели.

Улыбнулись.

Девочки тихо сели.

Мальчики тихо сели

И все на меня посмотрели

II. Речевая разминка.

Урок литературного чтения мы начнём со скороговорки (слайд № 1)


Три сороки – тараторки тараторили на горке.

- Как вы понимаете смысл скороговорки. (ответы детей)

- Почему человека сравнивают именно сороки?

(Болтливого человека сравнивают с сорокой)

(Проговариваем хором, затем по одному по желанию)

- Посмотрели на слайд, помогите расшифровать что здесь написано (слайд № 2). (ответы детей)

- Попробуем спрогнозировать тему урока. (ответы детей)

- Сформулируем задачу урока. (ответы детей)

- Откройте учебник с. 144. Прочитайте названия произведения, которое мы будем сегодня читать.

- Объясните значение слова золотые. (ответы детей)

-Предположите, что означает словосочетание «золотые слова». (ответы детей)

-Прочитав, это произведение вы узнаете, что значат «золотые слова». (слайд № 3)

Итак, М. М, Зощенко. Его отец был художником. Мама – актрисой. А пра прадедушка архитектором. В старину архитектора звали зодчим, отсюда и пошла фамилия Зодченко, а позже, как удобнее было произносить, стали произносить Зощенко. М. М. был писателем сатириком (слайд № 3). Кто такой сатирик? (ответы детей)

-Согласны? (ответы детей)

Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.

- Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? (слайд № 4)

Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.

Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: (слайд № 5) «Умные животные», «Смешные рассказы», «Рассказы о войне», а своё детство М. М. описал в произведении «Лёля и Минька», ,где Минька он сам, а Лёлька это его старшая сестра. В этих рассказах сочетается юмор и серьёзность. Эти рассказы интересно читать не только детям, но и взрослым. Перед знакомством с произведением Зощенко «Золотые слова» значение которых мы попробуем сейчас объяснить.

III. Словарная работа. (слайд № 6)

(На слайде записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, зачитывают слова со слайда.)

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаятьсясознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.


IV. Знакомство с произведением.

Приём «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает осмысление прочитанного.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

1). Прослушивание 1 части(аудиозаписи) (слайд № 7)

Беседа по прочитанному.

-От чего имени ведётся рассказ?

-Найдите и прочитайте, почему дети любили ужинать со взрослыми? (ответы детей)

-Найдите и прочитайте, почему папин начальник злился весь ужин на детей? (ответы детей)

- Найдите и прочитайте, как наказал отец Миньку и Лёлю? (ответы детей)

- Расскажите, как, нужно себя вести за столом во время еды. (ответы детей)

2). Чтение по цепочке 2 части.

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Беседа по прочитанному.

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим? (ответы детей)


-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? (ответы детей)

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? (ответы детей)

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. (ответы детей)

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло? (ответы детей)

3). Чтение 3 части «про себя».

Беседа по прочитанному.


-Почему папа назвал их поведение глупым? (ответы детей)

Работа по карточкам (проверка осмысления прочитанного).

- У вас на столе карточки. На них план текста. Он рассыпался. Нужно восстановить последовательность каждого пункта. Взяли карандашики, работаем.

Проверка самостоятельной работы

- Предположите во сколько баллов можно оценить это задание. (7 баллов по 1 баллу за каждый правильно восстановленный пункт)

- Согласны? (ответы детей)

- Поставьте на карточки цифру 7. Поменялись с соседом карточкой. Проверяем по эталону. (слайд № 8)

-Закончили проверку. Оценили работу соседа. Поменялись карточками.

Взаимообратная связь.

-Кто набрал 6 – 7 баллов поднимите руку. Молодцы, вы читали внимательно. Кто набрал 4 - 5 баллов? Хорошо. Кто из вас набрал 2 – 3 балла? Вы читали не очень внимательно, нам с вами предстоит ещё работа на следующем уроке

V. Беседа.

-Вернёмся к учебникам и найдите слова папы в тексте, которые писатель запомнил, оценил. (ответы детей)

-Что такое абсурд? Найдите значение этого слова в словаре (ответы детей)

-А теперь, как вы объясните название произведения «Золотые слова»? (ответы детей)

- Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

VI.Итог урока.

Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

Познакомившись с рассказом М. Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? (ответы детей)

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

VII. Рефлексия. (слайд № 9)

Закончите урок одним из предложений:


Мне очень хочется ….

Я знаю, что …

Своим поведением …

VIII. Домашнее задание. (слайд № 10)

-Приготовить краткий пересказ или приготовить





Приложение

Восстановите правильный порядок событий


План:


Rectangle 17

Помилование и папины условия.

Rectangle 18

Папин совет или Золотые слова.

Rectangle 19

Ужин со взрослыми.

Rectangle 20

Плохое воспитание или История о пожарном.

Rectangle 21

Наказание.


Rectangle 22 Заключение или Золотые слова жизни.

Rectangle 16

Главное преступление или случай с маслом в чае.

Интернет ресурсы:

1. Портрет М. М. Зощенко http://lib.rus.ec/files/12357213904718.jpg

2. Фото музея м. М. Зощенко https://yandex.ru/images/search?pos=25&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0d43%2F00071222-52c5d1e5%2Fimg9.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F+%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%B2+%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%аB1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5&rpt=simage&lr=66&source=wiz

3. Звукозапись рассказа «Золотые слова» М. М. Зощенко http://detskiychas.ru/audio-skazki/zoshhenko_zolotye_slova/


Просмотр содержимого презентации
«3олотые слова М. М. Зощенко»

Тема:  Михаил Михайлович Зощенко  «Золотые слова» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3 класс МБОУ «Нижнеомская СШ №2» Учитель: Станчас Ирина Ивановна

Тема: Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова»

УМК «Школа России»

Литературное чтение, 3 класс

МБОУ «Нижнеомская СШ №2»

Учитель: Станчас Ирина Ивановна

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

Михаил Михайлович Зощенко - писатель и сатирик

Михаил Михайлович Зощенко -

писатель и сатирик

Государственный литературно – мемориальный музей М. М. Зощенко в городе Санкт-Петербурге

Государственный литературно – мемориальный музей

М. М. Зощенко в городе Санкт-Петербурге

– стала заманчивой, приятной. Прельщала   – отравиться угаром, потерять соображение . Угореть     – отравился угаром. У горевший  – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими . Развязно –  сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом . Раскаяться  

– стала заманчивой, приятной.

Прельщала

– отравиться угаром, потерять соображение .

Угореть

– отравился угаром.

У горевший

– излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими .

Развязно

–  сознавать, что поступил

дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом .

Раскаяться  

План : 1. Ужин со взрослыми .  2. Плохое воспитание или История о пожарном .  3. Наказание .  4. Помилование и папины условия.  5. Главное преступление или Случай с маслом в чае.  6 .  Папин совет или Золотые слова.  7.Заключение или Золотые слова жизни .

План :

1. Ужин со взрослыми .

2. Плохое воспитание или История о пожарном .

3. Наказание .

4. Помилование и папины условия.

5. Главное преступление или Случай с маслом в чае.

6 . Папин совет или Золотые слова.

7.Заключение или Золотые слова жизни .

Рефлексия - Мне очень хочется…. - Я знаю … - Своим поведением….

Рефлексия

- Мне очень хочется….

- Я знаю …

- Своим поведением….

Домашнее задание Задания по выбору: приготовить краткий пересказ или чтение по ролям.

Домашнее задание

Задания по выбору:

приготовить краткий пересказ

или чтение по ролям.

Портрет М. М. Зощенко http://lib.rus.ec/files/12357213904718.jpg Фото музея м. М. Зощенко  https://yandex.ru/images/search?pos=25&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0d43%2F00071222-52c5d1e5%2Fimg9.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F+%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%B2+%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0% а B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5&rpt=simage&lr=66&source=wiz Звукозапись рассказа «Золотые слова» М. М. Зощенко http://detskiychas.ru/audio-skazki/zoshhenko_zolotye_slova/

Портрет М. М. Зощенко http://lib.rus.ec/files/12357213904718.jpg

Фото музея м. М. Зощенко https://yandex.ru/images/search?pos=25&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0d43%2F00071222-52c5d1e5%2Fimg9.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F+%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%B2+%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0% а B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5&rpt=simage&lr=66&source=wiz

Звукозапись рассказа «Золотые слова» М. М. Зощенко http://detskiychas.ru/audio-skazki/zoshhenko_zolotye_slova/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя